Героиня одноименного рассказа Антона Чехова.
Порода: помесь таксы с дворняжкой. Вообще такса была любимицей Антона Павловича: у себя дома он держал двух таких питомцев. Такса - она ж забавная: длинное туловище, маленькие ножки, не собака, а пародия. В общем, самое место такой в цирке, куда Чехов-писатель и отправил свою Каштанку.
История Каштанки практически без художественной выдумки.
Прототип: настоящую Каштанку нашел на улице известный в то время дрессировщик Владимир Дуров. Привел к себе, стал учить цирковому уму-разуму, потом на сцену выводить. Но однажды во время выступления собака вдруг сломя голову бросилась к галерке. Оказалось, там среди зрителей она узнала своего хозяина-столяра. То-то радости у обоих было! Так что Чехов почти ничего не придумал.
Герой повести Гавриила Троепольского.
Порода: сеттер. Белый, с черной лапкой и черным ухом. Второе ухо - рыжее.
Белый Бим Черное ухо в одноименном фильме
Прототип: по одной из версий, это тоже был сеттер, только по кличке Боб. Жил под Воронежем в поселке Централь. Хозяин - некто Владимир Павлов, охотник.
Однажды Павлов отправился на зайца вместе с писателем Троепольским (тот тоже был любителем охоты). В тот день Боб показал лучший результат по сравнению с другими охотничьими собаками. Троепольский тогда долго пса хвалил.
А в другом селе у Павлова жил тесть. И как-то раз Владимир возьми да оставь Боба у этого тестя: мол, чего таскать собаку в город и обратно, все равно скоро вернусь, на охоту опять пойдем. А когда вернулся - пса и след простыл. Оказалось, родственничек продал Боба каким-то своим знакомым, которые поклялись, что хотят сделать сюрприз... кому бы вы думали? Писателю Троепольскому.
Подарили ему в итоге собаку или нет, мы не знаем. Но в книге, а потом и в фильме Боб появился снова - под псевдонимом Бим. И Павлов его узнал: очень, мол, похож киношный пес на того самого, пропавшего. И заплакал, как плакали все мы над судьбой знаменитого экранного пса.
Герой «Золотого ключика» Алексея Толстого.
Порода: черный пудель.
Пудель Артемон
Прототип: имя, по одной из версий, позаимствовано (и чуть изменено) у пса по кличке Арто из рассказа Александра Куприна «Белый пудель». Эта собака жила вместе с бродячими циркачами - дедушкой и мальчиком. И вот после очередного удачного выступления пуделя Арто возжелал заполучить некий богатенький зритель. Слуги долго пытались уговорить циркачей продать пса, но получили ответ: «Не все продается, что покупается»...
Тема верности и дружбы проходит и в «Золотом ключике». Впрочем, у здешнего Артемона есть еще один прототип - Медоро-пудель, персонаж сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» (на основе которой Толстой и создал сказку про Буратино). Медоро у Коллоди ходит «как человек - на двух ногах», одевается «в праздничную ливрею», на голове носит «белый парик с локонами», а в случае дождя прикрывает хвост атласным чехлом.
У Толстого Артемон обходится, к счастью, без чехла и ливреи, а то советские дети его бы не поняли. Разве что тщательно следит за пушистостью своего хвоста. Но главное в нем все-таки не самолюбование, а верность и благородство.
Героиня одноименной повести Артура Конан Дойла.
Порода: помесь мастифа и бладхаунда.
Примерно так представлял себе жуткую собаку Конан Дойл. Говорят, она до сих пор приходит на одно английское кладбище...
Прототип: в основе повести - легенда. Вот что якобы случилось в Девоншире(графство в Юго-Западной Англии). В 1672 году тут жил сквайр Ричард Кейбл, крайне неприятный тип. Поговаривали, что он избивал свою жену, а когда та попыталась убежать, то нагнал ее на болоте и убил. Но... его тут же, на болоте, растерзала стая каких-то огромных черных псов. А когда Кейбла похоронили, на его могилу по ночам стало наведываться жуткое животное с горящими глазами, которое все время выло на луну...
Эту историю рассказал своему приятелю Конан Дойлу журналист Бертрам Флетчер Робинсон. Так и появилась знаменитая повесть.
Кстати, могила ужасного Кейбла вполне себе настоящая. Она находится на кладбище английского городка Бакфастли. Любители мистики регулярно устраивают к ней паломничество. И уверяют, что иногда видят призрак огромной собаки...
Героиня одноименного рассказа Ивана Тургенева.
Порода: спаниель.
Героиня одноименного рассказа Ивана Тургенева Муму
Прототип: собака, которая жила у крепостного дворника, слуги матери Тургенева - Варвары. Дворник Андрей был красивым, высоким, но немым. Впрочем, Варвара Петровна считала, что это только добавляет ему шарма. И очень любила хвалиться статным слугой перед знакомыми. Вот только собака Андрея раздражала помещицу - видимо, дура-баба не могла простить привязанности ее крепостного к другому существу. И велела уничтожить псинку.
Выполнив приказ, Андрей вернулся в дом Варвары Тургеневой - в отличие от литературного собрата Герасима, которого Тургенев заставляет бросить надменную хозяйку.
К слову, в дом Варвары Петровны может теперь попасть любой: это Музей Тургенева в центре Москвы - ул. Остоженка, 37.
Домашний питомец актера МХТ Василия Качалова (1875 - 1948).
Порода: доберман.
На этом фото с Качаловым пес Джим уже будто готовится протянуть лапу Есенину - на счастье
Прототип: а она сама себе прототип, которого прославил Есенин (стихотворение «Собаке Качалова»):
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую бесшумную погоду...
Есенин и Качалов познакомились в марте 1925 года. Актер вспоминал, как пришел домой после спектакля - а там уже сидит компания друзей и поклонников. Среди них - Есенин, который «одною рукою обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой»... Джим радостно взвизгивал, высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо... «Да постой... Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!» - бормотал Есенин с широко расплывшейся по-детски лукавой улыбкой».
Уходя, Есенин еще долго жал лапу Джиму и пообещал написать ему стихи. Что и сделал, а потом с выражением прочитал их псу!