В этом исследовании, опубликованном в GSA Bulletin, Кэтрин Хантингтон и ее коллеги использовали передовой геохимический инструмент – термометрию «связанных» изотопов – с использованием современных и ископаемых раковин улиток, чтобы изучить историю поднятия бассейна Жада на юго-западе Тибета. Об этом пишет портал sciencedaily.com.
Взгляды на время поднятия поверхности Тибетского нагорья на свою нынешнюю высоту (~ 4,5 км) на площади в более чем 2,5 квадратных километров колеблются в широких пределах. В частности, интерпретации отличаются в зависимости от того, развились ли современные господствующие высоты в последнее время или же они в значительной степени являются продолжением поднятий, развитых до Индо-Азиатской коллизии в эоцене.
Температура связанных изотопов карбоната из современных и ископаемых раковин улиток записывает изменения температуры воды озера в течение последних девяти миллионов лет. Это является отражением изменения температуры поверхности в зависимости от изменения климата и рельефа. Ключом к реконструкции палео-рельефа бассейна Жада является то, что Хантингтон и ее коллеги смогли изучить его в контексте с помощью отбора проб известкового туфа и раковин из ряда водных сред – современных и времен голоцена.
Хантингтон и ее коллеги обнаружили, что бассейн Жада был значительно холоднее 3-9 миллионов лет назад, что означает потерю в высоте более чем на километр со времен плиоцена. Хотя это и удивительно, учитывая значительную (~ 4 км) высоту бассейна сегодня, большая палео-высота помогает объяснить палеонтологические доказательства существования холодоадаптированных млекопитающих, живущих в высокогорном климате, и является, вероятно, местным выражением восточно-западного расширения большей части южного тибетского нагорья в это время.
Хантингтон и коллеги отмечают, что будущие исследования могут улучшить их собственную начальную «калибровку» работы благодаря круглогодичному мониторингу температуры воды и акценту на определенных таксонах и их предпочтениях микро-сред обитания.
Тибет – загадочный регион, где находится самое необитаемое место. Однако он может вскоре неузнаваемо измениться: ледники тают, а реки планируется повернуть.