Начало > Эко новости > Открыты три новых для науки вида моллюсков-прудовиков

Открыты три новых для науки вида моллюсков-прудовиков

10/09/2024 08:14 / 👁 324 / Источник / Поделиться:
Статья
Ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова обнаружили их на Японских островах. Фото: Владимир Лерон/ТАСС. Фото: Владимир Лерон/ТАСС.

Ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения РАН (ФИЦКИА) открыли три новых для науки вида моллюсков-прудовиков на Японских островах, рассказал ТАСС директор центра, член-корреспондент РАН Иван Болотов. Совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета они обнаружили в научной публикации японских специалистов ошибку в определении видов и исправили ее.

"Мы открыли три новых для науки вида. Они обнаружились по генетическим данным, которые были получены коллегами из Японии, они опубликовали данные под неправильными названиями. Мы посмотрели генетические материалы, запросили уточнения, в итоге это вылилось в большую совместную публикацию", - сказал Болотов.

В статье японских паразитологов обитатели местных пресных водоемов - улитки-прудовики (Lymnaeidae) - рассматривались в качестве промежуточных хозяев паразитирующих плоских червей-сосальщиков. Однако опубликованные результаты секвенирования ДНК моллюсков были некорректными. Японские ученые отнесли их к известным видам, хотя в генетических данных были явные отличия от всех известных прудовиков. Российские ученые запросили дополнительные образцы и провели дополнительные генетические исследования. Работа велась около трех лет, три новых вида получили названия Galba pacifica, Kamtschaticana nipponica и Orientogalba hokkaidoensis, два из них - эндемики Японского архипелага.

"Galba pacifica обитает на Камчатке, Сахалине, Курильских островах и Японских островах, - пояснил директор центра. - Kamtschaticana nipponica и Orientogalba hokkaidoensis характерны для Японских островов, являются эндемиками. Kamtschaticana встречается на Хоккайдо и Хонсю, а вторая свойственна острову Хоккайдо".

Моллюски и паразиты

Моллюски-прудовики являются промежуточными хозяевами различных паразитов, при этом определенных паразитов переносят определенные виды моллюсков. Поэтому важно знать, где какие прудовики обитают. Например, печеночная двуустка (Fasciola hepatica) - это паразит копытных животных и человека, она поражает печень и желчевыделительную систему. Этот паразит ассоциируется с распространенным в Евразии брюхоногим моллюском малым прудовиком (Lymnaea truncatula).

"Нами разработана методика, она запатентована, и мы можем извлекать совместную ДНК паразитов, которые находятся в этих моллюсках, и моллюска, и секвенировать как гены моллюска, так и паразита, - отметил собеседник агентства. - Такой подход очень полезен в прикладном плане".

Биологи ФИЦКИА создали также библиотеку генетических последовательностей, которые паразитологи могут использовать для определения моллюсков.

Кроме того, большой коллектив исследователей провел ревизию данных о прудовиках, живущих в водоемах востока и северо-востока Азии (включая Корею, часть Китая, Японские острова, Курильские острова, Сахалин, Дальневосточное побережье России, Камчатку и Чукотку) и северо-западной части Северной Америки (Аляска и канадские штаты Юкон и Британская Колумбия). В состав группы помимо биологов ФИЦКИА и СПбГУ вошли ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, а также представители Японии и Южной Кореи.

Специалисты уточнили пути миграции моллюсков между Азией и Северной Америкой через так называемый Берингийский мост, по которому перемещались различные виды, в том числе мамонты и люди. Оказалось, что два вида моллюсков распространились из Азии в Америку, а еще два вида переселились в обратном направлении, и встречаются на Чукотке, Камчатке и Командорских островах. "По ДНК там различия минимальные между североамериканскими и азиатскими популяциями. Мы оцениваем это переселение поздним плейстоценом, моложе 50 тысяч лет", - резюмировал Болотов.