В 1998 году молодой яхтсмен, сын миллиардера – владельца крупной американской химической компании, решил с друзьями провести студенческие каникулы на Гавайских островах и заодно испытать свою новую океанскую яхту. Чтобы ускорить это событие, он пошел на Гавайские острова по кратчайшему пути. Тогда-то яхта и попала в центр бескрайнего «мусорного» острова и двигалась через эту пластиковую «помойку» почти неделю.
Плавание в этом пластиковом «бульоне» потрясло Чарльза Мура и перевернуло его жизнь: он превратился из беспечного плейбоя в защитника Мирового океана. Мур продал свои акции в отцовской химической компании и создал экологическую организацию AMRT для исследования экологического состояния Тихого океана, а затем и других регионов Мирового океана.
Позже он создал свой «небольшой флот» с ведущим судном Algalita и с привлечением научных работников-океанологов. Хозяин и капитан судна Чарльз Мур проплыл сотни тысяч километров в целях выяснения реальной ситуации в различных регионах Мирового океана. В июле 2017 года он вернулся из экспедиции из юго-восточных морей Тихого океана – в частности, совершил исследовательский вояж вокруг островов Пасхи и Робинзон-Крузо (последний расположен в юго-восточной части Тихого океана, 674 км западнее берегов Чили; его площадь – около 50 кв. км).
Вот к каким выводам пришел исследователь, проплывший тысячи километров: «Только лишь в южной части Тихого океана пластиковый хлам занимает площадь более 2,5 млн квадратных километров!»
Известный океанолог из Университета Утрехт профессор Эрик ван Себилле заявил в связи с этим, что колоссальная работа, проводимая капитаном Муром и его коллегами, заполняет огромный пробел относительно объема пластикового мусора на просторах Мирового океана. «Эти данные чрезвычайно важны для принятия мировым сообществом необходимых мер в будущем с целью утилизации этого огромного массива техногенных отходов и создания межправительственной структуры для очистки огромных просторов Мирового океана», – заявил доктор Себилле.
По оценкам экологической организации Чарльза Мура, только в северо-западной части Тихого океана дрейфует около 100 млн т плавучего пластикового хлама, а в юго-восточной части Тихого океана – в несколько раз больше! Пластиковые острова появились уже в Арктике, в некоторых «тихих регионах» Индийского и Атлантического океанов и даже в Средиземном море. «Сейчас уже становится трудно найти какой-либо обширный район на просторах Мирового океана, где бы их не было», – подчеркивает доктор Себилле.
Капитан Мур и его коллеги активно изучают также проблему, каким образом пластиковые острова влияют на жизнь различных обитателей океанов и морей. Они, например, выяснили, что 10–15% рыб имеют остатки пластика в желудках. Исследователи обнаружили пластик даже в желудках некотрых видов анчоусов, обитающих в глубинах океана, которыми питаются акулы, а также королевские пингвины. «Таким образом, мы становимся свидетелями эффекта домино в этой важной сфере обитателей морей и океанов», – заявил морской биолог из ВМС США Кристиана Бургер.
Мы попросили в связи с этим прокомментировать создавшуюся ситуацию директора Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, доктора географических наук Алексея Сокова. «Безусловно, динамика массивного загрязнения Мирового океана вызывает большую озабоченность ученых – океанологов и экологов, – подчеркнул Алексей Соков. – Необходимо найти реальные подходы для того, чтобы привлечь к этой проблеме внимание государственных деятелей мирового сообщества, ООН и других международных организаций, чтобы приступить к решению этой огромной проблемы».
Недавно исследователи Атлантического отделения Института океанологии РАН опубликовали в журнале Science of the Total Environment результаты интересного исследования о загрязнении Мирового океана микропластиком (размеры частиц – от 0,5 до 5 мм). При отборе проб из Балтийского моря сотрудники ИО РАН обнаружили, что именно пластиковые микроволокна преобладают во всех загрязнениях, причем больше всего их у поверхности воды и вблизи дна.
«Почему микропластик, который легче воды, оказывается на дне моря и вблизи берега и разносится по всему океану? Предварительный ответ такой: эти микронные ниточки пластика постепенно обрастают бактериями и микроводорослями и начинают опускаться вниз, на дно», – заявил один из авторов упомянутой публикации доктор Андрей Багаев.
В ходе недавнего научного рейса научно-исследовательского судна «Академик Николай Страхов» наряду с другими исследованиями были выполнены также работы по изучению микропластика в воде и донных осадках. «Все это – новое слово в океанологической науке», – подчеркивает Алексей Соков.
Экологи Калифорнийского университета в одном из последних номеров журнала Science Advances опубликовали развернутую статью, в которой отмечается, что ежегодно свыше 8 млн т пластиковых изделий попадает в Мировой океан. Доктор Эрик Себилле в связи с этим подчеркивает, что «в различных точках океана мы столкнулись с мощным цунами пластиков, от которого нам пока бежать некуда, и никто не подскажет, как решать эту мировую проблему».
Приведем некоторые цифры из статьи калифорнийских ученых-экологов. За 65 лет с начала производства в мире произведено около 9 млрд т пластиковых изделий, половина – за последние 13 лет. Из них лишь 30% находится в употреблении, прежде всего в строительных материалах и различном машинном оборудовании. Менее 10% прошли переработку, остальные 60% составляет вечный хлам на земле и в океане. К середине нынешнего века мы будем иметь около 12 млрд т пластикового мусора! Это составляет по весу 25 тыс. высотных зданий Эимпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке (330 тыс. т каждое здание), или 1 млрд слонов (по 10 т каждый).
Земля становится «пластиковой» планетой. Где реальный выход – никто не знает.