"Необходимость на федеральном уровне сформулировать требования к компенсационному озеленению назрела давно. Сегодня это полномочие муниципальных образований, но на местном уровне такие требования часто либо не приняты вообще, либо существуют в виде отдельных норм в разных местных нормативных актах и работают крайне слабо. Выполнение компенсационного озеленения также должно стать обязательным условием при выдаче разрешения на строительство или реконструкцию объектов, если предполагается уничтожение зеленых насаждений", - поясняет сопредседатель партии "Зеленые" Александра Кудзагова.
Местные чиновники бывают порой слишком лояльны к предпринимателям, уничтожающим зелень, и не всегда бескорыстно. В Краснодаре к семи годам в колонии строгого режима приговорили бывшего специалиста департамента городского хозяйства, который за взятку в полмиллиона рублей пообещал подрядчику снизить плату за компенсационное озеленение. Тому требовалось убрать "зеленые препятствия" на пути прокладки электрокабеля и выплатить за это около 1,25 миллиона. Представитель подрядчика обратился к правоохранителям и сообщил о предложении. А в Калининграде прокуратуре пришлось через суд взыскивать с застройщика 10,4 миллиона рублей за вырубку при строительстве почти 500 деревьев и кустарников. Компенсацию в порубочный билет попросту не включили.
В России за шесть лет "зеленая площадь" в городской черте сократилась на четыре процента: в 2016-м было чуть более 2,35 миллиона гектаров, в 2022-м стало 2,26 миллиона. Исчезли сотни тысяч деревьев и кустарников, которые очищали воздух, снижали уровень шума и пыли, регулировали температуру, помогали справиться с ливнями. Городов, где приняты полноценные муниципальные правила озеленения, немного. В Красноярске при их разработке опирались на опыт, полученный во время подготовки к Универсиаде-2019. Тогда ввели требование: за каждое срубленное при постройке спортивных объектов дерево необходимо высадить два. Есть в красноярских стандартах и очень значимый пункт: если в течение трех лет растение гибнет, подрядчик обязан высадить новое.
Экологи считают, что в федеральном законе также нужно прописать обязательный уход за насаждениями и гарантийные обязательства со стороны подрядчиков, которые должны заменять не прижившиеся деревья и кусты. По мнению директора ставропольского ботанического сада им. В.В. Скрипчинского Владимира Кожевникова, речь в документе должна идти именно о выращивании деревьев, которое предусматривает три года агротехнических работ. Около десяти лет назад ботсад выиграл тендер на компенсационную высадку в Ставрополе. По словам Кожевникова, администрация города выделила средства и настояла на высадке 40 тысяч саженцев.
"Лучше бы посадили 10 тысяч и предусмотрели уход. Это стоило бы тех же денег. А в итоге спустя два года место высадки заросло травой, и все это вместе с деревцами сгорело при пожаре", - посетовал директор.
В федеральном законопроекте на данный момент предлагается обязать регионы принимать законодательные акты о возмещение вреда в натуральной форме, то есть именно высадкой. Экологи считают это правильным. Сейчас во многих регионах существует денежная компенсация, но выплаченные средства не являются целевыми, а значит, могут быть потрачены на другие нужды. Хотя в муниципальных администрациях утверждают, что деньги идут по назначению. Например, в Ставрополе на средства компенсации закупают новые саженцы. В Калуге если застройщику надо убрать дерево, его стоимость рассчитывают в зависимости от породы, возраста и других нюансов. Из бюджета, в свою очередь, финансируют озеленение.
Кроме того, по мнению экспертов, необходимо на федеральном уровне установить ответственность за нарушение правил компенсационного озеленения. В некоторых региональных законах она уже прописана. Так, в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде на должностных лиц могут наложить штраф от пяти до десяти тысяч рублей, а на юридических - от 50 до 100 тысяч рублей.