Сегодня, спустя три с половиной дня, обстановка в зоне затопления не меняется: наводнению уже присвоен статус чрезвычайной ситуации федерального масштаба, а пик половодья, по прогнозам Росгидромета, придется только на 10 апреля. О том, что произошло, почему не выдержала дамба и как будут развиваться события дальше, рассказывает «Парламентская газета».
ЧП в Оренбургской области произошло в минувшую пятницу — именно тогда вода прорвала дамбу, построенную в 2010 году вдоль рек Урал, Обь и озера Коровье для защиты города Орска от подтоплений во время весенних половодий.
«Несмотря на все усилия специалистов, прорыв дамбы произошел. Ситуация в старой части города сложная, — оперативно сообщил в своем Telegram-канале губернатор Оренбургской области Денис Паслер. — Все службы работают по своим направлениям. Решаем вопрос о создании пунктов длительного пребывания, понятно, что в ближайшие дни люди не смогут вернуться в свои дома. Обязательно обеспечим их всем необходимым».
На утро 8 апреля предварительный ущерб, нанесенный городской инфраструктуре паводком, оценивался, по данным федерального Минстроя, в сумме свыше 21 миллиарда рублей. Еще 65 миллионов рублей — предварительный ущерб, нанесенный агропромышленному комплексу. В Орск даже прибыл глава МЧС Александр Куренков.
Председатель комиссии Орского городского совета депутатов по законности, правопорядку, местному самоуправлению, международным связям и национальной политике Сергей Ястребцев подтвердил «Парламентской газете», что ситуация в самом городе и близлежащих районах остается сложной.
«Затоплены улицы Строителей и Докучаево, поселок Рабочий, шестой микрорайон, вода движется в сторону вокзала, — отметил депутат. — Пока что остановка меняется только в худшую сторону. Единственное — два часа назад [на момент разговора. — Прим. ред.] мне сообщили, что в одном месте вода пошла на спад. Там у людей во дворе стоял курятник, он был затоплен полностью, а вот сейчас из-под воды появилась крыша. Но это опять же пока только предварительные данные, о чем они говорят, неизвестно».
По словам Сергея Ястребцева, подобного паводка Орск не видел еще никогда — ни при текущем поколении, ни при старожилах.
«Не то что на нашей памяти — за последние двести лет ничего подобного не было, — подчеркнул собеседник издания. — Это природный катаклизм, катастрофа, которую невозможно ни спрогнозировать, ни предотвратить. Выпало много осадков и была такая зима, что промерз грунт. Вода в него не уходила. Так все и случилось».
Председатель городского совета депутатов Тимофей Чирков, в свою очередь, также заявил, что при проектировании злополучной дамбы, которая должна была с двух сторон защищать город от подтоплений во время паводков, никто попросту не рассчитывал на то, что подтопление может быть настолько сильным.
«Конечно, проектировали дамбу с запасом, и притом достаточно большим — вплоть до десяти метров [подъема воды в Урале], — пояснил Тимофей Чирков. — Но что вода может подняться и еще выше, никто просто не мог предположить. К тому же тут ведь очень много факторов наложилось. Сначала теплая зима, благодаря которой почва пропиталась влагой. Потом резкие заморозки, когда вся эта влага замерзла, и вода перестала в почву впитываться. И, наконец, аномально быстрое таяние снегов. Плюс я полагаю, что тут с нами злую шутку сыграло Ириклинское водохранилище. В этом вопросе еще нужно разбираться, но, на мой взгляд, там тоже могли быть некие явления, из-за которых оно не справилось с объемом поступающей воды и начало переполняться».
Специалисты, впрочем, отмечают, что «невозможность прогнозирования» — это все-таки по большей части лукавство. Так, например, еще 15 марта на официальном сайте Гидрометцентра появился документ под названием «Об ожидаемом характере весеннего половодья 2024 года на реках Российской Федерации и предварительный прогноз притока воды в крупные водохранилища во втором квартале». В нем, помимо прочего, анализировалось и состояние бассейна реки Урал. Там эксперты Гидрометцентра отмечали, что осеннее увлажнение почвы в его окрестностях составило 198-370 процентов от нормы, а глубина промерзания — от 11 до 145 сантиметров.
«[в связи с полученными данными подъем воды] на участках реки Урал ожидается до 2,0 м выше среднемноголетних значений, — говорится в докладе. — [кроме того, на реке] Урал возможен выход воды на пойму и подтопление пониженных прибрежных участков в районе городов Орск и Оренбург и села Илек».
«Существуют специальные методики прогнозирования, основными инструментами в которых служат количество накопленного за зиму снега, прогноз дождей и состояние почвы, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» ведущий специалист центра погоды «Фобос» Михаил Леус. — Кроме того, на каждой реке расположено то или иное количество гидрологических постов и для каждого поста существуют свои показатели подъема воды, соответствующие критериям нормы, неблагоприятных или же опасных погодных явлений. Безусловно, все это так или иначе было известно заранее и должно было навести власти региона на какие-то мысли».
О том, что экстремальный и неожиданный разлив Урала сыграл пусть и важную, но не ключевую роль в орском ЧП, говорит и экс-депутат Государственной Думы и бывший профессор кафедры горнопромышленной экологии Московского государственного университета имени Черномырдина, кандидат технических наук Владимир Тетельмин.
«На видео с места происшествия четко видно, что разрушение произошло на контакте плотины и ее основания, — подчеркнул Тетельмин. — Не через гребень вода пошла. Прорыв произошел непосредственно в теле плотины. Получается, что в нем образовался так называемый фильтрационный ход. То есть был какой-то дефект, и вода понемногу через него просачивалась, выносила частицы грунта — сначала мелкие, потом все более и более крупные — и так до самого конца».
Можно ли было заранее заметить течь и устранить ее? По словам Владимира Тетельмина — да, можно было.
«Имелись сообщения очевидцев, которые говорили, что на низовом откосе плотины наблюдался выход воды, образовывались влажные пятна, — подчеркнул эксперт. — Вот в момент, когда такие сообщения начали появляться, нужно было со стороны верхнего бьефа, то есть верхнего откоса плотины, засыпать, положить какую-то пленку, бетонные плиты, чтобы перекрыть фильтрационный ход. Этого, очевидно, сделано не было — и возникло разрушение».
Судя по всему, ситуация все еще далека от разрешения: по данным местной мэрии, все активнее разливаются не только Урал, но и его приток. Так, минувшей ночью из берегов вышла речка Елшанка. Талые воды затопили Рабочий поселок и заливают соседние микрорайоны. При этом пик половодья в Оренбургской области ожидается только в среду — после этого вода должна пойти на спад.