Россияне на многочисленных конференциях задали нашему президенту миллионы вопросов обо всем, что волнует. О климате вопросов не было. Для запада лидерство в борьбе с CO2 - это его сакральная миссия. Это основа его гегемонии. Спасая планету, он вправе перераспределять глобальные ресурсы. Весь мир запуган глобальным потеплением, а россияне его не боятся.
Климатология - сложная наука, и доверять здесь нужно лучшим специалистам, тем, чьи прогнозы сбываются. Таким был главный климатолог СССР и России М.И. Будыко. Он единственный, вопреки всем, еще в 1972 году предсказал, что из-за роста СО2 начнется потепление и снижение ледовитости морей. Его графики в точности соответствуют реальному потеплению. Через 15 лет западные климатологи тоже начали делать свои прогнозы потепления. Они предсказали усиление засух и снижение урожаев. Их прогнозы легли в основу Киотского протокола. А у Будыко был прогноз, что из-за роста CO2 климат станет комфортнее на всех широтах, тропические ураганы ослабнут, в пустынях пойдут дожди, и во всех странах начнут собирать невиданные урожаи.
Посмотрим на примере столиц великих держав, что в реальности происходит с климатом (Рис. 1).
В холодной Москве июльская температура в прошлом веке немного росла, поднялась до скромных 20°С и перестала расти
В холодной Москве июльская температура в прошлом веке немного росла, поднялась до скромных 20°С и перестала расти. В холодном, по меркам китайцев, Пекине после небольшого роста температура июля тоже стабильна. В теплом Вашингтоне июль заметно теплее не стал. А в жаркой Индии, за 50 лет глобального потепления, вообще никакого потепления нет. Здесь лишь обычные флуктуации. Заметно в холодных столицах ослабли морозы. Из-за этого здесь повысились и среднегодовые температуры. В Вашингтоне январь уверенно ушел в плюс. В мире заметно потеплело только там, где холодно, и когда холодно, и особенно в Арктике. Громадной холодной России досталась львиная доля глобального потепления. В России потеплело в 2,7 раза сильнее, чем в среднем по планете. Южанам достались крохи или ничего.
В США, если верить СМИ, ситуация наиболее горячая, здесь от жары каждый год почти умирают свыше ста миллионов граждан. И со слов их президента "потепление страшнее ядерной войны". Но что в реальности. На рисунке 2 видно, что от Аляски до Флориды летняя экстремальная жара за 50 лет нигде не усилилась.
Все красные графики, все их линейные тренды горизонтальны
Все красные графики, все их линейные тренды горизонтальны. А вот морозы и заморозки, от которых страдают миллионы и гибнут урожаи, ослабли сильно и везде. Все фиолетовые графики идут вверх. Меньше стало прохладных и холодных дней, короче зимы. И так по всей планете. Климат везде стал комфортнее, и лишь в некоторых мегаполисах, например, в Каире, жара немного усилилась, но не потому, что климат стал теплее, а потому что вокруг стало меньше зелени, которая, испаряя воду, охлаждает и себя, и воздух.
Главный интегральный критерий качества и комфорта климата - это урожаи зерновых на полях. Высокие урожаи - значит комфортный климат. А гибель урожая - значит были засухи, заморозки, наводнения…
На рис. 3 видно, что урожайность полей великих держав не сократилась, а выросла в разы
На рис. 3 видно, что урожайность полей великих держав не сократилась, а выросла в разы. Причем, сельхозтехнологии везде развивались по-разному. В США после 1980 года наращивать норму удобрений прекратили, а в Индии - продолжили. Но урожаи по всему миру растут параллельно с ростом CO2. Климат стал "комфортнее в разы". Особенно сильно, в четыре-пять раз, урожаи выросли в странах с засушливым климатом.
На рис. 4 видно, что в Алжире и ЮАР из-за вооруженных конфликтов норма внесения удобрений сильно и надолго снизилась
На рис. 4 видно, что в Алжире и ЮАР из-за вооруженных конфликтов норма внесения удобрений сильно и надолго снизилась. Но на росте урожаев это не сказалось. Он, вслед за ростом CO2 продолжился. В засушливых странах растения большую часть своих ресурсов тратят не на листья и семена, а на добычу воды - на корни. CO2 - это единственный источник углерода для растений. При дыхании теряется, испаряется вода. Сегодня CO2 в атмосфере очень мало (0,04%), и чтобы через устьица поймать одну молекулу CO2, зеленые листья тратят, выкачивая из почвы, сотни молекул воды. Рост СО2 пропорционально снижает потребности в воде. Не нужно много корней. И сократив эти главные затраты, аграрии сильно повышают урожай семян на полях.
Обычные сильные ураганы и засухи, которые случаются каждые 20-50 лет, которые всегда были и будут, преподносятся западными СМИ как предвестники глобальной катастрофы. А на самом деле во всем сбывается прогноз Будыко. Морозы, тропические ураганы ослабевают. Даже в пустынях усиливаются дожди, везде собирают небывалые урожаи, и даже площадь суши на планете растет.
Вот кратко суть учения Будыко. Главный элемент жизни - это углерод. Растения потребляют СО2, а микроорганизмы и животные возвращают его в атмосферу. А геологические процессы захоранивают органику. Уголь, нефть и вся другая органика в недрах - все это украдено из биосферы и атмосферы. В результате этого содержание СО2 в атмосфере за время эволюции снизилось в тысячу раз, и последние полмиллиона лет биосфера была близка к гибели. 15 тысяч лет назад она почти задохнулась, погибло большинство деревьев. У биосферы есть мощные регуляторы температуры. Из-за солнца и парниковых газов она никогда не перегревалась. Растения более чувствительны к перегреву, чем человек. Испаряя воду, они охлаждают и себя, и воздух. А еще, когда возможен перегрев, увеличивается испарение, появляются белые облака, которые, в отличие от темных океанов и лесов, поглощают в восемь раз меньше солнечного тепла. В тропиках, в теплой атмосфере много водяного пара. Здесь это главный парниковый газ. А в холодном воздухе водяного пара мало. Здесь СО2 главный. Он отепляет только холодную атмосферу. Три миллиона лет назад, когда СО2 было много, в тропиках было не теплее, чем сегодня. Зато на севере Гренландии и Сибири, где сегодня лед и тундра, росли богатые леса и богатые саванны. Как учили Циолковский и Будыко, сжигая уголь и нефть, возвращая украденное, мы омолаживаем биосферу, возвращаем ее в высокоплодородное состояние, и это благо для всего человечества и особенно России. "Зеленый" курс России и всего мира должен опираться на научную школу Будыко.
По расчетам Института народно-хозяйственного планирования, потепление на каждый градус дает прибавку в ВВП России свыше триллиона рублей. Из-за роста СО2 и потепления урожайность зерновых в России может стать как сегодня в США. И тогда на наших землях можно будет собирать зерна (а это и спирт и дизель) больше, чем мы добываем нефти.
Сергей Зимов (руководитель научной Северо-Восточной станции Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской Академии наук. г. Черский, Заполярье. Автор знаменитого проекта "Плейстоценовый парк", Якутия) / Российская газета