АиФ.ru: Константин, недавно вы участвовали в круглом столе по экологии, проведенном кандидатом в мэры Сергеем Собяниным. Это было подведение итогов последних лет или мозговой штурм для создания следующих программ?
Константин Трофименко: И то, и другое. Улучшение экологической обстановки в столице напрямую связано с проектами, которые реализуются с 2011 года. Например, московский запрет на продажу бензина ниже класса Евро-4 подтолкнул водителей поменять старые машины на менее вредные для воздуха модели. Масштабное развитие общественного транспорта в столице уже дает колоссальный «зеленый» эффект. Ведь, как напомнил на круглом столе Сергей Собянин, каждый автомобилист «дарит» городу 120 кг вредных выбросов в год. Благодаря открытию новых станций метро и запуску МЦК сотни тысяч жителей стали ежедневно использовать общественный транспорт. После реконструкции основных развязок и вылетных магистралей уменьшились пробки на дорогах, и это еще один шаг к чистому воздуху. Ведь выбросы от машин в пробках на порядок выше, чем от тех, что несутся по магистрали. На мой взгляд, очень важно, что Москва не считает строительство новых дорог панацеей. Даже если бы мы расширили шоссе до 50 полос, они бы тоже стояли. Ведь невозможно расширить центр Москвы, куда каждый день стремятся миллионы людей.
— Какое же лекарство выбрала столица?
— Сегодня во всем мире объективным техническим трендом является внедрение электромобилей. Мы ему следуем. Например, с 2021 года Москва станет закупать исключительно электробусы, а обычные автобусы будут постепенно списывать согласно сроку их службы. Даже каршеринг, который уже вносит свою лепту в улучшение экологической ситуации, начнет предлагать прокат электромобилей. Мне нравится, что в столице занимаются ранним прогнозированием. На круглом столе Сергей Семенович сказал, что, согласно экспертным оценкам, в ближайшие 5 лет электромобили станут общедоступными (из-за удешевления аккумуляторов) и город должен потратить это время на создание разветвленной сети зарядных станций. Чтобы она была готова к тому моменту, когда число электромобилей на московских улицах начнет резко расти. Есть интересный проект зарядок на базе существующей троллейбусной контактной сети. Предлагается не демонтировать ее, а модернизировать под нужды инновационных видов транспорта.
— Что поможет пересадить на общественный транспорт даже заядлых московских автомобилистов?
— Надо предложить им большую мобильность без использования личного транспорта. Но есть проблема «последней мили». Если её решить, это облегчит жизнь миллионов москвичей и внесет большой вклад в улучшение экологической ситуации столицы. «Последняя миля» — это отрезок пути, который человек должен преодолеть до дома (или офиса), выйдя из общественного транспорта. Когда данный отрезок нужно именно преодолевать, если он неудобен, мы точно знаем: автомобильный поток здесь не снизится, так как «последняя миля» не является комфортной. Москва планирует решить эту проблему с помощью нескольких программ. Обновляются маршруты наземного транспорта, строительство новых станций метро идет одновременно с благоустройством прилегающих территорий в радиусе полутора километров. Окрестности старых станций также становятся удобными для пешеходов. Плюс идет активная кампания по популяризации немоторизированной мобильности. Этому способствует реконструкция улиц, где появляются широкие бульвары, и пропаганда велодвижения. Лучшее доказательство тому — обустройство дорожек в зеленых зонах и специальных полос на улицах, а также разветвленная сеть прокатных байков и самокатов. Часть населения (особенно молодежь) это точно удержит от ежедневного пользования личным автомобилем в часы пик. Зачем стоять в пробках, а потом платить за парковку у офиса, если можно сесть на метро, а «последнюю милю» проехать на прокатном велосипеде, гироскутере или просто пройти пешком по красивому бульвару?
— Вы согласны с утверждением, что экология сегодня важнее транспорта?
— Да, это так, потому что обитание в экологически неблагополучном городе сокращает жизнь человека на годы. И, если личный автомобиль, работающий на бензиновом топливе, — главный источник вредных выбросов, значит, нужно свести его использование в мегаполисе к минимуму. Траты, которые условно можно считать транспортно-экологическими (например, замена автобусов на электробусы), на самом деле являются инвестициями в социально-экономическое будущее Москвы. Это инвестиции в самих жителей, их качество жизни. Когда в районе появляется продуманный, комфортный и экологически чистый транспорт, «мертвая территория» оживает, там появляются рабочие места, точки притяжения для коммерсантов и населения. Все это напрямую сказывается на качестве жизни москвичей. Но это долгосрочные вложения. Мы не можем ожидать мгновенного экологического эффекта от реализации одной, двух, трех городских программ, будь то каршеринг, перезапуск отрасли такси или открытие МЦК. Немцы, помешанные на экологии, запустили большинство транспортных «зеленых» проектов в девяностые годы прошлого века. И у них ушло более 20 лет на то, чтобы кардинально переломить ситуацию. Москва уже встала на правильный путь. У нас есть все шансы увидеть столицу совсем другой: городом, где легко дышится и где превалирует электротранспорт.
Я думаю, уже в этом году начнется подготовка новой транспортной стратегии Москвы, по которой город будет жить после 2020 года. Уверен, что и дальше будут развиваться нынешние московские тенденции: строительство хорд, развязок, станций метро, запуск Московских центральных диаметров. Последний проект электрического общественного транспорта чрезвычайно важен, ведь добрая половина автомобилей на улицах мегаполиса принадлежит жителям ближнего Подмосковья. У них своя «последняя миля» около дома, причем очень большая, зачастую она заканчивается на МКАД. Именно поэтому многие едут от начала и до конца маршрута на личном автомобиле, даже несмотря на утренние пробки при въезде в Москву. Когда заработают МЦД, весомая часть пассажиров выберет быстрые электрички. И воздух в городе станет еще чище из-за снижения автомобильной активности, при этом мобильность горожан только увеличится.