Статья об этом исследовании опубликована в научном журнале Nature Human Behavior. Учёные проанализировали данные об успеваемости в школах 58 стран мира. Источником информации стала Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. В ней учтены результаты тестов по математике, естественным наукам и чтению 144 миллионов школьников в период с 2000 по 2015 год. В программе участвуют страны с разным уровнем дохода на душу населения и с разными климатическими условиями. В списке есть как бедные тропические страны (например, Вьетнам), так и развитые с умеренным климатом, такие, как Франция и Новая Зеландия. Что касается США, то там сведения об успеваемости были почерпнуты из ежегодного национального тестирования по математике и английскому языку.
Собранные данные соотнесли с показателями среднегодовой температуры в этих странах. Выяснилось, что при достижении значения 26,7 °С когнитивные способности, выносливость и рабочая память учащихся начинают снижаться. Каждый дополнительный день, когда столбик термометра добирается до этой отметки и выше, даёт ухудшение усреднённых результатов экзаменов на 0,18%. Прохладные дни на успеваемость никак не влияют.
Особенно сильно тенденция прослеживается на школьниках из бедных стран, для которых характерны высокая среднегодовая температура и большое количество жарких дней, а в учебных заведениях, как правило, нет кондиционеров. «Необходимо следить за условиями в школах, чтобы повышать качество образования и благополучия детей. Со временем отдача от таких мер будет только расти», — подчёркивает соавтор исследования, профессор Бостонского университета Джошуа Гудман.
Учёные уверены, что в будущем глобальное изменение климата не просто снизит успеваемость школьников, но и негативно отразится на системе образования развитых стран. Как следствие, оно притормозит их экономический рост и ухудшит качество жизни населения.
Ранее, в мае 2019 года, было опубликовано исследование, показывающее, что высокая температура по-разному влияет на когнитивные способности мужчин и женщин. Слабый пол значительно лучше решает задачи, когда в помещении тепло, а сильный — когда прохладно.
Учёные из Университета Южной Калифорнии (США) и Берлинского центра социальных наук (Германия) протестировали более 500 студентов. Их делили на группы и приглашали в аудиторию, где предлагали выполнить несколько заданий. Температура в помещении менялась от 16 °С до 32 °С.
«При высокой температуре женщины лучше справлялись с заданиями по математике и лингвистике, а мужчины — хуже, — поясняет Том Чанг из Университета Южной Калифорнии. — Причём улучшение у женщин было более значительным, чем снижение аналогичных показателей у мужчин».
«До нас проводилось множество исследований, которые показали, что женщины предпочитают помещения с более высокой температурой, чем мужчины, но никто не изучал, как это связано с производительностью. Нам же удалось выяснить, что предпочтение той или иной температуры в помещении — это не просто вопрос комфорта, — говорит Агне Каяцкайте из Берлинского центра социальных наук. — Думаю, если брать во внимание, что мы все разные и нельзя всех мерить одним лекалом, такие факторы, как температура, надо учитывать при учёбе или работе. Ведь они влияют на нас гораздо больше, чем мы предполагаем».
Авторы работы пришли к выводу, что жара делает более усидчивыми и трудоспособными именно женщин. А мужчины лучше работают и быстрее соображают, когда, наоборот, холодно. Но, поскольку сильный пол не так чувствителен к колебаниям температуры, как слабый, учёные дают следующую рекомендацию: если в вашем коллективе (учебном или рабочем) смешанный гендерный состав, уровень температуры на сплит-системе лучше устанавливать выше стандартного. Так можно повысить производительность труда или обучения.