Группа исследователей под руководством Брайана выдвинула предположение, что стремление к «вредной» пище среди подростков отчасти диктуется характерной для этого возраста тягой к протесту. По мнению ученых, если окружающие призывают тинейджера отказаться от тех или иных продуктов, он может видеть в этом достаточный повод для стремления к этим блюдам. Специалисты предположили, что тем же самым механизмом можно воспользоваться для достижения противоположных целей.
К участию в научной работе психологи пригласили 362 школьников в возрасте от 13 до 15 лет. Подростков разделили на две группы. Тем, кто оказался в первой группе, предоставили результаты исследований, демонстрирующих, что производители фастфуда пытаются обманом увеличить количество потребителей своей продукции. На школьников из второй группы пытались воздействовать аргументами, касающимися полезных свойств здорового питания. После этого каждому из подростков предлагали поесть в кафе, заказав любые блюда на свой вкус.
Как выяснилось, призывы позаботиться о собственном здоровье не слишком убедили школьников, которые продолжали заказывать вредную пищу. Тем не менее, те участники исследований, которым рассказывали про уловки корпораций, после этого действительно пересмотрели свое отношение к нездоровому питанию — во всяком случае, на время ближайшего приема пищи.
Разница наблюдалась, в первую очередь, среди мальчиков — на девочек косвенные призывы к протесту и данные о том, что фастфуд приводит к набору веса, действовали примерно в равной степени.
Научная работа была опубликована в журнале Nature Human Behaviour.