Специалисты "Мосводостока" отвечают за невидимые городские реки – водосточные сети, по которым с улиц столицы уходит дождевая вода и талый снег, протекают многочисленные реки и ручьи Москвы, спрятанные в подземные коллекторы. Общая протяженность подземных коммуникаций – свыше 8 тысяч километров. Для сравнения, примерно на таком же расстоянии друг от друга находятся Москва и Хабаровск.
Специалисты "Мосводостока" следят за исправностью и работоспособностью ливневой системы круглый год: очищают водоприемные решетки и колодцы от листвы, веток, бытового и строительного мусора, снега и наледи, при необходимости ремонтируют отдельные участки. Уборку проводят вручную и с применением машин для гидродинамической прочистки, которые подают воду под сильным напором – таким образом из сетей тщательно вымывают загрязнения.
Кстати, работники службы достают из ливневой системы не только мусор, но и личные вещи москвичей, которые те обронили по неосторожности. Если такое произошло с вами, отчаиваться не надо. Чтобы вернуть потерю, необходимо обратиться в центральную диспетчерскую "Мосводостока" по телефону: +7 (495) 657-87-03, сообщить адрес и детали случившегося и ждать аварийную бригаду, которая достанет личную вещь быстро и бесплатно.
Одна из главных обязанностей специалистов "Мосводостока" в сезон навигации – поддержание и контроль чистоты на Москве-реке. В этой работе задействован специальный технический флот, состоящий из 30 судов, которые собирают мусор и убирают масляные пятна с поверхности воды, очищают Москву-реку и устья впадающих в нее рек от наносов песка и ила и работают круглый год. Кстати, в составе технического флота "Мосводостока" работают целых два речных ледокола.
В летний сезон на реке постоянно трудятся суда-мусоросборщики. Названия у них технические – например, МС-1 или МС-2. Официально аббревиатура расшифровывается как "мусоросборщик", однако в службе судна иногда по-доброму называют "Михаил Светлов". Экипаж каждого такого судна состоит из трех человек: механика, матроса и моториста, которые работают посменно по 12 часов. В течение смены специалисты "Мосводостока" дважды обходят Москву-реку. По ходу движения члены экипажа проводят визуальный контроль поверхности воды и убирают встречающийся природный (ветки, листья, бревна) и бытовой (бутылки, пакеты, органические отходы) мусор.
Уборка осуществляется как механизированным, так и ручным способом. Крупногабаритный мусор из воды извлекают с помощью автоматизированного крана, установленного на судне, и специальных сетчатых "лопат" на носу. В труднодоступных участках (в закутках у причалов, вблизи пристаней и набережных) члены экипажа выуживают мусор сачками и баграми. Выловленные отходы по окончании смены отвозят сначала на площадку временного хранения на одну из баз "Мосводостока", а затем на утилизацию. За последние десять лет суда "Мосводостока" собрали более 18 тысяч тонн плавающего мусора и предотвратили более 1,5 тысячи случаев появления пятен на московских реках.
Собственная водолазная служба работает в "Мосводостоке" с 2014 года. Специалисты подразделения отвечают за целый спектр подводных работ: обследование водоемов и русел рек, ремонт и очистку гидротехнических сооружений, подземных коллекторов.
Дважды в год водолазы "Мосводостока" проводят работы по очистке иловых отложений у Сыромятнического гидроузла на реке Яуза. Ежегодно перед стартом купального сезона специалисты обследуют зоны отдыха с купанием, очищая дно от природного и бытового мусора, который может представлять опасность для москвичей.
Выполняют водолазы предприятия и более масштабные задачи – например, с октября 2018 года по май 2019 года специалисты очищали Кожуховский затон. За этот период со дна затона подняли остатки двух затонувших судов.
Каждый год в преддверии осенне-зимнего сезона сотрудники "Мосводостока" принимают участие в переселении декоративных рыб из прудов в парке "Зарядье". Карпы кои и декоративные караси, обитающие в этих водоемах, не приспособлены к московским холодам, поэтому работники предприятия обеспечивают им место для комфортной зимовки. Сначала парковые пруды откачивают до минимального уровня, затем рыб аккуратно вылавливают с помощью сачков и отправляют на передержку во временные резервуары.
А вот обычные караси и карпы спокойно зимуют в московских прудах, закапываясь в ил. Чтобы рыбам хватало кислорода в холодный сезон, специалисты "Мосводостока" регулярно проводят работы по аэрации – насыщают городские водоемы кислородом с помощью специализированной техники. Эти мероприятия помогают поддерживать подводную флору и фауну в надлежащем состоянии.
Во время обследования прудов специалисты "Мосводостока" нередко находят автомобильные покрышки. Эти находки, а также изношенную автомобильную резину с коммунальной спецтехники собирают на базах предприятия, подсчитывают, а затем сдают на переработку. Эту экологическую традицию "Мосводосток" соблюдает уже порядка пяти лет.
По данным предприятия, за год специалисты службы могут собрать до 60 тонн покрышек, как это было в 2018 году. Перед сдачей на переработку от покрышек отделяют металлические диски, проверяют резину на наличие повреждений и отправляют на Дмитровский завод РТИ. Там шины промывают, режут на мелкие части и затем дробят в резиновую крошку мелкой, средней или крупной фракции. В дальнейшем это вторсырье применяется для создания бесшовных покрытий на спортивных и детских площадках.