Держаться на поверхности воды колану помогает большой объем легких, а также воздух, захваченный мехом. А забравшись в гущу водорослей, можно спокойно отдохнуть, не рискуя быть укушенным акулой.
Существует три подвида морских выдр, немного различающихся по внешнему виду и по месту обитания: калан обыкновенный (E. l. lutris), обитающий в районе Курильских и Командорских островов, калан северный (E. l. kenyoni), обитающий в районе Алеутских островов, и калан калифорнийский (E. l. nereis), которого мы и видим на фото. Хотя все три подвида сильно пострадали от человека по причине своего ценного меха, калифорнийский калан был истреблен практически полностью. В 1911 году было принято международное соглашение, запрещающее охоту на каланов, и численность калифорнийских каланов к настоящему времени с большим трудом достигла 3000 особей. В отличие от каланов других подвидов, калифорнийские живут в густонаселенных районах. Возможно, из-за деятельности человека на побережье эти каланы особенно редко выходят на сушу и спят практически всегда в воде.
Каланы — отличные пловцы, а на суше неуклюжи и медлительны из-за коротких передних конечностей и длинных задних. Их передние лапы напоминают варежки, они укорочены, чтобы уменьшить гидродинамическое сопротивление. Пальцы на задних лапах сросшиеся, похожи на ласты. Передние лапы служат морским выдрам для захвата и удержания добычи, а также при использовании инструментов (например, камней) для вскрытия добычи с твердым панцирем. Так как на передних лапах пальцы тоже сросшиеся, добычу и камни каланы удерживают между лапами.
Каланы с удовольствием едят морских ежей — пурпурных стронгилоцентротусов — и могут это делать лежа на поверхности воды
Объем легких у каланов почти в три раза больше, чем у других млекопитающих той же массы. Плавучесть животного увеличивает также слой воздуха, удерживаемый его мехом. Ученые подсчитали, что у калана массой 25 кг объем легких составляет 5,4 л, а объем воздуха в мехе — 2,1 л. Каланы могут без особых усилий плавать или отдыхать в положении лежа на спине на поверхности воды, лишь изредка подгребая задними лапами. Самки отдыхают даже с детенышами на животе.
Самка калана с легкостью удерживает детеныша на животе. Фото © Mike Baird с сайта flickr.com, Калифорния, США, 27 октября 2008 года
Но за положительную плавучесть приходится расплачиваться дополнительными усилиями при нырянии за добычей: каланы активно гребут задними ластами, а перед погружением им иногда приходится выпрыгивать, чтобы затем проще было опуститься под воду.
Прыжок калана перед нырянием за добычей. Этот маневр придает калану импульс на начальном этапе, когда он наиболее плавуч. Фото © Randall W. Davis из статьи N. T. Zellmer, L. L. Timm-Davis, R. W. Davis, 2021. Sea Otter Behavior: Morphologic, Physiologic, and Sensory Adaptations
Спать каланы могут как днем, так и ночью. Самцы каланов спят в среднем по 6,5 часов в сутки, самки с новорожденными детенышами — до 12 часов. Новорожденные спят около 20 часов, по мере взросления детеныша время сна постепенно сокращается. Каланы спят, плавая на поверхности воды, хотя могут спать и на суше, свернувшись клубочком, как собака. Ученые изучили сон двух молодых каланов, содержащихся в неволе в бассейне с возможностью выхода на деревянные платформы. Поначалу морские выдры днем спали только в воде, вероятно считая водную среду более безопасной, а ночью — как в воде, так и на суше. Но через некоторое время, освоившись в новых условиях, они стали и днем спать на суше.
Сон у большинства наземных млекопитающих подразделяется на две отдельные стадии или фазы — медленный (медленноволновой) и быстрый (парадоксальный). Для точного определения этих фаз требуется электроэнцефалограмма. Однако есть и внешние признаки каждой из стадий. Медленноволновой сон характеризуется отсутствием движения глаз и пониженным по сравнению с бодрствованием мышечным тонусом. Парадоксальный сон — быстрыми движениями глаз и мышечными подергиваниями. Однако характер сна некоторых морских млекопитающих, например дельфинов, существенно отличается. Данные электроэнцефалограммы у спящих каланов в настоящее время отсутствуют, однако наблюдение за внешними проявлениями их сна в неволе выявило две формы: спокойный и парадоксальный сон. Во время спокойного сна каланы плавали на поверхности воды, сложив передние лапы на груди, а задние на поверхности воды или на брюхе, хвост же всегда неподвижно лежал на поверхности воды. В этом состоянии каланы иногда двигались — по-видимому, чтобы удержать равновесие. Время от времени они раскачивались на боку, но как только их ноздри касались воды, животные возвращались в первоначальную позу. По-видимому, эта стадия отражает в основном медленноволновой сон. И именно она и изображена на главном фото.
Во время парадоксального сна у калана могли подергиваться лапы, голова и тело, а типичная поза спокойного сна менялась — например, голова могла двигаться ближе к поверхности воды, а затем иногда погружалась в воду, оставаясь там до одной минуты. Эти особенности соответствуют критериям фазы быстрого сна наземных млекопитающих.
Как спят каланы в воде: A — типичная поза медленного сна калана; B — начало парадоксального сна, типичная поза медленного сна изменилась; C, D — парадоксальный сон, голова калана оказалась под водой. Рисунок из статьи O. I. Lyamin et al., 2000. Behavioral sleep in captive sea otters
Неизвестно, обладают ли каланы однополушарным медленноволновым сном (см. Unihemispheric slow-wave sleep), который был зарегистрирован, например, у некоторых видов дельфинов и морских котиков. Но такая вероятность есть, поскольку по своему поведению во время сна каланы похожи на морских котиков — прежде всего отсутствием полной неподвижности при сне в воде.
Распространен миф о том, что во время сна каланы держат друг друга за лапки. И даже придумано множество объяснений: якобы они это делают, чтобы не потерять друг друга, выразить свои чувства или чтобы их не унесло течение. На самом деле это явление в природе встречается крайне редко. Вирусное видео с каланами, держащимися за лапки, ставшее источником мифа, было снято в неволе (в Ванкуверском аквариуме), но и там это явление можно увидеть нечасто. Этот миф можно встретить и в русскоязычной википедии: «Распространено мнение, что каланы засыпают, держа друг друга за передние лапы или завернувшись в водоросли, чтобы их не уносило в открытое море (или не прибивало к берегу)».
Тем не менее информация про водоросли — не выдумка. Действительно, учитывая отличную плавучесть морских выдр, они часто ищут поверхностный покров из водорослей, чтобы закрепиться в нем во время отдыха. Леса из водорослей защищают каланов от ветра, течения и хищников.
Хотя в интернете масса объяснений тому, почему каланы спят, держась за лапки, на самом деле такое поведение — редкость для этих животных. Фото © Joe Mindluge с сайта flickr.com, Ванкуверский аквариум, Канада, 27 ноября 2006 года
Морские выдры уязвимы для хищников, поскольку они проводят на поверхности воды длительное время. В Калифорнии на каланов часто нападают белые акулы (Carcharodon carcharias), а на севере Тихого океана — косатки. Почему акулы нападают на калифорнийских каланов, до конца не ясно. Возможно, они путают их со своей привычной пищей, тюленями, а понимая, что ошиблись — выплевывают. Либо акулы нападают на каланов при нехватке привычной добычи. Но «спальня» из водорослей может защитить каланов от акул и косаток.
Калан в «спальне» из водорослей. Фото © Dawn Sanders с сайта flickr.com, Калифорния, 10 января 2009 года
Леса из бычьих водорослей (Nereocystis luetkeana) и гигантских ламинарий Macrocystis pyrifera являются типичной средой обитания калифорнийских каланов. Однако в таких лесах встречаются и «дыры», оказавшись в которых каланы могут быть смертельно укушены белой акулой. Проанализировав географию выброшенных на берег каланов, ученые показали, что обширные «дыры» в покрове водорослей действительно соответствуют большому количеству ранений от укусов акул. Вероятно, акулы не видят каланов, спрятавшихся среди листвы водорослей, но нападают на животных, оказавшихся в таких «дырах».
Леса из гигантских ламинарий, в которых прячутся и заворачиваются калифорнийские каланы. Фото с сайта flickr.com, 11 декабря 2013 года
Интересно, что, питаясь морскими ежами — пурпурными стронгилоцентротусами, — калифорнийские каланы уменьшают количество таких «дыр». В 2014 году вдоль побережья Калифорнии резко начало сокращаться количество водорослей Macrocystis pyrifera, поскольку морские ежи начали активнее поедать леса из этих водорослей. Этому способствовало то, что местная популяция морских звезд-подсолнухов (Pycnopodia helianthoides), питающихся, как и каланы, морскими ежами, была уничтожена из-за болезни. В результате увеличилось количество морских ежей, что привело к увеличению числа каланов, с удовольствием их поедающих. При последующем сокращении численности ежей повысилась и устойчивость экосистемы водорослей, что оказалось связано с увеличением плотности популяции каланов. Таким образом, защищая свои «спальни», каланы защищают и себя.
Екатерина Ларионова, Элементы.