Даже если не брать в расчет вопросы гуманности, массовое умерщвление приведет только к росту популяции, да и специалистов с лицензией на использование препаратов для усыпления не хватит, считают в Госдуме и в Российской академии наук. Какие последствия могут быть, если вернуться к прежним способам борьбы с собаками на улицах — их отстрелу, узнавала «Парламентская газета».
До 1 января 2020 года — даты вступления в силу отдельных положений Закона «Об ответственном обращении с животными», умерщвлять бездомных собак было разрешено. В регионах каждый год заключали такие контракты со специальными организациями. Даже если не говорить об этической составляющей, их эффективность была отрицательной, сказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов («Единая Россия»).
«На отстрел безнадзорных животных ежегодно тратили около двух миллиардов рублей, а их поголовье только росло», — сказал он.
По его словам, в Госдуме проанализировали муниципальные контракты и пришли к выводу, что часть средств просто разворовывали. «Год от года регионы запрашивали все больше средств на истребление этих несчастных четвероногих. Допустим, 5 тысяч собак убьют, а на следующий день просят средства еще на 5,5 тысячи. Возникает вопрос — а куда дели деньги?» — сказал он.
Когда закон приняли, регулировать численность животных стало возможным только через приюты: каждого беспризорного хвостатого должны отловить, стерилизовать, вакцинировать. Применить эвтаназию можно только в том случае, если животное смертельно болеет или ранено и это причиняет ему непереносимые страдания.
Можно гарантировать, что инициативы о возврате к умерщвлению животных не пройдут, сказал Владимир Бурматов. Он отметил, что единственный законный способ регулирования численности бездомных животных — через систему приютов. Это и единственный эффективный вариант, что подтвердили ученые, сказал он.
Депутат сообщил, что он обратился в Российскую академию наук с просьбой оценить, какая методика наиболее эффективна. «Парламентская газета» ознакомилась с ответом от 24 февраля 2022 года, подписанным вице-президентом РАН Ириной Донник. В академии поддержали запрет на массовое умерщвление животных, особенно негуманными методами.
«Проведение массовой эвтаназии в настоящее время не может быть эффективным, поскольку специалистов, у которых имеется лицензия на использование наркотических средств для усыпления животных, крайне мало», — говорится в письме.
Кроме того, резкое сокращение популяции даст кратковременный эффект — максимум на 1-2 года. «После этого численность бездомных животных снова резко возрастет за счет молодых и, как правило, более агрессивных особей, так как это закон природы», — отметила Донник.
Также уничтожение нескольких сотен тысяч животных будет враждебно встречено большей частью населения, и не только зоозащитниками, указано в документе.
Если после отстрела или отлова остается много фертильных сук — численность восстановится быстро: популяция не станет больше, чем позволяет территория и наличие пищи, но она восстановится до этих пределов, пояснил «Парламентской газете» президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев. Также он подчеркнул, что нужно стремиться к гуманному разрешению проблемы бродячих собак.
Если отловить животных одномоментно — сразу больше 80 процентов, а потом продолжать отлов по мере необходимости, роста числа бездомных собак не будет, добавил глава РКФ.
«Также в этом вопросе поможет цивилизованное отношение к отходам и мусору, недопустимость подкорма — то есть необходимо сделать полностью недоступными пищевые ресурсы», — считает он.
В Российской академии наук также оценили способ, когда животных отлавливают, стерилизуют, вакцинируют и выпускают на прежнее место обитания, — так называемый метод ОСВВ. На сегодняшнем этапе в течение двух-трех лет он может применяться достаточно эффективно для сокращения численности животных, изменения возрастной структуры стай, снижения их миграции, указано в письме. Однако для этого надо отлавливать не меньше 50-60 процентов особей.
Бурматов отметил, что уже есть успешные примеры работы. Например, в Нижнем Новгороде применяют систему ОСВВ с 2015 года, и это позволило кратно уменьшить число четвероногих бродяг и количество покусов, сказал депутат.
До этого в регионе уничтожали по семь тысяч собак. Но это не помогало — были и смертельные случаи нападения бездомных животных, рассказал «Парламентской газете» директор нижегородской организации «Зоозащита НН» Владимир Гройсман. Сейчас, по его словам, трагедии все еще случаются, но они связаны с нападением хозяйских собак, а не бездомных. При этом в приютах оставляют только собак, которых признали немотивированно агрессивными. Таких, по оценке Владимира Гройсмана, всего около полутора процентов. Остальных хвостатых выпускают обратно на улицы.
А в Московской области есть отдельные приюты для агрессивных животных. «Но на таких животных крест не ставят, — сказал Бурматов. — Ими занимаются профессиональные кинологи, и практически всех собак удается перевоспитать, потому что им просто с людьми не повезло, например, они стали жертвами насилия», — добавил он. По его словам, некоторых собак после подготовки передают в органы, и они становятся служебными собаками.
В Москве пошли по другому пути — оставляют отловленных животных в приютах. «Сколько бы вы по городу ни ходили — ни одной бездомной собаки не увидите. При этом интересы гигантского мегаполиса обслуживают всего 14 приютов», — сказал Бурматов.
Регионы сами вольны выбрать — выпускать животных или нет. Такое право местных властей закрепили в законе, который Президент России подписал 14 июля 2022 года. Они должны определить уполномоченных лиц, которые и решат, нужно ли возвращать животных на прежние места обитания.