Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 15/01/2013, в 19 ч. 12 мин., 363 просмотров

"С любовью к природе"

В данной статье говорится об организации экологического воспитания школьников в условиях современной школы

Впереди речка, сзади лес, сбоку небольшой ручей. Возле него с сачками и ситами стоят, сидят и ползают школьники, периодически слышатся детские голоса: "Александр Васильевич, а это что - пиявка? А вот этот, с ногами - его берем? А в этой ракушке никто не живет - она нам не нужна?" Нет, никакие это не юннаты, а простые школьники, и проходит совершенно необыкновенное занятие в летнем экологическом лагере.
Уже много лет школьный летний экологический лагерь в Частинской средней школе на практике воплощает идею об экологическом воспитании детей. Это сложная задача, с которой многие школы, как правило, не справляются. Да это и понятно - как можно научить школьника любить и оберегать природу, заставляя читать скучные учебники и сидеть в душном кабинете? Мы считаем, что это невозможно, а значит, школьников нужно выводить, вывозить и "вытаскивать" на дикую природу. Здесь можно научить настоящей биологии, географии и экологии, причем не далекой и непонятной, а вполне живой и наглядной. Принцип простой: дайте детям пощупать растения, посмотреть на животных, залезть в реку, походить по лесу, почувствовать природу, в конце концов, - и тогда они к ней сами потянутся.
Этому и посвящена вся работа школьного эколого-биологического лагеря. Детям не читают мораль о том, что природу нужно любить, оберегать и охранять, там не играют в экологию, а дают совершенно конкретные навыки: как отбирать зоопланктон, как оценивать загрязнения, как описывать фитоценозы, как учитывать птиц - и это лишь небольшая часть. Все это кажется сложным, а на практике оказывается по силам каждому. То есть суть и основа проводимой работы - это обучение школьников методикам учебной, исследовательской и природоохранной деятельности в природе.
Во время занятий ребята несколько дней обучались на базе биостанции биологического факультета ПГПУ, которая находится в селе Шлыки, недалеко от пруда.
С ребятами работал преподаватель кафедры зоологии кандидат биологических наук Александр Васильевич Петухов. Занятия включали в себя небольшую теоретическую часть, которую преподаватели рассказывали в лаборатории, и практическую - когда ребята вместе с преподавателями отправлялись в лес или на пруд и проверяли "в поле" то, что им только что рассказал учитель. В конце дня школьники писали отчет о том, что они делали на занятии и к каким выводам пришли.
В первый день ребятам рассказывали о водоемах, о свойствах воды, о том, какие животные могут в ней обитать и чем они отличаются друг от друга. Даже на примере одних только водных беспозвоночных можно было легко объяснить, что все в природе взаимосвязано и взаимозависимо. Главное после этого показать школьникам все на практике. Поэтому ребят небольшой группой мы провели к водоемам, где они сами с помощью сачков отлавливают мелких животных, чтобы потом принести их в лабораторию. Для наших школьников такие занятия бывают настоящими откровениями: как много всего шевелится, ползает и плавает в небольшом ручье! Особенно это удивляет ребят шестых - седьмых классов - каждое пойманное в сачок животное, даже совсем маленькое, вызывает крики радости. Когда смотришь, с каким упоением они готовы залезать по колено в воду, копаться в иле в поисках своей добычи, как бережно они отсаживают ее в баночку с водой, понимаешь, что это все не зря.
В лаборатории ребята рассматривали то, что поймали, под бинокулярами, считали лапы, хвосты, учились пользоваться определителями, зарисовывали животных. Очень запомнилось детям исследование краснокнижных видов растений и животных, проводимых в уникальном месте, на Еретиной горе.
Причем главное - это не заставить учеников запомнить сколько лап у паука-серебрянки, чем дышит двустворчатый моллюск и что ест личинка стрекозы. Главное - показать, как разнообразна природа вокруг, показать, что даже самые маленькие члены природного сообщества необходимы и приносят пользу, что изучать природу может быть интереснее, чем играть в компьютерные войны. Если показать детям красоту самой маленькой жизни, то они полюбят и весь мир вокруг. И если из группы в десять человек хотя бы один поменяет свое отношение к природе и станет относиться к ней бережнее, то я, как учитель, считаю это своей победой.



учитель биологии МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа" Пермский край
Панькова Марина









Комментарии

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

© ECOportal 2002-2020 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100