Документ разработан Минприроды России в рамках исполнения мероприятий федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I, II классов опасности» нацпроекта «Экология» и призван способствовать качественным преобразованиям в области обращения с отходами I и II класса.
Для этого законопроектом предусмотрено: создание федеральной схемы обращения с данными отходами, определение федерального оператора, уполномоченного обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с такими отходами на всех стадиях их жизненного цикла.
Полномочия по организации обращения с отходами I и II классов опасности предложено закрепить за ГК "Росатом". В данном случае учтен успешный опыт госкорпорации при реализации государственной политики в области обращения с радиоактивными отходами, а также наличие современных технологий комплексного обращения с чрезвычайно опасными отходами при развитой управленческой и производственной инфраструктуре.
Более половины объема инвестиций в создание инфраструктуры будет обеспечено ответственным исполнителем из внебюджетных источников.
По словам статс-секретаря - заместителя генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса ГК «Росатом» Сергея Новикова, проект закона не предполагает финансовой нагрузки на население, основа ценообразования за обращение с опасными отходами будет определяться Правительством РФ. «Принятие законопроекта позволит сохранить конкурентную среду и сделать отрасль обращения с отходами I и II класса опасности прозрачной и легитимной» - заявил С. Новиков.
Позицию поддержал и Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. «Не идет речи о создании государственной монополии. Сохраняются все участники процесса, т.к. образователи, при наличии лицензий и необходимых условий, могут самостоятельно обращаться с отходами I, II классов опасности. Либо при помощи федерального оператора по обращению с опасными отходами», - пояснил В. Бурматов.
Следует отметить, что разработанный Минприроды законопроект не регулирует обращение с ТКО. Он закрепляет право индивидуальных предпринимателей и юрлиц, в результате деятельности которых образуются отходы, осуществлять их накопление, обработку, утилизацию, обезвреживание, самостоятельное размещение либо передачу их федеральному оператору. Плату за услуги обращения с отходами I и II классов опасности предлагается определять путем государственного тарифного регулирования.
Законопроект устанавливает особенности обращения с отходами I и II классов опасности, положения о взаимосвязи территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО, и федеральной схемы обращения с опасными отходами и дополняет перечень функций и полномочий ГК "Росатом".
Также законопроектом предусмотрено создание единой информационной системы учета и контроля отходов I и II классов опасности, что должно обеспечить прозрачность рынка по обращению с опасными отходами. Оператором данной системы будет федеральный оператор.
Необходимо отметить, что нормы законопроекта синхронизированы с положениями Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вопрос обращения с отходами I и II классов опасности на территории РФ до настоящего времени остается неурегулированным. Значительные объемы их образования и накопления в течение многих десятилетий оставались без надлежащего обезвреживания и, в связи с отсутствием эффективной системы учета, представляют опасность для экологии в целом.
В настоящий момент в Федеральный классификационный каталог отходов включено 72 вида отходов I класса опасности и 372 вида отходов II класса опасности. После попадания в окружающую среду отходов I класса опасности, экосистема не восстанавливается. Такие отходы вызывают широкий спектр заболеваний, в том числе со смертельным исходом. При попадании II класса опасности экологическая система восстанавливается не ранее чем через 30-40 лет.
Анализ нынешней ситуации показывает, что значительная часть таких отходов оказывается в свалках.