Такие поправки к законопроекту об обращении с медицинскими отходами обсудили на совещании Комитета Госдумы по экологии. Если документ успеют принять в весеннюю сессию, региональные операторы до 1 июля 2025 года должны будут заключить договоры о вывозе мусора из больниц.
Ежегодно в России образуется около трех миллионов тонн медицинских отходов. Согласно Закону «Об основах охраны здоровья граждан», их следует собирать, обезвреживать, транспортировать, учитывать и уничтожать в порядке, установленном санитарно-эпидемилогическим законодательством. Сжигать большую часть такого мусора на открытом воздухе запрещено, так как при этом выделяются токсические вещества.
Но строгие правила есть, а за их выполнением никто не следит — нет системы контроля, кто и как вывез и уничтожил медотходы из больницы. В результате такой мусор нередко находят на несанкционированных свалках. Например, в Нижнем Новгороде нашли пробирки с анализами на туберкулез, под Оренбургом — использованные шприцы и бинты, в калужском лесу кто-то выкинул просроченные вакцины от гриппа. Самый громкий случай произошел в 2021 году, когда в Подмосковье грибники наткнулись на свалку патогенных и инфицированных отходов из лабораторий и операционных.
«За медотходами тщательно следят на территории больниц, — сказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган. — Как только они уходят за территорию медучреждения, никто не знает, куда они попадают, что с ними происходит». Чтобы исправить ситуацию, депутаты и сенаторы разработали законопроект об обращении и учете такого мусора.
Документ предусматривает, что наиболее безвредные медотходы — класса А — передадут региональным операторам. Большинство субъектов уже заключает такие договоры с мусорщиками. Но есть и практика, когда прокуратура вынуждена через суд обязывать компании, занимающиеся обычным коммунальным мусором, вывозить медицинский. Законопроект позволит исключить такие споры.
Ко второму чтению документа поступила поправка, фактически приравнивающая часть медицинского мусора к твердым коммунальным отходам. «Договорились, что часть отходов класса А, схожих с ТКО, будет обращаться по правилам ТКО», — пояснил Александр Коган. Такого мусора в медучреждениях 70 процентов, чуть больше двух миллионов тонн. Речь идет о ненужных документах, мебели, продуктах.
Поправками также хотят уточнить правила обращения с отходами категории Г — это, например, содержащие ртуть приборы и токсичные вещества. Правительство составит перечень такого мусора, а вывоз и утилизацию возложат на «Росатом», сказал Коган. Но радиоактивными веществами, как и сейчас, будет заниматься специальное подразделение «Росатома».
Все остальные отходы будут вывозить, обеззараживать и утилизировать региональные и федеральные организации, требования к которым кабмин утвердит своим постановлением. По словам Когана, перечни этих компаний будут вести регионы. Больницам разрешат заключать соглашения только с организациями, включенными в списки.
Во время обсуждения законопроекта на совещании Комитета Госдумы по экологии особое внимание обратили на необходимость обезвреживания и обеззараживания опасных веществ. По словам первого зампреда Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Олега Кувшинникова, эта норма должна быть в документе, даже если она дублируется в разных статьях. Предполагается, что обеззараживанием смогут заниматься как сами мусорные операторы, так и сторонние компании.
За передвижением отходов будут следить с помощью специальной системы. Особенности ее функционирования определит Правительство своим постановлением.
Сейчас в больницах есть схема обращения с отходами, и за каждую процедуру отвечают определенные люди, сказал Александр Коган. Пока этот учет ведут на бумаге, но его планируют перевести в электронный формат и расширить за пределы медицинских учреждений. Когда появится онлайн-контроль, будет известно, кто забрал мусор, куда его повезли и как обеззараживали и утилизировали. Конечным этапом будет акт об уничтожении или захоронении. Это исключит несанкционированные свалки, угрозу для экологии и здоровья людей.
«Наша задача — чтобы от границ больницы каждый килограмм отходов прослеживался, — отметил Александр Коган. — Мы выстраиваем систему вместе с Правительством, чтобы обращение медотходов было прозрачным и понятным. Находить их где-то в оврагах в лесу мы не должны».
Если законопроект успеют рассмотреть в весеннюю сессию, он вступит в силу 1 июля 2025 года. Операторам, вывозящим мусор, дадут время, чтобы подготовиться к новым требованиям и заключить контракты.
Медицинские отходы делят на пять видов. К классу А относятся канцелярские товары, упаковка, инвентарь, остатки еды, мебель — все что не контактировало с инфекционными больными. Класс Б — это опасные отходы, которые могут быть инфицированы: инструменты и загрязненные биологическими жидкостями материалы, органические вещества из операционных и паталогоанатомических отделений.
К классу В относится мусор из исследовательских и производственных лабораторий, работающих с патогенными микроорганизмами. Класс Г включает токсичные отходы — непригодные лекарства, дезинфицирующие средства, инструменты, градусники. А класс Д — это радиоактивный мусор, например, вышедшая из строя аппаратура для рентгена, томографы, препараты для лучевой терапии и радионуклидной диагностики.