Медвежий остров является частью архипелага Шпицберген и славится одними из самых крупных в северном полушарии гнездовьями птиц (он признан одной из ключевых орнитологических территорий). С 2002 года Норвегия создала на территории острова заповедник, который охватил большую часть его площади и прибрежные воды.
По данным норвежской энергетической компании Statoil, в случае аварии у месторождения, к которому примеряется OMV, разлившаяся нефть достигнет Медвежьего острова всего за шесть дней. Такой сценарий не исключен, ведь в феврале прошлого года OMV уже стала виновником разлива нефти у берегов Новой Зеландии.
Гринпис Нордик потребовал от норвежских властей отозвать разрешение на геологоразведку ещё в декабре, на что те ответили отказом 11 января. OMV, к которой обратился Гринпис Австрии, тоже не согласилась уступать и 20 января начала бурение. Спустя три дня около тридцати активистов Гринпис Австрии провели акцию на заправочной станции OMV, после чего СМИ обратили внимание на проблему нефтедобычи у Медвежьего острова.
На днях в СМИ появилась информация о том, что руководство OMV признало финансовые проблемы компании и намерено отказаться от дорогостоящих проектов по разведке месторождений. Однако свернёт ли она планы по добыче нефти в Арктике — пока неясно.
«Гринпис ведёт общественные кампании против разведки и добычи нефти на арктическом шельфе вне зависимости от национальной принадлежности нефтяных компаний, — комментирует ситуацию Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела Гринпис России. — Гринпис выступает против планов Shell на Аляске, Cairn Energy в Гренландии, Statoil в Норвегии, а также ExxonMobil, „Газпрома“ и „Роснефти“ на арктическом шельфе России. Арктический шельф и нефть — несовместимые понятия».