Эта политехническая школа готовит специалистов в области инженерных наук и информатики. Энергетический центр Федеральной политехнической школы Лозанны (CEN EPFL) возглавляет доктор Франсуа Вюи. CEN EPFL отвечает за координацию и горизонтальное взаимодействие всех подразделений EPFL, так или иначе занимающихся темой энергии и энергетики, в число которых входит более 80 различных лабораторий. Сейчас на территории Инновационного парка института находится 110 стартаповских предприятий с почти 700 сотрудниками. Этим фирмам удалось в прошлом году собрать 220 млн швейцарских франков так называемого рискованного капитала, который в России часто называют венчурным финасированием. Это в два раза выше результата 2016 года.
Что касается чистой энергетики, то Франсуа Вюи напоминает об известных швейцарских разработках. Речь идет прежде всего о самолете Solar Impulse, полностью работающем на солнечной энергии. В ходе непрерывного круглосуточного полета Solar Impulse испытывались системы, позволяющие накапливать солнечную энергию в течение дня и эффективно расходовать ее ночью. Размах крыла Solar Impulse составляет 63,4 м, вес – всего 1,6 т. На его крыльях находятся около 12 тыс. фотогальванических элементов, которые снабжают солнечной энергией четыре электромотора мощностью 10 лошадиных сил. Созданный Бертраном Пиккаром и инженером Андрэ Боршбергом самолет был впервые представлен публике в конце июня 2009 года.
В швейцарском городе Пайерн прошли первые испытательные полеты и нового экспериментального стратосферного самолета Solar Stratos. Двухместный Solar Stratos имеет длину 8,5 м, размах крыльев – 25 м, а их площадь – 22 кв. м, и вся эта поверхность покрыта солнечными батареями. Максимальная электрическая мощность этой летающей солнечной батареи – до 20 кВт-ч. Этого вполне достаточно, чтобы питать электромотор, который приводит в движение 2,2-метровый пропеллер. Такой самолет способен летать без посадки больше 24 часов. Если все пойдет по плану, то он начнет осуществлять грузовые, а после и пассажирские перевозки уже в 2018 году.
Руководителем проекта является ученый, сфера интересов которого сосредоточена на вопросах экологически чистой энергетики, изобретатель и путешественник Рафаэль Домьян. Именно Домьян в 2012 году совершил первое кругосветное плавание на судне Planet Solar, работающем на солнечных батареях. До 2019 года он надеется добраться на «солнечном» самолете до стратосферы – на высоту почти 25 тыс. м. Коммерческие самолеты такого типа будут способны подниматься на высоту от 10 тыс. до 60 тыс. футов (3 тыс. футов – 18 тыс. м).
Большой интерес представляет такое направление использования чистой энергии как экодевелопмент. Это вид строительства и эксплуатации зданий, воздействие которых на окружающую среду минимально. Цель – снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания: выбора участка по проектированию, строительства, эксплуатации, ремонта и сноса.
Экономические выгоды значительны. Например, за счет снижения цены эксплуатации зеленых зданий. Так, на 25% снижается энергопотребление, и соответственно достигается уменьшение затрат на электроэнергию. Уменьшение потребления воды составляет до 30%, а сокращение затрат на обслуживание здания достигается за счет более высокого качества современных средств управления, эффективного контроля и оптимизации работы всех систем.
Согласно социально-экономическим исследованиям, рост рынка зеленых строительных материалов составит до 5% ежегодно. Здания, построенные с использованием экологичных технологий, способствуют сохранению здоровья работающих в них людей, что, в свою очередь, может снизить потери от выплат по медицинской страховке.