Представители рынка уже говорят, что запрет в нынешнем виде приведет к многомиллиардным убыткам как для них, так и для всех участников цепочки оборота. Потери понесут не только производители напитков, но и те, кто производит тару и этикетку, занимается логистикой и продажей готовой продукции. Покупатели в свою очередь пострадают от закономерного повышения цен — сроки годности продукта сократятся, объемы упадут, производство станет дороже.
Черная бутылка широко используется отечественными производителями безалкогольных энергетических напитков для защиты продукта от ультрафиолетового излучения. Ее аналогов по защитным свойствам сейчас нет. Внесенная в исключения из-под запрета коричневая бутылка не обеспечивает требуемой для энергетических напитков (в силу специфики состава) защиты от ультрафиолета, что обусловлено физическими свойствами пигментов. При этом сортировка черной бутылки вместе с коричневой не вызывает технологических сложностей.
В 2024 году планируется произвести 470 млн черных ПЭТ-бутылок. Такой объем обеспечивает годовую загрузку 11 перерабатывающих линий. Из вторичной гранулы, полученной из черной бутылки или из черной+коричневой производится большая номенклатура товаров.
Запрет использования этикеток, закрепленных на клей, который не растворяется в водной или щелочной среде, затрагивает почти всех производителей напитков в стране. Такой клей обеспечивает надежное крепление, которое необходимо в связи с особенностями производственного процесса, а также процессов транспортировки, хранения и продажи напитков в холодильниках в магазинах — на каждом из этих этапов невозможно избежать образования на бутылке обильного конденсата, который моментально «смоет» этикетку с водорастворимым клеем.
Как рынок переживет и переживет ли два столь чувствительных запрета, спрогнозировать невозможно. Экологичность инициативы сомнению не подлежит, но кажется, что последствия такого решения для отечественной индустрии напитков не были просчитаны до конца.