Аналитический центр НАФИ ко Всемирному дню домашних животных, 30 ноября, представил «Известиям» результаты социологического исследования, отражающего основные причины, по которым россияне отказываются заводить питомцев, а также объем средних ежемесячных трат на домашних животных и перечень товаров и услуг, пользующихся наибольшим спросом.
Так, стало известно, что доля владельцев домашних животных среди россиян по разным оценкам колеблется в диапазоне от 68 до 84%. Самые популярные питомцы — кошки. Беспородных кошек заводят почти вдвое чаще, чем породистых (43% и 25% соответственно). На втором месте по популярности — собаки, причем доли тех, кто держит беспородных и породистых собак, сравнимы (21% и 17%). Всех остальных животных, включая птиц, рыб, грызунов, рептилий, россияне заводят реже (доля не превышает 8%).
Россияне рассказали об основных причинах отказа от содержания домашних животных: нехватка времени на уход (36%); отсутствие людей, с которыми можно было бы временно оставить питомца (27%); негигиеничность (грязь в доме, шерсть и другое — 18%); не позволяет здоровье (17%); нет места в доме (15%); не позволяют финансы (12%).
Почти каждый второй опрошенный (46%) тратит на своих питомцев менее 2 тыс. рублей в месяц. Каждый четвертый (27%) — от 2 до 5 тыс. рублей. Свыше 5 тыс. рублей в месяц на домашних животных тратят только 9% владельцев питомцев. Среди тех, кто заявляет о минимальных тратах, в два раза больше мужчин (14% против 8% среди женщин), а максимальные траты в большей степени характерны для женщин (11% против 6% среди мужчин). О более высоких тратах, свыше 5 тыс. рублей в месяц, говорят также чаще молодые россияне (16%).
Самые крупные траты — это специальные корма и добавки (77%), а также ветеринарные услуги и лекарства (65%). Траты на породистых животных выше, чем на беспородных. Так, например, покупным кормом кормят своих питомцев 78% владельцев породистых собак и 65% беспородных, для кошек это соотношение 83% и 78%.
Офлайн-ритейл — наиболее популярный канал покупки товаров для животных. Практически по всем видам расходов выше доля тех, кто покупает товары в физических магазинах. Меньше всего разрыв между приверженцами офлайн- и онлайн-покупки в отношении приобретения лежаков, домиков и других товаров для обеспечения инфраструктуры питомцев (18% и 12% соответственно).
Происходящая трансформация российского рынка промышленных кормов для животных отразилась и на потребительских практиках владельцев животных. Респонденты отмечали рост стоимости кормов (73% покупателей), проблемы с дистрибуцией (61% столкнулись с тем, что привычной марки не было в наличии), появление новых марок (61%) и их пробные покупки (47%).
«Домашнее животное для многих является полноценным членом семьи, что, безусловно, влияет на готовность вкладывать в него как временные, так и финансовые ресурсы. Это создает благоприятные условия для производителей и поставщиков товаров и услуг для животных. Однако важно учитывать конъюнктурные особенности текущего периода: в условиях трансформации рынка, ухода или подорожания марок корма, аудитория готова рассмотреть варианты смены текущей марки. Это можно использовать для развития нового предложения, вывода новых брендов кормов для животных», — сказала директор направления маркетинговых исследований аналитического центра НАФИ Наталья Кузнецова.