В Минсельхозе «Известиям» заявили, что не согласны с этой точкой зрения, так как подобной практикой на добровольных началах пользуются уже в 79 регионах, поэтому это не вызовет никакой социальной напряженности. Впрочем, в Госдуме допустили, что законопроект может быть отправлен кабмином на доработку. Предприниматели относятся к инициативе отрицательно.
Внедрение маркировки и учета животных в масштабах всей страны требует поэтапного подхода, в том числе с оценкой издержек предпринимателей и населения, необходимости их компенсации в отдельных случаях и оказания мер поддержки. Об этом говорится в отрицательном заключении об оценке регулирующего воздействия законопроекта Минсельхоза «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии». Документ, подготовленный Минэкономразвития, есть в распоряжении «Известий».
«Анализ влияния социально-экономических последствий реализации законопроекта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства разработчиком не осуществлялся, что свидетельствует о низкой степени проработанности данного вопроса», — подчеркивается в заключении.
В нем отмечается, что законопроект представлен для оценки уже в четвертый раз. Также в заключении Минэка уточняется: Минсельхоз заявляет об отсутствии издержек, однако его инициатива предполагает, что маркировка животных будет делаться владельцами за свой счет.
«Реализацию поэтапного подхода полагаем необходимым обеспечить посредством установления переходного периода или проведения эксперимента в целях апробации правового регулирования в ограниченном масштабе, на ограниченный промежуток времени для повышения будущей эффективности вводимого правового регулирования», — предлагают в Минэке.
Также в заключении указывают на недостаточно развитую инфраструктуру в сельской местности. В связи с чем можно ожидать, что граждане, имеющие личные подсобные хозяйства и фермы, будут подвержены высокому риску привлечения к административной ответственности. Это предполагается новой статьей КоАП, разработанной в связи с появлением обязательной маркировки. Авторы оценки полагают, что законопроект «содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для бизнеса, которые приведут к возникновению необоснованных расходов».
В Минсельхозе «Известиям» заявили, что с этой точкой зрения категорически не согласны.
«В 79 регионах реализуются проекты по маркированию и учету животных, в 41 — учет осуществляется в электронном виде. Социальной напряженности при этом не наблюдается. Фактически законопроект создает условия для централизованного учета животных. То есть отсутствуют предпосылки для возникновения расходов у участников данного процесса. Так как проекты по маркированию и учету животных реализованы в большинстве субъектов, проведение эксперимента Минсельхоз России считает неактуальным», — сообщили в пресс-службе ведомства.
Также в министерстве отметили: новая редакция законопроекта предусматривает, что порядок осуществления учета животных, перечень видов, подлежащих процедуре, а также сроки их учета будут устанавливаться правительством РФ.
«Таким образом, говорить о конкретных сроках введения централизованного маркирования и учета животных до момента принятия законопроекта и подготовки соответствующего постановления правительства РФ преждевременно», — пояснили в Минсельхозе.
Кроме того, в пресс-службе ведомства отметили, что законопроект внесен в правительство в октябре, в связи с чем его рассмотрение сейчас ведется на площадке кабмина, который должен принять окончательное решение о судьбе документа.
Согласно планам Минсельхоза, обязательная маркировка животных в России должна была начаться с января 2021 года. Однако, как пояснил «Известиям» источник в руководстве Госдумы, очевидно, что сроки могут сдвинуться, особенно с учетом того, что у депутатов сейчас другие приоритеты: бюджет и конституционные законы.
— Чтобы говорить о сроках его рассмотрения, для начала он должен быть внесен в Госдуму. Мы пока видим, что он направлен Минсельхозом в правительство, а вы мне сейчас сообщили, что со стороны Минэкономразвития к нему поступили замечания. Но, может, с 2016 года (планировалось, что закон вступит в силу в это время. — «Известия») эти замечания можно было бы уже отработать: и эксперимент провести и поэтапное введение новых норм, — сказал «Известиям» глава комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
По его словам, проблемы, которые должен решить этот законопроект, более чем актуальны. Это и поиск пропавших животных, и наказание граждан, которые выбрасывают своих питомцев на улицу, и нападения четвероногих на людей. Без организации учета и маркировки решить их невозможно, убежден депутат.
— Но воз и ныне там. С учетом предъявленных замечаний не исключаю, что документ будет вновь отправлен на доработку и всё уйдет на очередной круг. На мой взгляд, надо ставить точку, мы всегда можем доработать текст во втором чтении, тем более что замечания нашего комитета в большей части были Минсельхозом учтены. В том числе что учет животных — внесение их в базу данных — должен быть бесплатным, — подчеркнул парламентарий, отметив, впрочем, что есть и неучтенные предложения.
Между тем фермеры и владельцы индивидуальных хозяйств пока пользы в законопроекте для себя не видят.
— Народ у нас этого не поймет. Никто чипирование своей скотины или птицы делать не будет. Что за глупости? Никакую болезнь это не остановит. Вон на Западе, я слышал, это делают добровольно кошкам и собакам, чтобы не убежали, а у нас просто кто-то хочет на этом денег заработать. Лучше нам в Рязани дороги почистите, — заявил «Известиям» владелец индивидуального хозяйства в Рязанской области Владислав Хаустов.
Это мнение разделяет фермер из Подмосковья Андрей Овчинников.
— Это очередная глупость. Такое впечатление, что у нас всё делают для того, чтобы руки у бизнеса опустились. Сейчас, видимо, опять денег решили собрать. Мазок из каждой задницы у курицы нужно брать, чтобы ее продать. Вот у меня маленькое хозяйство, а мне не дают справки, и в магазины мне доступ закрыт, потому-то у меня нет убойного цеха, который стоит 1,5 млн, плюс его сертифицировать надо, — пояснил он «Известиям».
По его мнению, в случае с чипированием пчел, которое предлагалось законопроектом, «вообще бред какой-то».
— Вы представляете, появилась вторая матка, рой разделился и улетел. И кто и где его будет искать? Не говорят об убытках по вживлению этих самых чипов в животных, — отметил фермер.
Инициатива по чипированию пчел содержалась в одной из прошлых редакций законопроекта. В нынешней — ее нет. Но в целом пока отрасль идею Минсельхоза не оценила.