Чем может обернуться «курение» электронных сигарет, выясняла «Парламентская газета».
Дискуссия о вейпах, то есть устройствах, которые нагревают содержащую никотин жидкость, чтобы можно было ее вдыхать, развернулась на пленарном заседании Госдумы 18 января, когда депутаты обсуждали повышение акцизов на такие аэрозоли и приняли соответствующий закон (№ 69209-8). Согласно этому документу, в России с 1 марта акциз на жидкости для электронных систем доставки никотина повысят с 1 марта 2023 года до 20 рублей за каждый миллилитр. В следующем году акциз составит 21 рубль, а в 2025 году — 22 рубля. Текущая редакция Налогового кодекса предполагает размер акциза в этом году 18 рублей, в следующем — 19 и в 2025-м — 20 рублей. Сами вейпы акцизом облагать не будут.
После принятия документа депутаты предложили пойти дальше. Представитель фракции ЛДПР Сергей Леонов и единоросс Бийсултан Хамзаев выступили на пленарном заседании с идеей полностью запретить продажу вейпов.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил заняться этой темой комитетам по охране здоровья, по молодежной политике и по просвещению.
«Изучите эти вопросы, причем в приоритетном порядке, и внесите предложения о возможности запрета вейпов», — сказал спикер. Координировать работу он поручил вице-спикеру Петру Толстому.
Володин отметил, что школьники все больше и больше подвержены употреблению вейпов.
«Вы будете разговаривать с учителями, они вам обязательно скажут, что у них в письменном столе находятся отобранные у учеников вейпы и то, что, наши коллеги здесь говорят, совершенно очевидно, не работают те нормы, которые мы ранее принимали, предоставив право регионам регулировать эти вопросы», — отметил Вячеслав Володин.
Повышение акцизов не даст должного эффекта — нужно в первую очередь думать о здоровье населения, а не о доходах от акцизов, сказал «Парламентской газете» Бийсултан Хамзаев. Тем более, что, по его словам, большая доля электронных систем для курения, включая вейпы, — это контрафактная продукция.
По мнению Хамзаева, вейпы опасны тем, что маркетологи представляют их в качестве более безвредного аналога сигарет. «Людям говорят: «Хотите бросить курить — купите электронную сигарету». Якобы они будут вдыхать просто пар. А на самом деле это целый букет химических веществ, по сути, ядовитый дым», — сказал депутат. Никотин есть никотин, и, как бы он ни попадал в организм, он наносит вред.
«А дальше — онкология, сердечно-сосудистые заболевания», — отметил Хамзаев.
Жидкости, которые нагреваются и попадают в легкие в виде пара, содержат вредные вещества, которые влияют на многие системы организма, включая дыхательную и репродуктивную, сказал «Парламентской газете» заслуженный врач России член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Владимир Круглый.
«Было несколько смертельных случаев после курения вейпов», — напомнил сенатор. Особенно остро стоит проблема распространения вейпинга среди подростков — отследить, кому продают электронные сигареты, сложно, хотя их и запрещено продавать детям, добавил он.
«В то же время я видел в СМИ, что Минпромторг высказывался против запрета вейпов, опасаясь, что в этом случае будет развиваться черный рынок. Но мое мнение как врача и сенатора — нужно все-таки запретить вейпы, не боясь подпольного оборота. Если он и будет, это будут значительно меньшие объемы», — считает Круглый.
Одновременно, по его мнению, важно, чтобы государство финансировало социальную рекламу и информационные кампании, рассказывающие о последствиях «парения».
«Надо, чтобы юноши и девушки понимали, что это вредно, немодно и некруто», — сказал Владимир Круглый.