Начало > Эко новости > ГМО под запретом

ГМО под запретом

14/07/2016 14:25 / 👁 1105 / Источник "Российская газета" / Поделиться:
С июля в России запрещено выращивать растения и животных, генная программа которых изменена методами генной инженерии. Сделано лишь одно исключение: в исследовательских целях ГМО заниматься можно.Такова суть нашумевшего "анти-ГМО"-закона, при его разработке столкнулись в жестком противостоянии противники и сторонники генной инженерии. На запрете настаивал минсельхоз. ГМ-еды мы привычно боимся, а вот генно-инженерные лекарства считаем самыми лучшими и безопасными. Фото: REUTERS ГМ-еды мы привычно боимся, а вот генно-инженерные лекарства считаем самыми лучшими и безопасными. Фото: REUTERS

Такова суть нашумевшего "анти-ГМО"-закона, при его разработке столкнулись в жестком противостоянии противники и сторонники генной инженерии. На запрете настаивал минсельхоз. По мнению его главы Александра Ткачева, Россия может стать лидером в производстве экологических продуктов, без "химии" и геномных усовершенствований. Общественное мнение также на стороне запрета - по данным ВЦИОМ, его поддерживают 57% россиян.

В то же время еще в 2014 году, когда стал активно обсуждаться вопрос, пускать ли ГМО на российский рынок, и если да, то на каких условиях, в защиту генной инженерии в открытом письме высказались более 200 ученых - генетиков, биологов.

Страсти по ГМО бурлят не только в России. Свои "тупо- и остроконечники" есть во всех странах. Две недели назад более 100 нобелевских лауреатов обратились к Гринпис, призвав прекратить войну против ГМО. Поводом стала кампания Гринпис против выращивания в бедных странах Азии трансгенного "золотого риса".

Обычный рис - главная еда азиатских народов - лишен витамина А. Потому один из бичей в этом регионе - слепота, вызываемая его острой нехваткой. В геном обычного риса ученые встроили ген, отвечающий за синтез каротина (этот провитамин А придает оранжевый цвет моркови и абрикосам). Новый сорт риса приобрел ярко-желтый оттенок. Достаточно съесть всего 100-200 граммов "золотых" зерен, чтобы получить суточную норму каротина. Но распространить новую культуру в Юго-Восточной Азии не удается: ее настороженно принимает местное население, а Гринпис развернул мощную "антирисовую" кампанию.

"Золотой рис - это не единственный пример удивительных свойств новых продуктов, полученных с помощью генной инженерии, - рассказала "РГ" одна из подписантов открытого письма, глава Совета по общественному здоровью и проблемам демографии Дарья Халтурина. - В подмосковном биокластере Пущино создан новый сорт сверхсладкой земляники - такой вкус обеспечивается за счет особого белка, а вот сахара в ней совсем немного, так что ее могут спокойно есть больные диабетом. Еще пример - "лекарственные" козы. Изменив их геном, ученым удалось добиться высокой концентрации белка лактоферина в их молоке, что делает его максимально приближенным по иммуногенным свойствам к женскому молоку. Добавка лактоферина в питание недоношенных детей снижает их смертность. В Канаде и Англии уже продаются особые фиолетовые помидоры, в них с помощью встроенного гена львиного зева запущен процесс синтеза антоцианов - эти вещества, которые содержатся, например, в чернике, полезны для мозга, для здоровья глаз, а еще они мощные антиоксиданты, обладающие противораковыми свойствами. Я занимаюсь изучением процессов старения и увеличения продолжительности жизни. Так вот, когда проводились опыты на мышах, оказалось, что добавление сока трансгенных фиолетовых помидоров повышало продолжительность жизни животных на 30%, снижая частоту рака".

А как же повсеместно распространяемые "страшилки" - фото и видео крыс, пораженных опухолями после поедания ГМ-кукурузы?

В Институте питания РАМН такие эксперименты проводятся с конца 90-х. Влияние разных ГМ-продуктов проверяется на трех поколениях грызунов. По словам директора института академика РАМН Виктора Тутельяна, исследователи не обнаружили отклонений ни в здоровье, ни в работе репродуктивной системы животных.

"Более 1700 исследований по поводу безопасности ГМО проведено в разных странах за последние 10 лет, - поясняет Дарья Халтурина. - Все ведущие научные организации пришли к выводу: не получено никаких данных о рисках негативного влияния на здоровье ГМО по сравнению с обычными продуктами. В тех буквально 2-3 случаях, когда исследователи сообщали о негативных результатах, - либо эксперименты проводились с нарушениями, либо не удавалось воспроизвести те же результаты при повторных экспериментах".

Интересно, что споры по поводу ГМ-еды продолжаются уже много лет. А в медицине генно-инженерные инсулины, интерфероны и прочие биопрепараты применяются успешно, и сомнений в их безопасности не возникает.

Конечно, за продолжающейся "дракой" стоят мощные силы. Есть мировой лидер в производстве ГМ-семян, защищающий свои интересы. Но ничуть не меньше вкладывают в конкурентную борьбу и компании, специализирующиеся на органическом земледелии. На теме ГМО делают имена, карьеры и деньги. Доходит до анекдота: вместо качественного соевого белка в колбасу для "связывания" фарша в единую массу добавляют коллаген из шкур животных, обедняя продукт. А на пачках соли торжественно пишут "Без ГМО".

И все же вряд ли можно заподозрить в ангажированности ученых с мировым именем, нобелевских лауреатов.

как у них

Не спешат активно "продвигать" ГМО и в Европе. В Германии, Австрии, Венгрии и Франции их выращивание запрещено. На днях продлила до 2021 года мораторий и Швейцария. Паузу взяли для того, чтобы разработать законодательную базу, которая позволит в будущем отделять участки с ГМ-культурами от "обычных" полей.

Правда, страхи у населения тут, скорее всего, ни при чем. Просто Швейцария, как и прочие европейские "тяжеловесы", пока не испытывает необходимости в выращивании ГМ- сортов - хватает обычной еды.

Но научные разработки в Европе поддерживают. Например, на станции Agroscope под Цюрихом проводят эксперименты по созданию картофеля, устойчивого к мучнистой росе. А еще ученые решили спасти популярный сорт яблок "Гала Галакси". Яблоневые и грушевые сады в Европе косит опасная инфекция - бактериальный ожог. Европейской "неженке" "привили" ген дикой сибирской яблони, устойчивой к этому заболеванию.

Правда, работая над новыми суперкультурами, ученые обязаны принять все меры, чтобы ГМО оставались только на отведенных им экспериментальных участках и не шагнули на обычные поля и в сады.

В некоторых европейских странах - Испании, Португалии, Румынии, Словакии, Чехии - ГМ-растения уже "сосуществуют" на полях с обычными. Правда, разрешена пока только одна культура: кукуруза.

В США и Канаде разницы между ГМ и традиционными сортами не делают: производство регулируется одинаковыми нормами, до сих пор не было требования указывать наличие ГМО на упаковках с продуктами. Но, возможно, и в этих странах произойдут изменения. Буквально на днях конгресс США принял решение об обязательной маркировке продуктов с ГМО.

В то же время в Северной Америке растет популярность биопродуктов. Производители утверждают, что используют технологии "чистого" земледелия, выращивая растения без минеральных удобрений и пестицидов, а животных - на естественных кормах, без стимуляторов и антибиотиков. Такое "органическое" молоко и "чистые" биопомидоры продаются в особых магазинах и стоят заметно дороже обычных. Но спрос на них большой.

Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Ирина Невинная