Ученые считают, что они открыли новый подвид синего кита, скрывающийся в глубинах Индийского океана.
Его обнаружили случайно, когда ученые пытались послушать записи китовых песен (звуков, издаваемых этими гигантскими млекопитающими, некоторые из которых из-за своей музыкальности стали популярными «экологическими» звукозаписями — прим. ред.), сделанные в разных районах Индийского океана. Эти песни существенно отличались от песен других синих китов, о чем сообщила «Нью-Йорк Таймс».
Самое невероятное в этом открытии то, что синие киты являются самыми большими из всех животных, когда-либо существовавших на Земле. Они весят более 200 тонн, а в длину достигают свыше 33 метров. В настоящее время выделяют пять подвидов синего кита.
Шестой подвид станет одной из самых крупных новых популяций китов, выявленных с 1859 года, когда английский зоолог Эдвард Блит (Edward Blyth) идентифицировал карликового синего кита. Впервые классификацию синих китов провел шведский ботаник Карл Линней (Carl Linnaeus), сделавший это более 250 лет назад.
Новый подвид синего кита «открыли» ученые, пытавшиеся описать редких полосатиков Омуры у побережья Мадагаскара. Полосатиков Омуры выделили в отдельный вид совсем недавно, в 2003 году, а в 2017 году морской биолог Аша де Вос (Asha de Vos) обнаружила их очень далеко — у берегов Шри-Ланки.
Обычно китов опознают по их уникальным песням, которые ученые считают брачным зовом, подаваемым в глубинах океана. Именно такую китовую песню пытались записать исследователи.
Однако, как написано в декабрьском номере журнала под названием «Исследования исчезающих видов» (Endangered Species Research), ученые услышали совсем другую песню, отличающуюся от голосовых сигналов полосатиков Омуры и от всех прочих записанных ранее песен пяти основных подвидов синих китов. С учетом глубины, на которой были зафиксированы голосовые сигналы, ученые сделали предположение, что это была песня синего кита.
В настоящее время существует пять признанных подвидов синего кита, которые живут в разных регионах мирового океана. Это северный синий кит, антарктический синий кит, индийский синий кит, карликовый синий кит и чилийский синий кит.
Когда ученые услышали у берегов Мадагаскара незнакомую китовую песню, они опустили свои акустические приборы звукозаписи еще глубже. Это помогло им убедиться, что голосовые сигналы подают действительно синие киты.
Ученые взяли эти записи и сопоставили их с песнями синих китов, записанными ранее в окрестностях архипелага Чагос посреди Индийского океана и у берегов Омана. Группа исследователей во главе с Сальваторе Серчио (Salvatore Cerchio) из Массачусетса считает, что у этих записей китовых песен есть отличительные характеристики нового подвида синего кита, о котором ранее не было известно.
Чтобы удостовериться в правильности новой классификации, ученым нужно будет каким-то образом собрать генетический материал. Это непростая задача с учетом глубин и мест, в которых обитают синие киты. Ученые обычно считают, что киты с разными песнями принадлежат к разным подвидам и вряд ли скрещиваются между собой.
Но в последнее время, наблюдая возросшую нагрузку на популяции китов, ученые начинают выявлять отдельные случаи межвидового скрещивания между финвалами и синими китами, являющимися самыми крупными животными на Земле. Они производят на свет гибриды типа того, что был пойман в Исландии в 2018 году.
Индийский океан меньше всего исследован учеными.
В период с 1963 по 1968 год Советский Союз занимался незаконным китобойным промыслом в северной части Индийского океана и выловил почти 1 300 китов. Собранные в те годы данные помогают сегодня вычислять местоположение, популяции и типы многих китов в Индийском океане.
Эти данные свидетельствуют, что существуют скрытые пути миграции китов, где они передвигаются, питаются и спариваются. Широкий и мелкий участок океана между Сейшелами и Маврикием, являющийся остатком давно уже ушедшего под воду континента, стал важным местом обитания китов, которые там отличаются большим биоразнообразием. Эти места также являются районом вскармливания молоди карликовых синих китов.
Эти районы в последнее время испытывают возросшую нагрузку, потому что с 2018 года там активно занимаются китобойным промыслом японские суда, швартующиеся на Маврикии.
Популяция синих китов существенно уменьшилась. Если на рубеже XX века их было не менее 350 000, то сейчас их количество составляет менее 25 000 особей (есть даже опасения, что их меньше 10 000).
После введения в 1966 году запрета на вылов синих китов их популяции несколько стабилизировались. Но им все равно грозит исчезновение. Кроме того, состояние здоровья каждого подвида синих китов существенно разнится от региона к региону.
2020 год оказался урожайным на открытия новых видов китов. Во время экспедиции Общества охраны морской фауны Sea Shepherd на другом конце света у тихоокеанского побережья Мексики был предположительно обнаружен новый вид редких зубатых китов ремнезубов.
Три кита из этого нового вида были идентифицированы по уникальным акустическим сигналам, записанным 17 ноября всего в 300 милях от границы США. В настоящее время выделяют 22 вида ремнезубов, и это наименее изученные киты.
Существует более 90 видов китов и бесчисленное множество их подвидов. Открытие новых, ранее неизвестных видов этих самых крупных на Земле млекопитающих показывает, как мало мы знаем о мировом океане.
Ученые посетили, сфотографировали, сняли на видео и детально обследовали менее 0,05% мирового океана. Для сравнения: вся Луна и весь Марс на сегодняшний день сняты с разрешением 2 и 6 метров, соответственно.
В первые месяцы карантина из-за коронавируса объемы мирового судоходства значительно снизились. В ряде крупных американских портов грузооборот упал на 50%. Ученые в связи с этим получили прекрасную возможность для исследования того, что они слышат в океанских глубинах.
К лету они собрали и установили 130 постов прослушивания со звукоприемниками в попытке получить информацию о том, какие звуки издавал океан до промышленной революции.
В целом численность китов на планете во второй половине XIX и в начале XX века резко уменьшилась в связи с существенным ростом промышленного китобойного промысла. Некоторые виды китов уже полностью исчезли.
Несмотря на принятие международных и национальных мер по защите китов (таких, как Закон об исчезающих видах и Закон о защите морских млекопитающих, принятых в 1970-х годах в США), их истребление продолжается и в XXI веке. Чтобы открытые недавно подвиды сохранились, нужно предпринять более решительные действия.
В частности, в морях возникают новые угрозы в связи с расширением промышленного воздействия на мировой океан. Вот самые серьезные опасности, с которыми сегодня сталкиваются киты.
1. Возобновление китобойного промысла в Японии
С 1986 года действует международный запрет на коммерческий китобойный промысел, однако есть три страны, которые продолжают настаивать на коммерческом китоловстве: Япония, Норвегия и Исландия.
В 2019 году Япония решила в одностороннем порядке выйти из Международной китобойной комиссии и возобновить охоту на китов.
После крушения судна Wakashio Япония использует Маврикий в качестве базы для изучения китов в Антарктике. Япония и Норвегия содействовали созданию комиссии по «устойчивой океанской экономике», но их деятельность в мировом океане вызывает сомнения в мотивах этих стран при ее формировании и подрывает доверие к ней.
2. Вылов криля Норвегией вокруг Антарктиды
Вторая серьезная опасность — это развивающийся промысел криля вокруг Антарктиды. Криль лежит в основе пищевой пирамиды, на вершине которой стоят киты. Многие крупные морские животные типа синих китов сохраняют свои популяции в основном за счет богатых запасов криля у берегов Антарктиды.
Но у многих возникает сильное желание развивать рынок криля как питательной добавки и наращивать его вылов вокруг Антарктиды. Некоторые ведущие биологи Британии называют вылов криля экологической катастрофой.
Наиболее активно ловлей криля в Антарктике занимается норвежский гигант «Акер Биомарин» (Aker Biomarine). Эта компания строит в Китае новые суда для перевозки криля, а ее учредитель, миллиардер Хьелль Инге Рекке (Kjell Inge Rokke), является крупнейшим спонсором ряда норвежских благотворительных организаций по защите океана, таких как научно-исследовательское судно Rev Ocean.
Есть Конвенция по сохранению морских живых ресурсов Антарктики. Согласно этому договору, 25 стран имеют право голоса при решении вопросов, связанных с Антарктикой. В последние годы все громче звучат требования защитить Антарктику от промышленного рыболовства. В 2018 году 22 из 25 стран проголосовали за то, чтобы объявить этот регион океанским заповедником. Но Норвегия, Россия и Китай проголосовали за продолжение лова рыбы в Антарктике, что вызвало возмущение у защитников окружающей среды, которые заявляют, что вокруг Антарктиды нельзя ловить криля. Для создания такого океанского заповедника нужно единогласное решение всех 25 стран.
3. Столкновения с судами и шумовое воздействие мирового судоходства на китов
Еще одна серьезная угроза — это международное судоходство. За последнее десятилетие оно получило большое развитие, потому что размеры гигантских судов увеличились вдвое.
Крупнотоннажные суда на большой скорости проходят по местам размножения китов (скажем, вокруг крупных островов Индийского океана, таких как Шри-Ланка, Мальдивы и Маврикий) и сталкиваются с этими животными, убивая их и нанося им тяжелые увечья.
Усиление шумового воздействия судов на просторах мирового океана тоже пагубно сказывается на китах, которые своими долгими и сложными песнями на низких частотах общаются в воде, ища партнеров для спаривания.
Отрасль международного судоходства, деятельность которой регулирует Международная морская организация ООН, очень медленно принимает меры по снижению отрицательного воздействия судов на китов.
4. Химическое загрязнение
Разливы нефти, загрязнение пластиком и промышленные химические отходы продолжают создавать серьезные проблемы для здоровья китовых популяций. После разлива нефти у берегов Аляски в результате крушения судна Exxon Valdez прошло уже 30 лет, и за это время популяции косаток там уменьшились почти наполовину. Особенно страдают самки детородного возраста.
На популяции китов отрицательное воздействие также оказывают химические вещества промышленного назначения, такие как полихлорированные бифенилы, используемые в качестве хладагентов в холодильниках. Они попадают в пищевую цепочку и со временем накапливаются в организме некоторых видов китов. Эти токсины негативно влияют на воспроизводство китовых популяций и передаются от матери к не родившимся детенышам.
В этом плане особую обеспокоенность вызывает судовое топливо нового типа с низким содержанием серы (VLSFO). Дело в том, что многие новые химические вещества начинают применять в океанах без их предварительной проверки учеными и регуляторами на предмет безопасности.
У записавших песню нового синего кита ученых возник интересный вопрос: кто обладает правами на нее?
Такого рода прецеденты случались с фотографиями в мире дикой природы. В период с 2011 по 2018 год рассматривалось резонансное дело об авторском праве на «селфи», сделанное макакой в Индонезии. Британский фотограф Дэвид Слейтер (David Slater) утверждал, что это он создал такую ситуацию, сначала подружившись с обезьяной, а потом дав ей возможность сделать этот снимок. Однако американская организация «Люди за этичное обращение с животными» заявила, что авторское право на снимок принадлежит этой обезьяне по кличке Наруто. Американский суд со временем вынес решение о том, что животные не могут обладать авторскими правами.
Такого рода дела могут возникнуть и в отношении китовых песен, если кто-то попытается извлечь из них коммерческую выгоду. Атрибуты природы давно уже стали предметом долгих правовых дебатов. В основном они касаются генетических свойств и характеристик.
Есть международный договор под названием Нагойский протокол, которым установлено, что перед извлечением коммерческой выгоды из генетических свойств дикой природы в той или иной стране нужно получить четкое разрешение от государства. Это вызвало серьезную путаницу из противоречивых правопритязаний, особенно среди коренных народов и традиционных сообществ. Именно такие сообщества на протяжении веков сохраняли традиционные знания, но оказались втянутыми в коммерческие споры по поводу свойств и прав собственности на ценную традиционную народную медицину.
С появлением новых технологий, позволяющих получать коммерческую выгоду от свойств природы, у стран появляются новые возможности зарабатывать на природе, не убивая животных. Одно из таких свойств называется биомимикрия, которая позволяет порождать новые идеи, имитируя функционирование природы.