Для специалистов, занимающихся охраной и восстановлением дикой природы, это уникальный шанс своими глазами увидеть, как природа приходит в себя после такой разрушительной катастрофы. «Когда люди ушли, природа вернулась», — говорит биолог Денис Вишневский.
Нельзя сказать, что пострадавший регион и примерно 300 его обитателей находятся в полной безопасности спустя 30 лет после катастрофы — показатели радиационного фона в пределах 10 километров от АЭС достигают 1700 нанозиверт в час. По словам Вишневского, сегодня животные, обитающие в так называемой «зоне отчуждения» вокруг станции, живут меньше и дают меньше потомства, однако их численность и разнообразие растут темпами, в последний раз отмечавшимися задолго до распада СССР.
В частности, в регионе вновь появились местные виды, процветавшие задолго до катастрофы: лоси, волки, медведи, рыси, орланы-белохвосты и многие другие. Зато исчезли виды, которые зависели от сельскохозяйственных культур, выращенных человеком, и отходов его жизнедеятельности: белые аисты, воробьи и голуби.
ругие специалисты, впрочем, призывают не идеализировать ситуацию и не спешат рассматривать эту зону отчуждения в качестве природного заповедника, указывая на то, что у обитающих там животных наблюдаются генетические аномалии.