В 2009 году вылов горбуши на Сахалине составил 232 тыс. тонн, а в 2019 – лишь 5 тыс. тонн. Падение в 46 раз Вылов 2019 года – наименьший в ряду нечетных лет за последние 50 лет.
При этом и нерестовые реки в 2019 году остались почти пустыми: — лишь 7% всего нерестового фонда острова были заполнены горбушей наполовину от принятой нормы,
— и лишь 1,5% заполнились на 100% от нормы.
Наибольший дефицит ценного лосося наблюдается в самых крупных и важных нерестовых реках острова — Тымь, Поронай, Найба, Лютога, Набиль, Вал, Рукутама. Здесь горбуша зачастую встречается вообще единично, а ведь эти 7 рек включают более половины всех нерестилищ на Сахалине.
Никогда, даже в годы самых низких уловов, реки острова не испытывали столь острого дефицита горбуши, как в 2015-2020 гг.
Упал и скат молоди из рек в море. 20 лет назад он превышал 2,5 млрд. особей, а в 2020 году из всех сахалинских рек в результате нереста 2019 года в море скатилось менее 150 млн. мальков. Что же вернется в 2021 году.
Почти ничего. Но предварительный прогноз СахНИРО вылова горбуши на 2021 – 1,8 тыс. тонн, что в 128 раз меньше, чем вылов всего лишь 12 лет назад. Т.е. уже даже и нереститься некому – но Росрыболовство и его институт продолжают планировать вылов.
А ведь горбуша — это не только ресурс для экономики нашего острова, но и важнейший продукт питания его жителей, причем как людей, так и многочисленных животных, от медведей и нерп до соболей и орланов.
Горбушу Сахалина необходимо спасать, поэтому полный запрет промышленного вылова необходим, заявил Дмитрий Лисицын на заседании в Сахалинской областной Думе.
При этом «Эковахта» не предлагает запретить любительский лов горбуши, поскольку рыболовы-любители с удочками несопоставимы с мощной рыбной промышленностью по своим промысловым усилиям.