Необъятные просторы нашей страны не смогли захватить ни Наполеон, ни Гитлер. Зато теперь это делает другой враг, который представляет вовсе не род человеческий, а царство растений.
Регионы Центральной России, Урала и Сибири буквально стонут от засилья борщевика Сосновского. Кто-то считает его биологическим оружием Запада, кто-то — вершиной эволюции растений в их борьбе за место под солнцем и (как знать?) с подчинившим себе всю планету человеком.
Вопиющий случай произошёл в Республике Коми: там воспитанников интерната отправили бороться с ядовитым растением, к которому даже взрослым подходить опасно.
«Утром на линейке начальник смены и инструктор по труду объявили, что старшие идут на борьбу с борщевиком. Никаких защитных средств нам не дали: дети были в сланцах, шортах, футболках», — рассказывает педагог школы-интерната № 15 села Пажга Сыктывдинского района Наталья Прощенко.
Дело происходило в самый разгар цветения борщевика Сосновского. Истреблять густые заросли зелёных зонтиков мальчишки пошли, вооружившись лишь лопатами. Рубка продолжалась три дня. За это время у пятерых ребят на теле появились ожоги. У одного — очень серьёзные.
О неравной борьбе детей с борщевиком рассказали республиканские СМИ. Это вызвало общественный резонанс. Инцидентом в Пажге заинтересовался Следственный комитет. Возбуждено уголовное дело, ведутся проверки.
Понятно: история получила огласку, потому что пострадали детдомовцы (среди воспитанников интерната есть умственно отсталые дети). А сколько жертв ядовитого сорняка, о которых не пишут в газетах, насчитывается по стране? Медики предполагают, что речь идёт о нескольких миллионах человек ежегодно — просто большинство из них предпочитают к врачам не обращаться, обходясь домашним лечением и бабушкиными рецептами.
Между тем борщевик Сосновского опасен не только фотохимическими ожогами (которые к тому же проявляются не сразу, а лишь после воздействия на кожу солнечных лучей, зато потом оставляют пятна и рубцы). Сок этого растения, попадая в глаза, может привести к слепоте. А если им поражено не менее 80% тела человека, высока вероятность летального исхода. Кроме того, учёные говорят о способности сока борщевика вызывать мутагенный эффект, т. е. нарушать структуру хромосом, что может непредсказуемым образом отразиться на следующих поколениях. Не отсюда ли слухи о том, что агрессивный и злобный сорняк — это биологическое оружие, предназначенное для воздействия на геном россиян? И что он был выведен искусственным путём на Западе, а затем внедрён на наши поля и луга?
«Борщевик Сосновского является инвазионным (т. е. чужеродным, заносным) видом. Тем не менее история его появления в нашей дикой природе — вовсе не тайна, — говорит главный научный сотрудник Главного ботанического сада им. Цицина РАН, доктор биологических наук Юлия Виноградова. — Естественный ареал этого растения — Кавказ и северо-восток Турции. У нас его стали широко использовать как кормовую культуру для скота сразу после Великой Отечественной войны. Борщевик неприхотлив, вынослив и холодоустойчив (не повреждается заморозками до −14°C), даёт большую биомассу, поэтому его повсеместно внедряли в колхозах, особенно на северо-западе страны. Однако вскоре выяснилось, что корм из борщевика плохой — коровы неохотно едят его при наличии другого силоса. А специфический запах растения сохраняется в мясе и молоке животных. К тому же стала очевидна опасность ожогов при контакте с растением. В 1980-е его перестали культивировать».
Однако было поздно. Ещё в 1970-е годы борщевик Сосновского вышел за пределы мест выращивания и быстро распространился по средней полосе России. Его дичание приобрело массовый характер. А когда в 1990-е пришло в упадок сельское хозяйство, борщевик стал захватывать и колхозные поля. Другие сорняки ему не конкуренты — он показывает просто фантастическую живучесть, заполняя обочины дорог и берега рек, создавая непроходимые заросли, вытесняя все прочие (в том числе редкие) виды растений, вплоть до деревьев. И тем самым нарушая экологический баланс, который складывался в природе веками.
Сейчас, по некоторым оценкам, борщевик Сосновского занимает более миллиона (!) гектаров в европейской части нашей страны. И уже проник за Урал. Ботаники отмечают его необычайную агрессивность. Подавляющее большинство плодов борщевика (около 90%) осыпается возле материнского растения. Но если отдельные семена оказываются далеко от места его произрастания, начинается активный захват новых территорий. Эти семена распространяются вдоль дорог (на колёсах автомобилей) и берегов рек (вниз по течению воды, особенно во время весеннего разлива). Более того, зимой плоды борщевика разносятся ветром по замёрзшей почве или насту.
«У него большая семенная продуктивность, потенциально на одном растении может формироваться до 200 тыс. семян, — поясняет кандидат биологических наук, доцент Брянского государственного университета Николай Панасенко. — Весной борщевик на 7-10 дней опережает развитие местных видов. Он имеет явное конкурентное преимущество перед ними — затеняет другие растения, подавляет их рост. Его быстрое расселение объясняется прежде всего тем, что на ранних этапах распространения реально с ним никто не боролся. Да и сейчас борются не методично, что не даёт успеха. Даже после скашивания борщевик в течение месяца восстанавливается и может образовывать семена».
Воистину растение-терминатор. Если бы природа задалась целью стереть человека с лица земли, ей стоило бы пойти именно этим путём — создать сорняк, который вплотную подступает к нашему жилищу, не позволяет к себе прикасаться и вообще крайне токсичен. Ведь мы ещё ничего не сказали о пыльце борщевика. А она, попадая в дыхательные пути, способна вызывать тошноту, рвоту и отёк гортани. Как известно, аллергия — одна из болезней ХХI века. Если борщевик станет расти повсеместно и ещё добавит своей пыльце токсичности (а от него можно ожидать чего угодно), его точно можно будет назвать угрозой № 1 человеку со стороны растительного мира.
Традиционных методов борьбы с напастью два — выкапывание корневищ после скашивания и обработка гербицидами (препаратами на основе глифосата). Но в обоих случаях важны нюансы. Косить борщевик надо задолго до цветения (лучше в мае), пока он не успел дать семена. Травить гербицидами нужно два раза в сезон — весной, когда высота растений менее 50 см, и при отрастании побегов после скашивания. Рекомендуемая доза — 5 литров препарата на гектар земли.
Пока учёные ищут новые способы борьбы (например, выводят насекомых, которые будут поедать исключительно этот вид борщевика), сельские жители делятся своим опытом.
«Мы это ужасное растение выкапываем (в том числе молодую поросль), затем поливаем уксусом, — рассказывает староста деревни Олохово Псковской области Нина Петрова. — “Головы” борщевика собираем в мешок, затем сжигаем вместе с этим мешком. Корни тоже выкапываем, а землю обрабатываем гербицидом Раундапом».
«Чтобы борщевик не рос, его нужно аккуратно срезать и засыпать это место солью, — советует травница из села Подлужное Ставропольского края Надежда Толстикова. — Но способ хорош в том случае, если он растёт на небольшом участке — на даче, в огороде».
Она же рекомендует рецепт, который помог ей в своё время избавиться от ожога, оставленного борщевиком: «На водяной бане вскипятила растительное масло и дней 10 настаивала на нём цветы лилии. Такая народная мазь хорошо помогает при химических ожогах от борщевика».
Ну а советы медиков просты: при контакте со злобным сорняком нужно сразу прикрыть поражённый участок кожи, чтобы на него не падал свет, затем тщательно промыть его водой с мылом и на протяжении трёх суток закрывать от солнечных лучей под одеждой или повязкой. И, разумеется, стоит показаться врачу.
С «Местью Сталина» борются овцы?
Европу атакует разновидность борщевика под названием «гераклеум Мантегацци». В Германии его называют «гигантская медвежья лапа» (в высоту он достигает 4-5 м, диаметр стебля — 5-10 см, диаметр соцветия — до 50 см). А вот Польшу изводит знакомый нам борщевик Сосновского, который поляки окрестили «месть Сталина». В Польшу он попал в 50‑е гг. ХХ в. как подарок советских учёных из Всесоюзного института растениеводства. Его стали возделывать как кормовую культуру.
Борщевик Мантегацци попал в Западную Европу в XIX в. как декоративное растение, но «сбежал» из садов и успешно освоил большие территории в основном вдоль водоёмов и дорог. В начале 2000-х гг. в одной лишь земле Гессен в Германии уничтожение борщевика на обочинах дорог обходилось в 195 тыс. евро в год.
В 2015 г. вступила в силу Директива ЕС о борьбе с «пришельцами». По ней амброзия и борщевик официально признаны опасными для здоровья. Странам — членам ЕС предстоит составить реестры «незваных гостей», ввести систему надзора и выработать меры по борьбе с этими растениями и животными.
Полностью искоренить борщевик уже невозможно. Главное — не допустить его распространения возле детских площадок, в парках и т. д. Удачной оказалась информационная кампания — брошюры, флаеры, статьи в СМИ. О том, что борщевик опасен, в той же Германии знает почти каждый.
Наиболее частый способ уничтожения — механический: подрезка корней ниже точки роста (на глубине 15 см), вспашка грунта, причём неоднократная за вегетационный период. У взрослых растений обрезают цветки в период бутонизации (их в обязательном порядке сжигают).
Одним из эффективных способов признано уничтожение побегов борщевика с помощью... овец (в Германии стада овец специально завозят на луга «поработать садовниками»).