По словам председателя Норвежского общества охраны природы Силье Аск Лундберг (Silje Ask Lundberg), Норвегия вносит ощутимый вклад в глобальное потепление на планете. И это в то время, когда ежегодно около 20 млн человек становятся климатическими беженцами. В интервью Беллоне.Ру она рассказала, что не считает свою страну настолько уж экологически ориентированной.
«Мы великолепно овладели умением красиво говорить об экологической и климатической ответственности, однако политика, которую ведет Норвегия, крайне далека от декларируемой в произносимых правительством словах. Посмотреть хотя бы на статистику выбросов. С 1990 года общие выбросы Норвегии выросли на 3%, в то время как Дания и Швеция свои выбросы сокращают», – рассказала она.
Но особенно защитников природы из этой богатой рыбой арктической страны беспокоит стремительное увеличение количества пластика и микропластика в морях. По разным оценкам, если темпы загрязнение океана пластиком не сократятся и останутся на сегодняшнем уровне, то к 2050-му году его в море будет больше, чем рыбы.
По словам Силье Аск Лундберг, ежегодно Норвегия выбрасывает в акваторию около 8 тыс. тонн микропластика. Сейчас страна пытается выяснить степень участия в этом разных отраслей промышленности.
Другая болевая точка для экологов этого северного государства – деятельность нефтегазовой отрасли и ее стремление к поиску новых месторождений все дальше и дальше в Арктике.
«У нас и так добывается слишком много газа и нефти. Минимальное, что мы можем сделать для выполнения Парижского соглашения, – это просто прекратить поиск и добычу ресурсов на новых участках», – уверена Лундберг.
Напомним, что в начале этого года коалиция из нескольких экологических организаций и активистов проиграла суд против правительства своей страны. Они обвинили правительство в том, что оно, продолжая бурение в Арктике, нарушает конституцию. А именно, нарушает право населения на здоровую окружающую среду. Конституция обязывает правительство ответственно подходить к разработке природных ресурсов, с тем чтобы будущие поколения не столкнулись с сокращением биологического разнообразия и продуктивности экосистем. Сейчас экологи готовятся к апелляции.
«Да, этот суд был проигран, но только в том плане, выбросы от норвежской нефти, осуществляемые в другой стране, не должны учитываться как выбросы Норвегии. С сегодняшним правительством, что у нас есть, довольно сложно чего-то добиться, но нам пока удается держать нефтяников подальше от Лофотенов», – говорит Силья.
Серьезной проблемой являются и отходы, образующиеся в результате деятельности горнорудной промышленности. Согласно норвежскому экологическому законодательству, эти отходы можно хранить на суше или в акватории. Норвежские компании предпочитают сваливать отходы в прекрасные норвежские фьорды.
«Мне крайне неловко, что Норвегия является одной из пяти стран в мире, где такое возможно. Мы в одной связке с Турцией, Индонезией, Чили и Папуа – Новой Гвинеей. Не думаю, что нам льстит сравнение с этими странами», – заявила эколог на Киркенесской конференции – традиционном ежегодном мероприятии, проходящем в приграничном норвежском городе Киркенес.
«Мы прекрасно понимаем, что пыление хвостов в результате складирования отходов на суше – это тоже огромная проблема, но я искренне уверена, что худшее решение – это сваливание отходов во фьорд», – рассказала Силья в интервью Беллоне.Ру.
Помимо негативных последствий для акватории, рыболовства, местного населения и туризма возникает еще один аспект. С затопленными отходами уже ничего нельзя будет сделать, когда появятся технологии более глубокой переработки породы.
Экологи не призывают к накапливанию их на суше. Они требуют от промышленности своей страны поиска и использования альтернативных путей, которые приведут к уменьшению объемов образования отходов.
Анна Киреева