Запрет на проектирование прямоточных систем водоснабжения для охлаждения компрессоров на тепловых и атомных электростанциях (ТЭС и АЭС) сдерживает выполнение стратегической задачи достижения технологического суверенитета, убеждены депутаты Госдумы. Они предложили изменить Водный кодекс, чтобы вернуть на объекты энергетики прямоток, при котором вода, необходимая для охлаждения компрессоров, подается напрямую из водоема, а затем спускается обратно или в канализацию. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму 15 ноября.
В настоящий момент, в соответствии со статьей 60 Водного кодекса, принятого в 2006 году, проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается. Причиной появления данного запрета стало ртутное загрязнение Братского и Усть-Илимского водохранилищ Братским ЦБК, горнообогатительным комбинатом и предприятиями химической промышленности. Дискуссия о снятии этого запрета ведется уже почти десять лет. Как утверждают энергетики, капитальные вложения в оборотные системы технического водоснабжения в 1,4—1,75 раза выше стоимости прямоточных, а эксплуатационные расходы выше в 2—2,8 раза.
Члены Комитета Госдумы по энергетике и Комитета по промышленности и торговле в пояснительной записке к своему законопроекту указали, что действующая редакция Водного кодекса, не предусматривающая проектирование прямоточных систем технического водоснабжения, в современных условиях не отвечает «целям проводимой государственной политики по внедрению наилучших доступных технологий». Отсутствие разрешения на проектирование и строительство ТЭС и АЭС с прямотоком ведет к вытеснению данной технологии, обеспечивая более низкие технико-экономические показатели строящейся в России энергетической инфраструктуры по сравнению с зарубежными аналогами, и, таким образом, «сдерживает выполнение стратегической задачи достижения технологического суверенитета».
Как пояснил «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, практика строительства ТЭС и АЭС с прямоточными системами на берегах больших и глубоких водоемов распространена во всем мире и применяется в том числе при строительстве российских АЭС за рубежом. Для такого типа технического водоснабжения не требуется возведение дополнительной инфраструктуры. Разрешения же будут выдаваться только объектам, где такая возможность подтверждена соответствующими экспертизами, в том числе экологическими, отметил он.
«Это снизит затраты на проектирование и строительство, при этом не приведет к дополнительному существенному увеличению нагрузки на окружающую среду по сравнению с закрытыми системами. Соответственно, эти дополнительные затраты не ложатся на тариф», — заявил депутат.
В депутатском законопроекте также указано, что эксплуатация прямоточных систем технического водоснабжения тепловых и атомных электростанций должна осуществляться только при соблюдении необходимых мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению производственной и экологической безопасности. Зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Жанна Рябцева сообщила, что документ перед внесением в Госдуму прошел обсуждение на экспертной площадке комитета. Ключевые министерства и ведомства, по ее словам, поддержали отмену этого запрета.
«Сейчас Водный кодекс запрещает проектирование прямоточных систем водоснабжения. Эта норма при принятии кодекса была предложена Правительством. Мы видим и другие примеры принятия жестких законодательных запретов, обоснованных требованиями экологической общественности. Но время все расставляет на свои места. Сейчас прямоточные системы применяются в 31 стране мира на 345 из 436 действующих в мире АЭС. За много лет наблюдений и научных исследований фактически подтверждено отсутствие их отрицательного воздействия на окружающую среду», — заявила «Парламентской газете» депутат.
Она также напомнила, что сейчас в России успешно функционирует большое количество спроектированных и построенных в советское время объектов энергетики на прямотоке и об аварийных случаях не сообщается. Кроме того, Рябцева указала на экономическую подоплеку вопроса — «прямоточные системы дешевле, а лишние затраты в результате сказываются на росте тарифа для потребителя электроэнергии».
«Сейчас прямоточные системы включены в перечни наилучших доступных технологий и в России, и в Европе», — подчеркнула она.