Первый «Рейтинг зелёной электроники» вышел в 2006 году. За это время наши гаджеты стали более энергоэффективными, в их составе меньше опасных химических веществ. Но новые модели производятся всё быстрее, а «устаревшая» электроника стремительнее заполняет свалки. Это наносит серьёзный вред окружающей среде.
Можете ли вы поверить, что компании, которые оценивал Гринпис, до сих пор не могут взять на себя ответственность за свой экологический след? Samsung, крупнейший производитель электроники, всё ещё не имеет обязательств по использованию возобновляемых источников энергии на своих производствах и на предприятиях поставщиков. Стремительно ставший крупнейшим производителем смартфонов Huawei тоже должен как можно быстрее снизить растущий экологический след и принять политику по использованию возобновляемой энергии. Amazon остаётся одной из самых непрозрачных компаний в мире в вопросах воздействия на окружающую среду.
До 80% выбросов углекислого газа в течение срока службы устройства приходится на его производство. В то время, как Apple, Google и другие интернет-компании успешно переводят свои дата-центры на возобновляемые источники энергии, почти всем компаниям ещё предстоит решить проблему растущего углеродного следа и зависимости от «грязной» энергии, которую используют поставщики. Apple — единственная компания, которая взяла на себя обязательства по переводу всей цепочки поставок на 100% возобновляемые источники энергии.
Apple, Microsoft и Samsung используют запланированное устаревание своих продуктов — многие из их новых гаджетов трудно отремонтировать или обновить. HP, Dell и Fairphone — исключения из этой тенденции. Они производят всё большее количество товаров, которые можно ремонтировать и модернизировать.
Большинство компаний, включая Amazon, Google, Huawei и китайские бренды Oppo, Vivo и Xiaomi, не раскрывают информацию о воздействии на окружающую среду своей цепочки поставщиков.
Для защиты здоровья и безопасности работников всем компаниям необходимо ликвидировать опасные химические вещества в производстве продукции. Apple, Dell, Google и Microsoft — единственные компании в рейтинге, публикующие списки веществ, которые планируется ограничить в производстве устройств.
«Маркетинг производителей электроники давно вышел из-под контроля. Как модные джинсы, нам предлагают покупать новые гаджеты каждый год, вместо того чтобы обновлять уже существующие и делать их легко пригодными для ремонта. Электронные отходы — новый сегмент бытового мусора, и его доля растёт. Так быть не должно», — считает руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселёв.