Работа опубликована в журнале Brain. Главный виновник болезни Паркинсона известен давно — это белок альфа-синуклеин, который аномально скручивается и образует внутри нейронов токсичные клубки — тельца Леви. Однако в каком месте они начинают формироваться и, соответственно, где искать ранние признаки болезни, все еще неизвестно.
Несмотря на то, что наиболее серьезные повреждения затрагивают головной мозг, некоторые исследователи полагают, что патогенный белок приходит туда извне. Согласно этой теории, первые скопления альфа-синуклеина появляются в кишечнике, оттуда он проникает в блуждающий нерв, а по нему уже медленно двигается в сторону головного мозга, заставляя «здоровые» молекулы альфа-синуклеина менять конформацию и примыкать к уже сформированным клубкам.
По дороге к мозгу альфа-синуклеин должен повреждать и волокна, иннервирующие сердце — поскольку проходит через продолговатый мозг. Тем не менее почти у половины пациентов с нововыявленной болезнью Паркинсона иннервация сердца оказывается сохранной. Поэтому Якоб Хорсагер (Jacob Horsager) и его коллеги из Университетской больницы Аархуса предположили, что болезнь Паркинсона может существовать в двух видах: в одном случае она «поднимается снизу вверх», а в другом — «спускается сверху вниз».
Исследователи предположили, что различить эти две разновидности болезни можно по нарушениям сна. Дело в том, что для многих пациентов с болезнью Паркинсона характерно нарушение фазы быстрого сна: в тот момент, когда конечности должны быть полностью расслаблены, они оказываются подвижны. Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой эти нарушения возникают при развитии болезни по типу «снизу вверх», поскольку на пути альфа-синуклеина мост (который отвечает за сон) встречается раньше, чем черная субстанция (повреждение которой вызывает другие моторные нарушения).
Модели развития двух типов болезни Паркинсона. Horsager et al. / Brain, 2020
Чтобы проверить свои предположения, авторы работы отобрали 37 пациентов с недавно диагностированной болезнью Паркинсона. Из них 13 страдали нарушениями сна, а 24 — нет. Всех пациентов исследователи подвергли стандартным клиническим тестам, которые выявляют признаки моторной и кишечной дисфункции. Кроме того, они прошли через ряд томографических процедур, в ходе которых медики оценивали сохранность нейронов в кишечнике, сердце и мосте, а также способность нейронов из черной субстанции запасать дофамин.
Две группы пациентов — с нарушениями сна и без — оказались крайне близки по результатам клинических тестов. А вот по состоянию клеток в разных участках нервной системы их можно было легко различить. Те, у кого нарушений сна не было, нейроны в кишечнике и сердце были в хорошем состоянии, не сильно отличном от контроля, зато дофамина в мозге стало гораздо меньше — признак развития по типу «сверху вниз». И наоборот, люди с нарушениями сна демонстрировали неплохие показатели по дофамину, зато явное ухудшение по периферическим нервами, что свидетельствует о развитии «снизу вверх».
Два типа болезни, красный обозначает "сверху вниз", синий - "снизу вверх", серый - контроль. Синие квадраты - люди с нарушениями сна, но без подтвержденного диагноза. По горизонтали - показатель состояния дофаминергических нейронов в черной субстанции, по вертикали - состояние нейронов в сердце (сверху) и кишечнике (снизу). Horsager et al. / Brain, 2020
Исследователи также включили в свою выборку группу людей с нарушениями сна, но без диагностированной болезни Паркинсона. Судя по данным томографии, эти люди находились в группе «снизу вверх», но масштаб поражения был слабее, чем у пациентов с подтвержденным диагнозом. Авторы работы построили гипотетические траектории, по которым могут изменяться показатели у больных с двумя типами развития. Правда, они отмечают, что пока это лишь предположение, поскольку долгосрочных данных у них пока нет.
Гипотетические траектории развития болезни Паркинсона. Horsager et al. / Brain, 2020
Таким образом, наличие или отсутствие нарушений быстрой фазы сна не может само по себе служить диагностическим признаком. Даже у тех пациентов, у которых никаких нарушений нет, они могут появиться на следующем этапе развития болезни. Авторы работы предлагают обращать внимание на состояние нейронов в центральной и периферической нервной системе и уже исходя из этого разделить болезнь Паркинсона на два типа. И хотя это деление не поможет нам понять, почему эта болезнь возникает и как ее предотвратить, оно упростить подбор лечения и контроль за состоянием пациента, поскольку прогресс и ухудшение в каждом типе проявляются по-своему.