Вылов всех косаток, заточенных в «китовой тюрьме» в бухте Средней под Находкой (Приморский край), признан незаконным. В четверг в 17:00 по Владивостокскому времени в Сахалинском областном суде состоялось рассмотрение повторной апелляционной жалобы Росприроднадзора по ДФО. Служба, выдавшая разрешение на отлов 13 особей, дважды пыталась доказать законность своего решения. Именно оно позволило четырем коммерческим компаниям выловить 12 морских млекопитающих, 11 из которых сейчас содержатся в «китовой тюрьме».
Подав первую апелляцию, 26 февраля департамент Росприроднадзора по ДФО сам отказался от нее. Но на прошлой неделе отозвал отказ. Экологи и зоозащитники посчитали, что это связано с попыткой затянуть процесс и не допустить изъятия косаток из «китовой тюрьмы». Однако 21 марта судебная коллегия под председательством судьи Светланы Лихачевой отклонила повторную жалобу.
— Судебная коллегия определила: решение Южно-Сахалинского городского суда от 1 декабря 2018 года оставить без изменений, — сообщила председатель коллегии Светлана Лихачева, согласно видеозаписи заседания, имеющейся у «Известий».
По словам представителя стороны истца — природоохранных организаций «Эковахта Сахалина», клуб «Бумеранг» и «Друзья океана», это значит, что все квоты на отлов косаток были выданы незаконно.
— Мы надеемся, что соответствующие государственные органы, основываясь на данном решении суда, наконец сделают то, чего от них давно уже ждет весь мир: примут решение об изъятии животных у отловщиков и выпуске их в естественную среду обитания, — сообщил «Известиям» руководитель «Эковахты Сахалина» Дмитрий Лисицын.
По словам истцов, главный итог сегодняшнего заседания суда в том, что владельцы этих животных не смогут направить их в океанариумы. В соответствии со ст. 59 Федерального закона «О животном мире», незаконно добытые объекты животного мира подлежат безвозмездному изъятию или конфискации, а далее — возвращению в среду обитания. Если же их физическое состояние не позволяет выпустить их на волю, животные подлежат реализации или уничтожению в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Принимать решение об этом должно государство. Также оно может принять решение о безвозмездной передаче особей «для использования в природоохранных, культурных, научных, медицинских, образовательных, просветительских целях».
На судебное заседание представитель Росприроднадзора ДФО не явился. Официальный комментарий по запросу «Известий» в Росприроднадзоре дать отказались, переадресовав вопросы в Минприроды. В ведомстве не нашли официальный запрос «Известий», отправленный 19 марта.
В Росрыболовстве на вопрос «Известий» о позиции агентства ответили неопределенно: «Представитель Росрыболовства готов предоставить на заседании при необходимости комментарии и пояснения в части нашей компетенции».
На самом заседании присутствовал представитель центрального аппарата. По словам истцов, по мнению Росрыболовства, апелляция Росприроднадзора была правомерной.
Тем временем оценкой условий содержания и состояния здоровья каждой особи в «китовой тюрьме» в бухте Средняя уже занялись члены специальной комиссии, состоящей из 12 ученых профильных организаций. Это ведущие специалисты Российской академии наук, Дальневосточного федерального университета, Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, его Тихоокеанского филиала, а также Центра океанографии и морской биологии. В первый день работы комиссии (20 марта) были отобраны пробы крови для клинического и биохимического анализов, пробы воды и рыбы для корма. Данные обследований каждого животного заносятся в индивидуальную анкету, где отмечаются его физические параметры, рационы питания и особенности поведения. Для подтверждения идентификации особи фиксируется информация с вживленных в ее тело чипов.
— Взятые образцы крови будут направлены для анализа в различные институты, таким образом, мы получим максимально достоверные и независимые оценки, — сообщил «Известиям» координатор научных групп консилиума ученых, заместитель директора ВНИРО Вячеслав Бизиков. — В случае выявления у животных каких-либо заболеваний будут разработаны индивидуальные планы и рекомендации по лечению.
Также в лабораторных условиях выполнят анализ слизистых верхних дыхательных путей по микробиологическим показателям. Для этого уже отобраны гидрохимические пробы воды из бухты Средняя, которые позволят оценить экологическую ситуацию в районе содержания косаток.
Ранее «Известия» писали, что некоторые животные из «китовой тюрьмы» никогда не вернутся в природную среду обитания, потому что могут не выжить на воле. Эту информацию «Известиям» подтверждал глава консилиума ученых, директор ВНИРО Кирилл Колончин. Косатки будут подвергнуты дрессировке и отправятся в океанариумы. Специалисты высказали мнение, что выпустить тех животных, чье здоровье это позволит, можно будет не раньше июня-июля.
Окончательное решение о состоянии косаток примут на следующей неделе, когда будут готовы результаты анализов.
Однако некоторые ученые считают, что в составе комиссии, которой сейчас доверена судьба китообразных, нет специалистов по реабилитации именно этих животных.
Как сообщила «Известиям» биолог, руководитель научно-экспедиционного проекта «Дельфинология» Александра Голубцова, правильнее было бы учитывать мнение специалистов, знакомых с реабилитацией, или привлечь экспертов из других стран.
— ВНИРО же является промысловым институтом, — подчеркнула биолог. — Институт никогда не занимался реабилитацией животных и возвращением в природу, и, думаю, будет некорректно, если его руководители станут давать оценку, можно ли вернуть косаток в море.
Однако во ВНИРО «Известиям» сообщили, что цель научного консилиума и комиссии — объективная и беспристрастная оценка здоровья животных и условий их содержания, а все решения будут приниматься абсолютным большинством голосов всех членов консилиума, а не только представителей ВНИРО.
Решение суда о том, что отлов косаток все-таки был незаконным, вступило в силу уже 21 марта. Теперь Росприроднадзор должен заняться их изъятием из «китовой тюрьмы», где животных почти полгода держат коммерческие структуры, занимающиеся поставкой китообразных в китайские и другие океанариумы.
Помимо косаток, в «китовой тюрьме» содержится 87 белух, также выловленных российскими компаниями для дальнейшей передачи в китайские океанариумы. Пока их судьбой судебные инстанции не занимались. Однако все белухи фигурируют в административных делах, возбужденных пограничным отделением ФСБ по Приморскому краю ФСБ в конце февраля 2019 года. За незаконное содержание всех животных компаниям грозит штраф в размере от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов — то есть самих млекопитающих. Основанием для возбуждения дел стали заключения специалистов, «свидетельствующие о неудовлетворительных условиях содержания животных, необходимости выпустить их в естественную среду обитания после предварительной адаптации». Сейчас белухи, так же как и косатки, обследуются специалистами.