"На острове одна из строительных площадок располагается в пределах регионального заказника "Тундровый". Его режим позволяет строительство трубопроводов, автомобильных и железных дорог. Затрагиваем территорию заказника в прибрежной зоне. <…> Совместно с Министерством лесного хозяйства и экологии Сахалина были разработаны мероприятия по минимизации воздействия и восстановлению этой территории после строительных работ", - сказала она. Заказник создан для охраны перелетных птиц и мест их обитания, а также для охраны среды популяции дикого северного оленя и других животных.
Бычковская добавила, что в границах заказника на удалении от стройплощадок были отмечены такие охраняемые виды, как белоплечий орлан и четырехгранная кувшинка. Работникам во время планируемого строительства перехода будут разъяснять ценность этих видов, в этих местах запретят передвижение. Других охраняемых территорий, а также "зеленых коридоров", месторождений полезных ископаемых, мест проживания коренных малочисленных народов Севера, несанкционированных свалок в районе стройки нет.
"На растительный и на животный мир <…> будет оказано достаточно серьезное воздействие на тех площадках строительных, на которые попадает землеотвод, но предусматривается целый комплекс природоохранных мер, которые минимизируют эти воздействия и приведут к восстановлению. Воздействие на компоненты окружающей среды будет минимизировано. Точно также - воздействие на морские воды и донные отложения", - сказала Бычковская.
Так, на материковой части, попадающей в зону строительства перехода, планируется снимать плодородный слой почвы. После завершения работ стройплощадки будут рекультивированы тем же грунтом. В самом проливе, где водятся лосось, а также морская рыба, планируется выпуск молоди. На море и на берегах будет запрещена заправка судов, отходы будут вывозить специальным судном-сборщиком. Площадки для хранения и утилизации отходов строительства будут определены совместно с правительствами Хабаровского края и Сахалинской области. Планируется строительство локальных очистных сооружений для сточных вод. Кроме того сообщалось, что в проливе Невельского могут встречаться киты и косатки. Специалисты-экологи при строительстве будут вести мониторинг и при появлении млекопитающих остановят стройку либо предпримут меры по отпугиванию или перенаправлению животных.
"В целом влияние строительства и эксплуатации перехода является допустимым с точки зрения нашего законодательства при соблюдении природоохранных мероприятий", - подчеркнула эксперт.
Согласно данным основных проектных решений железнодорожной линии Селихин - Ныш с переходом через пролив Невельского, которые имеются в распоряжении ТАСС, в районе изысканий под объекты строительства транспортного перехода на Сахалине находятся 13 памятников археологии, среди которых поселения и укрепленные поселения-острожки. На территории Хабаровского края находятся четыре стоянки.
"По заключению органов архнадзора на месте строительных площадок объекты археологии, археологические памятники, объекты культурного наследия отсутствуют. Археологические памятники и объекты культурного наследия в этом районе все тяготеют к долинам рек, и наши площадки в этом плане бесперспективны [в части обнаружения новых объектов]", - сказала Бычковская.
В случае выявления памятников, будут предприняты мероприятия по их сохранению.
Проект строительства транспортного железнодорожного перехода с Сахалина на материк обсуждается много лет. Проработкой вопроса его реализации президент РФ Владимир Путин поручал заняться кабмину еще в июле 2018 года. Проект строительства железнодорожной линии Селихин - Ныш с переходом пролива Невельского увязан с проектом развития Восточного полигона сети железных дорог. Строительство перехода рассматривается в двух вариантах - мост или тоннель. Сейчас приоритетным является проект железнодорожного моста. Общая длина однопутной железнодорожной линии должна составить более 580 км. Стоимость всего проекта оценивается в 540,3 млрд рублей.
Строительство моста, по оценке экспертов, потребует около семи лет, сооружение тоннеля займет более 10 лет. Планируемый мостовой переход перекинется через пролив Невельского в его узком месте шириной примерно 7 км, на 3 км южнее мыса Средний на материке. Переход соединит материк с северо-западной частью Сахалина поблизости с упраздненным поселком Погиби. Разработка основных решений по ветке линии Селихин - Ныш завершена. Документация по двум вариантам перехода - моста и тоннеля - передана в РЖД, проводится ведомственная экспертиза.