Избежать трагедии подобно норильской в 2020 году, когда из прохудившегося резервуара утекла 21 тысяча тонн дизельного топлива, поможет аэрокосмический мониторинг опасных производственных объектов на территориях Крайнего Севера. Механизм уже отработан с Роскосмосом, показал хорошие результаты, но развивается пока тяжело, отметил глава Ростехнадзора Александр Трембицкий в Совете Федерации 29 ноября на встрече с сенаторами в формате «открытого диалога».
Между палатой регионов и Ростехнадзором давно сложилось рабочее, конструктивное взаимодействие. По словам зампредседателя Совфеда Николая Журавлева, палата уделяет большое внимание снижению административной нагрузки на бизнес, совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.
При этом, считает он, важно не допустить увеличения рисков техногенных аварий, снижения уровня надежности эксплуатации опасных объектов. Журавлев подчеркнул, что промышленная безопасность также тесно связана с вопросами экологии.
Показательным моментом стало ЧП в Норильске в 2020 году. Парламентарий напомнил, то Совет Федерации принимал активное участие в разработке комплексного плана социально-экономического развития города после случившегося и держит на контроле ход его реализации. «Работа Ростехнадзора заключается как раз в профилактике таких аварий и компетентной оценке рисков техногенных и экологических катастроф на опасных производственных объектах», — уточнил вице-спикер.
И в этом направлении уже много сделано, заверил сенаторов Александр Трембицкий. После норильской катастрофы Ростехнадзор проверил топливные резервуары в Арктической зоне на соответствие требованиям безопасности. Всем эксплуатантам были выписаны предписания и рекомендации. Также ведомство поставило под сомнение необходимость присутствия в заполярных регионах резервных емкостей объемом от 20 до 50 тысяч тонн. В большинстве организаций они не используются, при этом имеют большую степень износа.
Кроме того, в правила экспертизы промбезопасности по рекомендации сенаторов были внесены коррективы. Раньше заключение экспертизы могло быть трех видов: положительное, отрицательное и положительное, но при выполнении компенсационных мероприятий, которые зачастую растягивались на месяцы, а то и на годы. В том числе это касается и испорченного норильского резервуара. Сейчас в правовом поле остались только положительное и отрицательное заключения.
Более радикально повлиять на экологическую безопасность в регионах Крайнего Севера и избежать трагедии подобно норильской поможет аэрокосмический мониторинг опасных производственных объектов на территориях Крайнего Севера. По словам Трембицкого, механизм уже отработан с Роскосмосом, показал хорошие результаты, «но развивается пока тяжело».
Немало Ростехнадзор преуспел и по части создания безопасных условий при использовании атомной энергии. Высокий стандарт безопасности на российских АЭС подтверждают международные организации, в том числе МАГАТЭ.
В последнее время вопросы устойчивости функционирования объектов мирного атома приобрели особое значение, отметил Николай Журавлев.
«Буквально на днях встречались с представителями МАГАТЭ и Росатома и обсуждали. Ситуация достаточно напряженная, но она решаема», — заверил он.