Белый Дом во главе с Байденом планирует полностью изменить климатическую политику США, хотя его наиболее прогрессивные идеи столкнутся с консервативностью генерального прокурора и противодействием республиканцев в Сенате.
Уже в субботу днем, после того как крупные телеканалы объявили Байдена победителем президентской гонки, его команда переходного периода опубликовала в интернете свою климатическую стратегию, пообещав в «первый же день» заново присоединиться к Парижскому климатическому соглашению. Напомним, что администрация Трампа официально объявила о выходе из соглашения на следующий день после избрания.
Стратегия также включает ограничение на бурение нефтяных и газовых скважин на землях и акваториях, принадлежащих федеральному правительству, восстановление жестких общенациональных правил для автомобильных выбросов и стандартов пробега, государственное стимулирование развития возобновляемой энергетики, а также призыв к другим странам по сокращению выбросов углекислого газа.
В своей победной речи Байден назвал борьбу с изменением климата одним из главных приоритетов своего президентства, заявив, что американцы должны собрать «научные силы» в «битве за спасение нашей планеты».
Климатический план Байдена направлен на ликвидацию выбросов углекислого газа в электроэнергетическом секторе к 2035 году. Его администрация инвестирует почти два триллиона долларов в различные мероприятия – от адаптации жилых зданий к погодным условиям до создания надежной инфраструктуры зарядки электромобилей по всей стране.
Тем не менее, новая администрация будет начинать с попыток наверстать упущенное. США являются крупнейшей экономикой мира и вторым по величине источником выбросов парниковых газов, но администрация Трампа отменила меры, принятые Бараком Обамой для сокращения этих выбросов. Она же отклонила и Парижское соглашение, которое обязывает страны удерживать глобальное потепление на уровне значительно ниже 2°C, стремясь ограничить повышение температуры 1,5°С.
Результат второго тура выборов в штате Джорджия, который пройдет в январе, покажет, будет ли сенат США положительно настроен к климатической повестке. Если демократы на этих выборах потерпят поражение, Байдену, возможно, придется довольствоваться более скромными соглашениями в Конгрессе, чтобы обойти оппозицию от республиканцев. Его пространство для маневра может быть ограничено и консервативным большинством в Верховном суде США – тогда его планам не избежать юридических проблем.
Возможно, что по сравнению с 2017 годом, когда в должность президента вступил Трамп, сегодня разумную климатическую политику будет не так сложно предложить. Избиратели в США начали на собственном опыте ощущать последствия изменения климата. Прошедшие летом опросы общественного мнения показывают, что две трети американцев, включая большинство республиканцев, хотят, чтобы правительство уделяло больше внимания проблеме изменения климата.
Их отношение поменялось с тех пор, как катастрофические лесные пожары и засухи опустошили западное побережье, а в то же самое время штаты от Техаса до Флориды трясло от интенсивного сезона ураганов, который, к слову, еще не закончился. В то время как экономика страдает от последствий глобальной пандемии коронавируса, Байден высказал утверждение, что сокращение выбросов СО2 создаст высокооплачиваемые рабочие места.
Достичь серьезных результатов при все еще накаленной политической ситуации будет сложно, но не невозможно, причем даже без одобрения Сената. Экологические организации в США опубликовали обширный перечень шагов, который Байден может предпринять в день инаугурации без какой-либо поддержки Конгресса.
Для достижения этих целей необходимо обладать широкими полномочиями для издания указов и распоряжений – тех инструментов, которыми пользовался Трамп для отката назад в экологической политике.
Правовой центр по изменению климата имени Сабина при Колумбийской юридической школе (The Sabin Center for Climate Change Law at Columbia Law School) в Нью-Йорке отследил 159 действий «эпохи Трампа», которые ослабляли защиту окружающей среды или продвигали использование ископаемого топлива. В августе центр опубликовал план того, что может сделать администрация демократов, чтобы свернуть эти изменения.
Помимо повторного присоединения к Парижскому соглашению, которое требует от США взять на себя новые обязательства по сокращению выбросов, Байден может быстро издать указы, чтобы остановить действие решений, принятых Трампом. Например, полностью изменить широко разрекламированную энергетическую стратегию Трампа «Америка прежде всего», направленную на открытие прибрежных вод США для бурения нефтяных и газовых скважин. Он также может аннулировать решение Трампа отменить политику Обамы, которая обязывала федеральные агентства сократить выбросы парниковых газов на 40%.
Байден может поручить Агентству по охране окружающей среды, которое теперь находится в руках лоббистов ископаемого топлива, назначенных Трампом, разработать более амбициозную версию плана Обамы по использованию чистой энергии для электроэнергетического сектора. Это поможет добиться поставленной им цели по достижению нулевых выбросов в данном секторе к 2035 году. Он также может потребовать от Министерства транспорта разработать, как и обещано в его климатическом плане, новые строгие стандарты экономии топлива, направленные на обеспечение того, чтобы 100% проданных новых автомобилей малой и средней грузоподъемности работали на электротяге.
Вдобавок, решающий структурный шаг, который Байден может сделать без Конгресса, – использовать закон Додда-Франка о финансовой реформе (Dodd-Frank financial reform legislation), чтобы гарантировать, что Федеральная резервная система, а более широком понимании, вся финансовая система будет в обязательном порядке учитывать климатические риски и не инвестировать в проекты с интенсивными выбросами СО2.
Самое важное – сегодня администрация Байдена может заверить мир, что США снова серьезно относятся к изменению климата. Его внешнеполитические полномочия как президента практически безграничны. Возвращение в Парижское соглашение – это лишь первый шаг.
Конечно, как и Обама, Трамп понимал, что действия исполнительной власти могут быть оспорены. Байден столкнется не только с Верховным судом, но и со всей федеральной судебной системой с весьма консервативными назначенцами, многие из которых выступают за отмену государственного контроля. Даже если политика Байдена выстоит, следующий президент может снова ее отменить.
Тем не менее, за четыре года Байден может добиться невероятного прогресса, особенно если не будет бояться выпускать указы и подзаконные акты, которые, вероятно, найдут поддержку во многих кругах самой энергетической отрасли. Хоть отчасти и под давлением потребительского спроса, но ряд коммунальных предприятий уже поставили собственные цели по нулевым выбросам СО2, а некоторые нефтяные компании обещают инвестировать больше средств в возобновляемые источники энергии. Растет список крупных компаний, городов и штатов, которые самостоятельно ставят амбициозные цели стать углеродно-нейтральными.
После четырех лет правления Трампа предстоит многое наверстать, но у Байдена нет ничего, что могло бы компенсировать потерянные годы.
В годы президентства Трампа межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата несколько раз заявляла, что временное окно для сдерживания климатических изменений закрывается. Многие исследователи считают, что неспособность Трампа обратить внимание на эту проблему является величайшим ущербом, который он нанес окружающей среде. Теперь администрация Байдена столкнулась с огромным экологическим вызовом.