Однако его рекорд побит: зоологи, несколько месяцев наблюдавшие за клюворылами (Ziphius cavirostris), сообщают в веб-журнале PLoS ONE, что эти киты ныряют на 2 992 метра и проводят под водой 138 минут.
Клюворылы — одни из самых малоизученных китообразных. Почему? Они предпочитают проводить большую часть времени на огромной глубине и вдали от берега, стараясь не сближаться с судами. Некоторые виды вообще известны только по их останкам, выброшенным на берег.
Тем не менее Расселл Эндрюс (Russel Andrews) из Аляскинского университета в Фэрбенксе (США) и его коллеги ухитрились поставить датчики слежения восьми обыкновенным клюворылам (а это на сегодня наиболее изученные представители группы). Зоологов интересовало в первую очередь то, как на животных действуют сонары. Известно, что посторонние эхолокационные шумы часто сбивают с толку китов, и есть предположение, что это одна из причин суицидального поведения этих животных: мол, сонары «достают» китов настолько, что они выбрасываются на берег.
Клюворылов на берегу находили на средиземноморском побережье, на Канарских и Багамских островах, однако, например, у берегов Южной Калифорнии, где проходят испытания военных сонаров, таких случаев гибели зарегистрировано не было. Чтобы понять, как всё-таки на клюворылов действует эта техника, исследователи и предприняли свою эпопею с многомесячным слежением за восемью китами.
В среднем клюворылы ныряли на глубину около 1 400 м, но двое отличились особо — по глубине и длительности. Поначалу зоологи даже не поверили почти трёхкилометровым показаниям датчика, решив, что аппаратура пришла в негодность. Была проведена дополнительная проверка этих датчиков на способность выдерживать соответствующее давление воды. Сенсоры, однако, работали нормально во всех диапазонах давлений, и сомневаться в их показаниях не приходилось.
Впрочем, учёным ещё только предстоит выяснить, как сами киты выдерживают давление на глубине трёх километров — скажем, как они защищают от сжатия и передавливания свои нервы. Что же до сонаров, то клюворылы, очевидно, к ним привыкли: по словам авторов работы, ни один из восьми китов, за которыми они наблюдали, не испытывал неудобств или беспокойства от испытаний эхолокационных установок.