Пожар возник от поджога сухой травы, его обнаружили добровольные лесные пожарные и сразу сообщили по телефону 112. Позже добровольцы передали информацию в ЦУКС Ленобласти (Центр управления кризисными ситуациями МЧС, сюда нужно обращаться, если пожарная охрана МЧС бездействует), неоднократно звонили и писали в МЧС. Но МЧС не реагировало и не отмечало пожар в сводках. По закону и с учётом соглашения между МЧС России и Правительством Ленобласти, именно МЧС России должно организовать тушение этого торфяного пожара.
13 июня пожар распространился на 30 гектаров, и информация о нём появилась в СМИ, тогда же представители ГУ МЧС по Ленинградской области сообщили, что «идёт очаговое тление в поле на площади 0,5 гектара. В данный момент … очаги тушатся. Поле опахано по периметру, дальше они не распространяются. Дым есть, но задымление незначительное». Но пожар не потушили, и торф продолжает тлеть, создавая угрозу для взрыва боеприпасов и задымления Петербурга.
«Из-за сухой и теплой весны торфяник просох на большую глубину, без тушения пожар будет быстро распространяться вглубь и вширь. Из-за бездействия ГУ МЧС по Ленобласти, время, когда торфяник можно было потушить сравнительно малыми силами и без риска для пожарных, уже упущено. Если не приступить к тушению этого торфяника немедленно, при теплом и сухом лете он может задымить не только ближайшие окрестности, но и Санкт-Петербург. Если остаток июня и начало июля будут сухими и жаркими, он вполне может создать проблемы даже для проведения завершающих матчей Чемпионата мира по футболу 10 и 14 июля» — сказал Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России.
Сегодня Гринпис России обратился к новому министру МЧС России Евгению Зиничеву, губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко и в прокуратуру с просьбой принять меры по организации тушения торфяного пожара и провести проверку ГУ МЧС России по Ленобласти в связи с непринятием действенных мер по ликвидации пожара.