Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Законодательство

Охрана животного и растительного мира в международных договорах

Введение

Проблема охраны окружающей среды является наиболее острой глобальной проблемой XXI века. Как глобальная проблема, проблема охраны окружающей среды актуальна для всего мира в целом, для каждого региона планеты, для каждого государства в отдельности. Мировое сообщество прилагает значительные усилия по решению данной глобальной проблемы, что предопределяет развитие международно-правового регулирования этой сферы.

Загрязнение вод наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Деградация сельхозугодий привела к засухе и эрозии почв во многих районах. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", т.е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, в Персидском заливе, в Югославии и др.

Положение государств в отношении защиты окружающей среды различно. Государствам, образовавшимся в результате ликвидации СССР, досталось тяжелое наследие в результате длительного пренебрежения к интересам защиты природы. Обширные районы оказались отравленными и неспособными обеспечить нормальные условия жизни. Между тем ресурсы на исправление положения предельно ограничены.

В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость - сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов.

Каждый день с лица Земли исчезает в среднем один биологический вид - растение или животное. Около 25 тыс. растений и свыше 1 тыс. видов животных находятся под угрозой исчезновения. Вместе с тем наукой доказано, что каждый отдельный вид растений и животных может сохраняться сотни тысяч и даже миллионы лет. Установлено, что некоторые виды растений могут существовать около 30 млн. лет. Если многие из существующих видов начнут исчезать с лица Земли за недопустимые ходом эволюции сроки, последствия ясны: процесс станет неуправляемым. Вот почему вымирание биологических видов в результате неразумной деятельности человека ведет к катастрофе, результаты которой сопоставимы, быть может, лишь с ядерной катастрофой.

Населяющие нашу планету 300 тыс. видов высших растений формируют растительный слой биосферы и служат, по сути, первоисточником жизни на Земле. Между тем растения среди живых организмов наиболее беззащитны перед бурным натиском технического прогресса и интенсивной деятельностью человека.

Таким образом, сохранение качественного многообразия живой природы отвечает высшим интересам человечества, определяет возможности постоянного расширения спектра полезностей, получаемых от природы, и потенциально безграничное расширение спектра использования естественных продуктов в сельском и других формах хозяйства, медицине, промышленности и культуре.

Все сказанное стимулирует динамичное развитие международного экологического права и определяет актуальность рассматриваемого вопроса. Все названные проблемы требуют анализа и осмысления в рамках международного права окружающей среды.

Предметом исследования являются международные отношения в сфере охраны окружающей среды, в частности животного и растительного мира. Объектом исследования является международно-правовая охрана окружающей среды.

Целью исследования является изучение состояния и тенденций развития международно-правовой охраны окружающей среды на современном этапе, роли международных организаций в нормотворческой и координационной деятельности в области охраны окружающей среды, значения регионального сотрудничества в обеспечении защиты окружающей среды в глобальном масштабе.

В настоящем исследовании поставлены следующие задачи:

дать понятие международному экологическому праву как отрасли международного права;

сформулировать и охарактеризовать действующие принципы международного права окружающей среды;

проанализировать документы международно-правового характера об охране окружающей среды;

показать роль и значение регионального сотрудничества государств в области охраны окружающей среды как части системного процесса охраны окружающей среды;

рассмотреть основы международного законодательства в области охраны животного и растительного мира.

При написании работы были применены общие научные методы анализа и синтеза, методы наблюдения и сравнения, индукции и дедукции. При достижении целей автор использовал так же частные научные методы, характерные для юридической науки, - формально-логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-аналитический. Таким образом, метод исследования носит комплексный характер.

Большую помощь оказало автору знакомство с трудами Бекяшева К.А., Блищенко И.П., Бринчука М.М., Дмитриевой Г.К., Колбасова О.С., Лукашука И.И., Тимошенко А.С., Тункина Г.И., Фещенко А.С., Филимоновой М.В., Хромова С.С., Шибаевой ЕА. и др.

В процессе исследования автор использовал широкий круг источников права и иных документов, относящихся к сфере международного права: международные конвенции, учредительные договоры, нормативные и другие акты ООН, решения других международных организаций и международных конференций, Конституцию Республики Беларусь, законодательство Республики Беларусь, посвященное правовому регулированию охраны окружающей среды, информационные, справочные, периодические и иные издания органов ООН и др.

Реферат состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Понятие международного экологического права

.1 Охрана окружающей среды - глобальная проблема современности

В последние десятилетия перед международным сообществом встала одна из глобальных проблем современности - проблема охраны и рационального использования окружающей человека природной среды. Негативное воздействие на окружающую среду оказывают многие факторы: нерациональное, порой хищническое потребление, а нередко и уничтожение отдельных компонентов природы, загрязнение окружающей среды, гонка вооружения, вооруженные конфликты и локальные войны.

Участники Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2002 г. отметили, что глобальной окружающей среде до сих пор наносится ущерб: продолжается потеря биологического разнообразия и истощение рыбных запасов, опустынивание поглощает все больше плодородных земель, очевидны пагубные последствия изменения климата, стихийные бедствия становятся все более частыми и все более разрушительными, развивающиеся страны становятся все более уязвимыми, а загрязнение воздуха, воды и морской среды продолжает лишать миллионы людей достойной жизни.

В Декларацию тысячелетия, принятую на Саммите нового тысячелетия, созванном ООН 6-8 сентября 2000 г., одобренную LV сессией Генеральной Ассамблеи ООН 8 сентября 2000 г., включен раздел "Охрана нашей общей окружающей среды". В нем государства - члены ООН вновь заявили о своей поддержке принципов устойчивого развития. "Мы должны не жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека, и исчезновения ресурсов, которых более не будет хватать для удовлетворения их потребностей", - отмечается в этой Декларации.

Вследствие нерационального хозяйствования бесследно исчезли сотни видов крупных млекопитающих, птиц и других видов животных, более тысячи животных находятся под угрозой вымирания. Примерно одна треть сухопутной территории находится под угрозой превращения в пустыню. Например, по сравнению с 1950 г. расходы лесоматериалов в мире увеличились более чем в 2 раза, бумаги - в 6, воды - в 3, зерна - почти в 3 раза, а использование каменного угля в качестве топлива и производство стали увеличилось в 4 раза. За последние 50 лет мир потерял почти половину своего лесного массива. Чрезмерное рыболовство привело к тому, что популяция рыб находится на грани катастрофы. Эрозия почвы стала серьезной проблемой во многих странах мира. В США, Европе, Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Африке сокращаются запасы воды. Нехватка воды означает и нехватку продуктов питания. Ученые видят решение проблемы охраны окружающей среды в создании экономики нового типа. В частности, она включает вторичное использование сырья и возобновляемых источников энергии, а также стабильный уровень населения [26, с. 625].

Второй фактор негативного влияния на окружающую среду - антропогенное загрязнение ее в результате деятельности человека. Проблемой века называют загрязнение природы в результате выпадения кислотных дождей. Сброс в водные системы жидких отходов уменьшает ресурсы чистой пресной воды, ведет к биологическому обеднению всех водных ресурсов. Однако наивысшую угрозу для человечества и для биосферы представляют ядерное оружие, радиоактивное заражение окружающей среды.

Природа и ее объекты (воздух, моря, леса, животные, космос и т.д.) являются общим достоянием человечества. В охране и рациональном использовании их заинтересовано все мировое сообщество.

Основными условиями решения проблемы защиты природы и рационального использования ее ресурсов являются: сохранение мира во всем мире и разоружение, доверие и взаимопонимание между государствами; проведение всеми государствами единой политики по отношению к природе и принятие на своей территории всех мер по ее охране, и прежде всего развитие природоохранительного законодательства; активное участие всех государств в акциях по международной защите окружающей природы, осуществляемой в рамках ООН и на региональной основе; разработка и принятие международных договоров по охране конкретных компонентов природы и единого договора по охране окружающей среды - основного источника международного экологического права.

Наиболее важной проблемой современности является убеждение государств в необходимости вернуться к многостороннему сотрудничеству. В этой связи Принцип 7 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. гласит: государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. Международные экологические проблемы должны решаться на общих принципах и правилах сотрудничества между суверенными государствами, подкрепляемых силой убеждения и переговорами.

Таким образом, развитие международного права окружающей среды в современную эпоху требует дальнейшей разработки принципов международного права окружающей среды, рассмотрения вопросов, связанных с понятием экологической безопасности как составной части национальной и международной безопасности и одной из глобальных проблем современности.

.2 Понятие международного экологического права

В литературе международное право окружающей среды называют международным экологическим правом. Понятие "окружающая среда" не тождественно понятию "экология". Окружающей средой является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. При этом экология является наукой, учебной дисциплиной, которая изучает отношения живых организмов и их сообществ, возникающих между собой и окружающей средой.

В специальной литературе экологию определяют как науку, изучающую:

отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т.п.) между собой и с окружающей их неорганической природой;

общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня;

среду обитания живых существ (включая человека).

Окружающая природная среда является ключевым системообразующим понятием, определяющим ее как среду жизни людей, как обширный дом, в котором живет человечество. Поэтому все отношения между отдельными физическими лицами, группами или объединениями лиц, юридическими лицами, органами государства, государствами и народами в целом по поводу окружающей среды называются экологическими отношениями, образующими предмет правового регулирования международного права окружающей среды.

Окружающая среда включает в себя:

компоненты природной среды - землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный жир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект - естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов [24, с. 36].

В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века, основывалось на двухсторонних соглашениях и касалось охраны отдельных природных объектов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы 1913 г. в г. Берне (Швейцария).

Охрана окружающей среды не адекватна охране природы. Возникнув в начале 50-х годов прошлого века как охрана природы и ее ресурсов от истощения, и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему [24, с. 7].

Международно-правовая защита окружающей среды четко выделилась в настоящее время в системе общего международного права как самостоятельная, специфическая сфера регулирования. Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой расширяет предмет международно-правового регулирования по защите окружающей среды.

Международное право окружающей среды является совокупностью международно-правовых принципов и норм международного права, которые регламентируют отношения субъектов международного права окружающей среды, связанные с охраной окружающей среды (предотвращением, ограничением и устранением ущерба природной среде), ее рациональным и экологически обоснованным использованием.

Предмет регулирования международного права окружающей среды составляют отношения субъектов международного права, которые связаны с:

предотвращением, сокращением и устранением ущерба окружающей среде из различных источников;

обеспечением рационального и экологически обоснованного использования природных ресурсов;

обеспечением охраны исторических памятников и природных резерватов;

научно-техническим сотрудничеством субъектов международного права (особенно государств) в связи с охраной окружающей среды.

В контексте развития и реализации международного права окружающей среды деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством нормотворчества, взаимных консультаций, мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией, контроля за состоянием природы, применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

Объект международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования - вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе объектов регулирования охраны и использования таких объектов можно выделить несколько категорий:

международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);

природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных;

природные объекты и ресурсы, находящиеся под национальной юрисдикцией (озеро Байкал). Сюда же относятся иные природные ресурсы, полностью находящиеся под национальной юрисдикцией, но отношения по поводу которых также регулируются международными правовыми нормами.

Система международно-правового регулирования защиты окружающей среды обладает внутренней структурой, достаточно устойчивыми взаимосвязями, а также собственной нормативной основой и источниками. В отечественной правовой науке высказывалось авторитетное мнение, что она обладает и собственными институтами. Практически устоялся термин "международное право окружающей среды" (далее - МПОС).

Таким образом, окружающая природная среда на сегодняшний момент оценивается как материальное благо, которое гарантирует как физическое, так и экономическое процветание нынешнего и последующих поколений людей. Международное право охраняет, прежде всего, те элементы окружающей среды, которые обусловливают существование человечества: атмосферный воздух, растительный и животный мир, Мировой океан и его ресурсы.

Международное экологическое право - это совокупность принципов и норм, направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов и защиту окружающей среды от загрязнения.

Глава 2. Принципы и источники международно-правовой охраны окружающей среды

.1 Принципы международно-правовой охраны окружающей среды

Под международно-правовой охраной окружающей среды понимают совместные мероприятия государств по предотвращению загрязнения атмосферы, вод Мирового океана и его недр, международных рек, космического пространства и других частей биосферы, имеющих международный характер, а также по охране и рациональному использованию растительного и животного мира. Соответственно, государства обязаны не допускать в пределах своих государственных границ таких действий, которые оказывают вредное влияние на внешнюю среду вне территории данного государства, загрязняют воздух, воды и почву территорий, не находящихся под суверенитетом какого-либо государства, или наносят вред окружающей среде в пределах другого государства. Этими принципами и должны руководствоваться государства, осуществляющие двустороннее и многостороннее сотрудничество в деле охраны окружающей среды.

Несмотря на разнообразие международных органов, деятельность которых связана с решением экологических проблем, все они руководствуются едиными принципами. Как известно, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.

Международно-правовые принципы экологического сотрудничества впервые были сформулированы в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. (далее - Стокгольмская декларация) В этом документе раскрыта сущность глобальных проблем экологии, а также даны формулировки принципов охраны окружающей среды. Всемирная хартия природы 1982 г. дополнила и уточнила принципы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. была принята декларация (далее - Декларация Рио-де-Жанейро), которая провозгласила целью установление справедливого партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и гражданами.

Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К указанной категории относятся принципы: уважения прав человека, уважения государственного суверенитета, суверенного равенства всех государств, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела другого государства, добросовестного выполнения международных обязательств, мирного разрешения споров и некоторые др.

Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно. Человек имеет право на информацию об окружающей среде и участие в ее защите, а в случае необходимости и право на возмещение ущерба [16, п. 10].

Государства имеют суверенное право разрабатывать свои природные ресурсы. Вместе с тем они несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции.

К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся:

право каждого человека на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой;

приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития;

неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами;

устойчивое, т.е. экологически обоснованное социальное и экономическое развитие;

равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств);

запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду);

регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях;

предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде;

сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях;

научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды;

контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды;

мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду;

международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде.

Принципы охраны окружающей среды закрепляют приоритет прав человека на поддержание благоприятной окружающей среды и устойчивое развитие. Для достижения обществом состояния устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Отдельная группа принципов подтверждает суверенное право государств на использование природных ресурсов. В Стокгольмской декларации сказано, что государства имеют суверенное право использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. Именно государства несут ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде в других государствах или районах, лежащих за пределами национальной юрисдикции.

Другая группа принципов определяет обязанности граждан в области охраны окружающей среды. В Декларации Рио-де-Жанейро эти обязанности сформулированы следующим образом:

следует мобилизовать творческие силы молодежи в целях формирования глобального партнерства, с тем, чтобы достичь эффекта устойчивого развития и обеспечить безопасное будущее для планеты;

коренное население призвано играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении состояния окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и поддерживать самобытность, культуру и интересы коренного населения, обеспечивать его эффективное участие в достижении устойчивого развития;

окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

Особую ответственность человека за сохранение и разумное управление объектами живой природы и ее среды, которые находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов, закрепляют принципы ответственности за охрану окружающей среды. Они сформулированы во Всемирной хартии природы:

генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности;

популяция каждой формы жизни должна сохраняться по крайней мере на том уровне, который достаточен для ее выживания; необходимую для этого среду обитания следует сохранять;

принципы сохранения природы применяются ко всем частям земной поверхности - суше или морю, атмосфере;

используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность.

Использование природных ресурсов регулируется принципами использования природных ресурсов:

биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению;

производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия;

ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются;

не возобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональных возможностей их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с естественными системами.

Следует воздерживаться от всякого сброса загрязняющих веществ в естественные системы. Это регулируют нормы о предотвращении загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу. Если такое воздействие неизбежно, то загрязняющие вещества следует обезвреживать в тех местах, где они производятся, с использованием наиболее совершенных средств, имеющихся в распоряжении производителей. Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна подвергаться контролю, при этом следует использовать соответствующую технологию, которая позволит уменьшить масштабы неблагоприятных последствий для природы.

В целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли учреждено глобальное партнерство. Развитые страны признают ответственность, которую они несут, в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают. Чтобы эффективно разрешать проблемы ухудшения состояния окружающей среды, государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах.

В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не может служить причиной для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и подлежат утверждению решением компетентного национального органа. Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах.

Отдельную группу образуют нормы, обеспечивающие право на экологическую информацию. В соответствии с Декларацией Рио-де-Жанейро каждый человек вправе иметь доступ к государственной информации, касающейся окружающей среды, а также возможность участия в процессах принятия решений. Государства обязаны развивать и поощрять участие населения путем широкого предоставления информации, обеспечивая возможность использования судебных и административных процедур, включая меры судебной защиты [22, с. 127].

Охрана окружающей среды осуществляется и в случаях вооруженных конфликтов. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на природу, поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов.

Государства должны разрешать свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН.

В "Повестке дня на XXI век", принятой ООН в 2000 г., намечена стратегия развития мирового сообщества, предусматривающая выполнение основных задач - сохранения окружающей среды и формирования здоровой экономики для всех народов мира. Это предполагает охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия природы, экологически безопасное применение высоких технологий. Реализация этих мер позволит обеспечить положительную динамику изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов, отражающих стабильное функционирование, сбалансированное взаимодействие социальной, экономической и экологической сфер.

.2 Источники международно-правовой охраны окружающей среды

Для эффективной согласованной природоохранительной деятельности государства необходима правовая регламентация. В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Они могут быть многосторонними, универсально-глобальными и региональными; регулирующими общие вопросы защиты окружающей среды либо отдельных объектов Мирового океана, атмосферы Земли и околоземного космического пространства и т.д.

Источники международного права окружающей среды являются формой выражения норм данной отрасли права. К источникам международного права окружающей среды относятся:

внутригосударственное законодательство;

рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды;

международные обычаи [24, с. 49].

Источниками "мягкого" права в области международной охраны окружающей среды являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Стокгольмская декларация, Всемирная хартия охраны природы 1982 г., Декларация Рио-де-Жанейро. Они содержат важные и признаваемые мировым сообществом принципы, однако большинство из них не могут применяться непосредственно. В настоящее время мало универсальных норм, налагающих на все государства обязанность по защите окружающей среды в целом (исключением является ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву, которая обязывает все государства защищать и сохранять морскую среду).

Анализ договорной практики по охране окружающей среды свидетельствует, что наиболее активно развиваются договорные отношения на двусторонней и региональной основе, направленные на регламентацию охраны отдельных природных объектов в определенных районах. ООН поручила Программе ООН по окружающей среде (далее - ЮНЕП) кодифицировать международно-правовые нормы и в перспективе разработать универсальную конвенцию в области охраны окружающей среды.

Юбилейный конгресс ООН по международному публичному праву (Нью-Йорк, 13-17 марта 1995 г.) одобрил проект Международной хартии по окружающей среде и развитию. Он разработан Комиссией по праву окружающей среды МСОП, Всемирным природоохранным союзом в сотрудничестве с Международным советом по праву окружающей среды. Этот документ состоит из 72 статей, определяет юридические рамки по интеграции различных аспектов проблемы охраны окружающей среды и развития. Предполагается, что положения Хартии облегчат создание международных институционных механизмов для выполнения действующих международных договоров. Хартия ликвидирует пробелы в международном праве охраны окружающей среды и явится основой для разработки новых норм в области охраны окружающей среды на глобальном и региональном и уровнях.

Самым важным источником международного права окружающей среды является международный договор (конвенция, соглашение). Среди множества международных договоров, посвященных данной отрасли права, выделяются:

1.Венская конвенция об Охране озонового слоя 1985 г., устанавливающая общие обязательства, осуществление сотрудничества в правовой и научно-технической областях, порядок урегулирования споров;

2.Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.;

.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., устанавливающая порядок регулирования качества воздуха, исследования и разработки технологии сокращения выбросов основных загрязнителей воздуха, аппаратуры и других средств наблюдения и измерения уровня выбросов и концентрации загрязнителей воздуха в атмосфере и т.д.;

.Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природной среды их обитания в Европе 1979 г.;

.Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.;

.Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г. и др.

Вопросы международного права окружающей среды регулируются в международных договорах, заключенных под эгидой специализированных международных организаций, таких как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейская экономическая комиссия ООН, Совет Европы, Международная организация труда и др. Такие договоры являются региональными. К ним относятся: Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г.; Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке 1968 г.; Соглашение по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и технологических катастроф 1987 г. и др.

Защита флоры и фауны от истребления и вымирания предусмотрена Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры 1973 г. (далее - СИТЕС), Конвенцией об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенцией о биологическом разнообразии 1992 г. и др.

Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.)

Защите атмосферы от загрязнения посвящены Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол к ней 1987 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г.

Защита глобальной окружающей среды от ядерного заражения регламентируется Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. и рядом других.

Защита окружающей среды от ущерба в результате использования военных средств предусмотрена Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воз действия на природную среду. 1977 г. и др.

марта 1980 года одновременно в 33 странах, в том числе и в СССР, была оглашена Всемирная стратегия охраны природы, разработанная МСОП при поддержке других международных организаций (ЮНЕП, ФАО, ВВФ). Главнейшая цель, поставленная этим документом, - сохранение генетического многообразия, т.е. предотвращение вымирания всех видов.

Государства могут заключать между собой двусторонние договоры. Они обычно регулируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны.

К двусторонним договорам относятся также соглашения о сотрудничестве по охране окружающей среды между правительствами разных стран. Такие договоры предусматривают принципы сотрудничества, основные направления и формы. Кроме этого, ими могут учреждаться специальные органы. Например, для выполнения Соглашения между странами СНГ 1992 г. был образован Межгосударственный экологический совет и Межгосударственный экологический фонд. На 2-ой сессии в 1992 г. было решено учредить Межгосударственный экологический банк.

В настоящее время при непосредственном участии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь подготовлено, подписано и реализуется свыше 30 двусторонних договоров на правительственном и межведомственном уровне. Среди них - соглашения с природоохранными министерствами Российской Федерации, Украины, Польши, Сербии, Молдовы, Азербайджана, Польши, Литвы, Латвии, Словакии, Болгарии. Продолжается работа по подготовке к подписанию новых двусторонних соглашений с Сирией, Германией, Швецией, Египтом, Венесуэлой. Ведутся переговоры со странами Европейского союза в области охраны и рационального использования трансграничных бассейнов рек Неман (Беларусь, Литва, Россия) и Западная Двина (Россия, Беларусь, Латвия). В рамках создания Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана проводится работа по унификации законодательства в природоохранной сфере.

Национальное законодательство является одним из источников международного права окружающей среды. В Республике Беларусь взаимодействие норм международного и национального права осуществляется следующим образом. В законодательстве определяются принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, порядок ратификации и реализации международных договоров. Основными нормативными документами в области окружающей среды являются: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о земле 2008 г., Водный кодекс Республики Беларусь 1998 г., Кодекс Республики Беларусь о недрах 2008 г., Лесной кодекс Республики Беларусь 2000 г., Законы Республики Беларусь - "Об охране окружающей среды" 1992 г., "О государственной экологической экспертизе" 2000 г., "Об особо охраняемых природных территориях и объектах" 1994 г., "О животном мире" 2007 г., "Об охране атмосферного воздуха" 2008 г. "О растительном мире" 2003 г. и др.

Таким образом, источниками международно-правовой охраны окружающей среды являются внутригосударственное законодательство, международные обычаи, международные договоры, рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды.

К общепризнанным принципам международного права относятся принципы: уважения государственного суверенитета, суверенного равенства всех государств, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела другого государства, добросовестного выполнения международных обязательств, мирного разрешения споров и некоторые др.

К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся: право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой; приоритет экологических прав и интересов человека; суверенитет государства над собственными природными ресурсами; экологически обоснованное социальное и экономическое развитие; равная экологическая безопасность; запрещение экологической агрессии; регулярный обмен информацией об экологической ситуации; предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде; сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях; научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды; контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды; мирное урегулирование споров.

Глава 3. Международная охрана животного и растительного мира

Международно-правовое сотрудничество государств по защите флоры и фауны связано в первую очередь с исчезающими и редкими видами, с мигрирующими видами животных, с охраной природы в конкретных регионах. Выделяется ряд конкретных направлений сотрудничества в данной сфере, каждое из которых включает группу договоров:

1.регулирование рыболовства и промысла морских ресурсов (Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о рыболовстве в водах Дуная 1958 г., Конвенция об охране живых ресурсов юго-восточной части Атлантического океана 1969 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. и др.);

2.охрана растительного мира (Международная конвенция об Охране растений 1951 г., Соглашение о сотрудничестве в применении карантина растений и их охране от вредителей и болезней 1959 г., Международное соглашение по тропической древесине 1983 г., Международная конвенция по охране новых растений 1961 г. и др.);

.защита конкретных видов (Конвенция об охране атлантических тюленей 1972 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей 1992 г. и др.);

.охрана мест обитания (Конвенция о водно-болотных угодьях 1971 г., двусторонние конвенции об охране перелетных птиц и среды их обитания);

.защита редких и мигрирующих видов (СИТЕС, Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г. и др.)

Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям:

1.Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях 1971 г. государства определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в МСОП.

2.Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осуществляется, прежде всего, на СИТЕС. В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.)

.Обеспечение рационального использования природных ресурсов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г. гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели южной широты должны подчиняться следующим принципам: предотвращение сокращения численности вылавливаемой популяции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение; восстановление истощенных популяций; сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.

.1 Охрана животного мира

С момента зарождения жизни исчезновение видов животного мира было и остается непреложным фактом. Из полумиллиарда видов к настоящему времени осталось несколько миллионов. Если в прошлом процесс исчезновения происходил в результате естественных причин, то сегодня основной его движущей силой является деятельность человека. Под международной охраной находятся киты, тюлени, моржи, белые медведи, дельфины и многие другие виды животного мира.

По данным МСОП, количество видов позвоночных, находящихся под угрозой полного исчезновения, составило: в Африке - 723 вида, Азии и Океании - 1469, Европе - 260, Латинской Америке и Карибском бассейне - 873, Северной Америке - 269, Западной Азии - 71, полярных регионах - 14.

Международные договоры по охране животного мира можно объединить в две группы:

договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом;

договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство).

К первой группе договоров относится Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г. Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира, особенно в Африке, осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов. Участники Конвенции создают национальные парки и природные заповедники на своей территории (ст. 3) и контролируют все населенные пункты в них (ст. 4). Конвенция поощряет "одомашнивание" экологически ценных диких животных (ст. 7). Конвенция призывает установить контроль над торговлей, охотничьими трофеями и производством изделий из них (ст. 9). Запрещаются некоторые методы охоты, например применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков и т.д. [26, с. 649]

Примерно такие же методы охраны животного мира предусмотрены в Конвенции об охране природы и сохранении животного мира в западном полушарии 1940 г. Целью этой Конвенции является охрана всех видов и родов коренной американской фауны и флоры от исчезновения, а также районов, исключительных по своей живописности, геологическим образованиям или представляющих эстетическую, историческую или научную ценность.

Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г. заключена в целях защиты животных, мигрирующих через национальные границы или вне этих границ. Конвенция содержит перечень исчезающих видов животных и мигрирующих видов, которые являются предметом соглашений государств (более 300 видов). Целью каждого такого соглашения является восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретного мигрирующего вида.

Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. Например, СИТЕС содержит три приложения. В приложение I включены все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблагоприятное влияние. Приложение II включает все виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое несовместимо с их выживанием. В приложение III включены все виды, которые по определению любого государства - участника Конвенции 1973 г. подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации.

Ко второй группе договоров относятся: Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Временная Конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г., Международная Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение между правительствами СССР и США о промысле королевского краба и крабов-стригунов 1973 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. и др.

Международная конвенция по регулированию китобойного промысла предусматривает охрану всех видов китов от истребления и сохранение для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой запасы китов. Международная китобойная комиссия ежегодно утверждает приложение к Конвенции 1946 г., в котором определяются охраняемые и неохраняемые виды китов, а также устанавливаются открытые и закрытые сезоны и районы промысла, размеры китов каждого вида, разрешенных к убою, типы орудий промысла и способы измерения и учета количества убитых китов.

В 1979 г. ряд государств Латинской Америки подписали Конвенцию об охране и рациональном использовании ламы-витони. Согласно ст. 2 запрещаются охота на этот вид лам и незаконная торговля ими. Запрещается также экспорт фертильной спермы и другого полового материала ламы-витони (за исключением экспорта в страны-участницы для научных исследований и/или восстановления популяций). Конвенция 1979 г. обязывает государства создавать национальные парки, заповедники и прочие охраняемые районы в целях охраны и восстановления популяций ламы-витони.

Соглашение о сохранении белых медведей запрещает добычу белых медведей, за исключением следующих случаев: для подлинно научных целей, в целях сохранения, для предотвращения серьезного нарушения рационального использования других живых ресурсов, местным населением с использованием традиционных методов охоты и там, где белые медведи добываются или могут добываться традиционными средствами.

Эффективным средством охраны животных является охрана среды их обитания. В связи с этим государства заключили ряд региональных договоров. Например, 19 сентября 1979 г. европейскими странами подписана Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Каждая договаривающаяся сторона принимает соответствующие и необходимые законодательные и административные меры для обеспечения специальной охраны видов дикой фауны, указанной в приложении I. В приложении II приведен перечень диких животных и птиц. Конвенция запрещает все формы преднамеренного отлова и содержания и преднамеренного убийства.

Охрана диких птиц осуществляется с помощью универсальных и региональных международно-правовых норм. Одним из первых международных договоров в этой области явилась Международная конвенция об охране птиц 1950 г. Конвенция взяла под охрану (по крайней мере, на период размножения) все виды птиц и, кроме того, перелетных птиц во время пролета к местам гнездования, особенно в марте - июле. В течение всего года под охраной находятся те виды птиц, которым грозит вымирание или которые представляют научный интерес. Согласно ст. 3 запрещается ввозить, вывозить, перевозить, продавать, выставлять на продажу, покупать, дарить или содержать в неволе в течение периода охраны данного вида любую птицу. Конвенция запрещает в течение периода охраны определенного вида, особенно в период размножения, снимать или уничтожать гнезда, строящиеся или уже используемые; брать или повреждать, перевозить, ввозить и вывозить, продавать, выставлять на продажу, покупать, уничтожать яйца или даже их скорлупу, а также выводки птенцов, живущих в условиях естественной свободы. Государства-участники создают заповедники для разведения птиц.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г. преследует цель приостановить постепенное наступление на водно-болотные угодья и их уничтожение в настоящее время и в будущем. Государства-участники определяют, по меньшей мере, одно национальное водно-болотное угодье для включения в перечень водно-болотных угодий международного значения (ст. 2). Государства учитывают свою международную ответственность за охрану, управление и рациональное использование популяций мигрирующих диких птиц. Одним из средств защиты птиц является создание природных заповедников на водно-болотных угодьях.

Принцип охраны птиц через среду обитания закреплен также в Соглашениях между СССР и Японией 1993 г. и СССР и США 1976 г.

3.2 Охрана растительного мира

По мере уничтожения растительного мира снижается качество жизни миллионов людей. Более того, в результате разрушения растительности, которая служила людям в качестве источника энергии для бытовых нужд и многих других благ, поставлено под угрозу само существование человечества. Например, если разрушение влажно-тропических лесов не будет приостановлено, то от 10 до 20% животной и растительной жизни нашей планеты будет уничтожено.

Активными организаторами изучения редких и эндемичных видов, в том числе диких сородичей основных видов культурных растений призваны быть ботанические сады, расположенные в различных климатических зонах. Необходимо снять угрозу уничтожения этих растений и сделать их доступными для широкого практического использования в селекции и растениеводстве. Очень важна работа созданных в разных зонах страны заповедников и заказников по охране ботанических объектов, преимущественно флоры лесов, лугов, степей и пустынь, в том числе и редких эндемичных растений, представляющих несомненный интерес для познания эволюционного процесса.

В связи с тем, что сегодня говорится о необходимости сохранения биосферы в целом как о главном условии жизни на Земле, особую роль играют биосферные заповедники. Понятие биосферный заповедник принято в 1971 г. программой ЮНЕСКО "Человек и биосфера". Биосферные заповедники - это своего рода высшая форма охраняемых территорий, предполагающая создание единой международной сети заповедников, имеющих комплексное назначение: сохранение экологического и генетического разнообразия в природе, проведение научных исследований, контроль за состоянием окружающей среды, природоохранительное просвещение.

Оберегая участки естественного растительного покрова, не только сохраняется флора, но и решается целый комплекс других важных задач: регулирование водного баланса территории, охрана почв от эрозии, охрана животного мира, сохранение здоровой среды для жизни человека.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. одобрила Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов. Этот документ впервые признал важную роль нетропических лесов в поддержании глобального баланса поглощения углерода и выделения кислорода. Основная цель Принципов - содействие рациональному использованию, сохранению и освоению лесов и реализации их многоцелевых и взаимодополняющих функций и видов использования.

Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, - первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, так и использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.

Закрепленные в Заявлении принципы в отношении лесов включают следующее:

всем странам следует принимать участие в "озеленении мира" посредством посадки и сохранения лесов;

страны имеют право использовать леса для нужд своего социально-экономического развития. Такое использование следует основывать на национальной политике, соответствующей задачам устойчивого развития;

леса следует использовать таким образом, чтобы удовлетворять социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности современного и будущего поколений;

выгоды от продукции биотехнологии и генетических материалов, полученных за счет леса, следует на взаимно согласованных условиях разделить со странами, в которых находятся эти леса;

посаженные леса являются экологически приемлемыми источниками возобновляемой энергии и промышленного сырья. В развивающихся странах особенно важным является использование древесины в качестве топлива. Эти потребности должны удовлетворяться на основе рационального использования лесов и посадки новых деревьев;

национальные программы должны защищать уникальные леса, включая старые леса, а также леса, имеющие культурную, духовную, историческую или религиозную ценность;

Целью Международного соглашения по тропической древесине 1983 г. является создание эффективной основы для сотрудничества и консультаций между производителями и потребителями тропической древесины, содействие расширению и диверсификации международной торговли тропической древесины, поощрение и поддержание исследований и разработок с целью рационального использования лесов и освоения запасов древесины, а также поощрение разработки национальной политики, направленной на долговременное использование и сохранение тропических лесов и их генетических ресурсов, на поддержание экологического баланса в соответствующих регионах.

Согласно Международной конвенции по защите растений 1951 г. каждый участник создает официальную организацию по охране растений в целях:

инспекции культивируемых площадей и партий растений в международной торговле на наличие или появление вредителей или заболеваний растений;

выдачи удостоверений о фитосанитарном состоянии и происхождении растений и растительных продуктов;

проведения исследований в области охраны растений и т.д.

В соответствии со ст. 1 Конвенции договаривающиеся стороны берут на себя обязательство принимать законодательные, технические и административные меры для обеспечения совместных и эффективных действий, направленных на предотвращение интродукции и распространения вредных организмов, повреждающих растения и растительные продукты, и для того, чтобы способствовать принятию соответствующих мер, направленных на борьбу с ними.

Участники Конвенции осуществляют строгий контроль над импортом и экспортом растений и растительных продуктов, применяя, когда это необходимо, запреты, инспекции и уничтожение поставок [13, ст. 6].

Соглашение о сотрудничестве в применении карантина растений и их охране от вредителей и болезней 1959 г. уполномочивает его участников принимать необходимые меры против вредителей, сорняков и заболеваний. Они обмениваются информацией о вредителях и заболеваниях растений и борьбе с ними. Государства сотрудничают в применении единообразных фитосанитарных положений об импорте и экспорте растительных материалов из одной страны в другую.

Существует Организация защиты растений Европы и Средиземноморья, созданная в 1951 г., участниками которой являются 34 государства Европы, Африки и Азии. Цели организации: осуществление международного сотрудничества в предотвращении распространения вредителей и болезней растений и растительной продукции. Основная деятельность осуществляется в форме обмена информацией, унификации фитосанитарных правил, регистрации пестицидов и их сертификация.

Первая организационная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов - их инвентаризация и учет как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах. Без этого нельзя приступать ни к теоретической разработке проблемы, ни к практическим рекомендациям по спасению отдельных видов. Задача не простая, и ещё 30-35 лет назад предпринимались первые попытки составить сначала региональные, а затем мировые сводки редких и исчезающих видов зверей и птиц. Однако сведения были или слишком лаконичны и содержали лишь перечень редких видов, или, напротив, очень громоздки, поскольку включали все имеющиеся данные по биологии и излагали историческую картину сокращения их ареалов.

МСОП объединил и возглавил в 1948 г. работу по охране живой природы государственных, научных и общественных организаций большинства стран мира. В числе первых его решений в 1949 г. было создание постоянной Комиссии по выживанию видов (англ. Species Survival Commission), или, как принято называть в русскоязычной литературе, - Комиссию по редким видам.

В задачи Комиссии входило изучение состояния редких видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, разработка и подготовка проектов международных и межнациональных конвенций и договоров, составление кадастра таких видов и выработка соответствующих рекомендаций по их охране.

Основной своей целью Комиссия поставила создание мирового аннотированного списка (кадастра) животных, которым по тем или иным причинам грозит исчезновение. Сэр Питер Скотт (Piter Scott), председатель Комиссии, предложил назвать список Красной книгой (англ. Red Data Book), чтобы придать ему вызывающее и ёмкое значение, так как красный цвет символизирует сигнал опасности.

Первое издание Красной книги МСОП вышло в свет в 1963 году. Это было "пилотное" издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Красная книга рассылалась по списку видным государственным деятелям и учёным. По мере накопления новой информации, как и планировалось, адресатам высылались дополнительные листы для замены устаревших.

Постепенно Красная книга МСОП совершенствовалась и пополнялась. Последнее, четвёртое "типовое" издание, вышедшее в 1978-1980 годах, включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 - птиц, 2 вида рептилий. Сокращение числа форм в последнем издании Красной книги произошло не только за счёт успешной охраны, но и в результате более точной информации, полученной в последние годы.

Работа над Красной книгой МСОП продолжается. Это документ постоянного действия, поскольку условия обитания животных меняются и всё новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие плоды, о чём свидетельствуют зелёные её листы.

Красная книга МСОП, как и Красные листы, не является юридическим (правовым) документом, а носит исключительно рекомендательный характер. Она охватывает животный мир в глобальном масштабе и содержит рекомендации по охране, адресованные странам и правительствам, на территории которых сложилась для животных угрожающая ситуация.

Таким образом, отношения в области охраны и использования животного и растительного мира в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного и растительного мира регулируются как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство.

Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям: охрана природных комплексов, охрана редких и исчезающих видов животных и растений и обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Заключение

Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. одобрила принцип, согласно которому природные ресурсы Земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления, где это необходимо.

Общая цель - содействовать достижению устойчивого развития в результате сохранения живых ресурсов путем предложения правительствам эффективных методов регулирования этих ресурсов. Стратегия направлена на поддержку важных экологических процессов и самосохранение систем, таких как восстановление и защита почвы, переработка питательных веществ, очистка воды, сохранение биологического разнообразия. От всего этого зависит множество жизненно важных процессов. Ставится задача обеспечения поддерживающего использования определенных видов животных и растительности, а также экосистем.

Достижение этих целей должно быть как можно более скорым. Возможности Земли обеспечивать свое население все время сокращаются. Многие миллионы тонн почвы ежегодно утрачиваются в результате уничтожения лесов и неправильного ее использования. В год по крайней мере 3 тыс. кв. км сельскохозяйственных земель выходят из оборота только в промышленно развитых странах в результате строительства зданий и дорог.

В качестве одного из важных средств реализации своих целей стратегия указывает на коренное совершенствование законодательства о природных ресурсах. Необходимо создание более эффективного и широкоохватывающего национального экологического права, наряду с активизацией развития международного экологического права. Выживание всего разнообразия природы, включая человека, может быть обеспечено только при условии, что политика государств будет строиться с пониманием факта, что все элементы природы взаимосвязаны, взаимозависимы, что окружающая среда представляет собой единую глобальную систему.

Живые ресурсы не должны использоваться с превышением возможностей их восстановления; продуктивность почвы следует поддерживать и наращивать; ресурсы, включая воду, должны по мере возможности перерабатываться и использоваться вновь; невосстановимые ресурсы должны использоваться с максимальным ограничением. Все ранее сказанное дает представление о колоссальном значении защиты окружающей среды и неотложности решительных мер на основе широкого сотрудничества государств. международный экологический право растительный

В соответствии с поставленными во введении задачами можно сформулировать основные выводы:

1.развитие международного права окружающей среды в современную эпоху требует дальнейшей разработки принципов международного права окружающей среды, рассмотрения вопросов, связанных с понятием экологической безопасности как составной части национальной и международной безопасности и одной из глобальных проблем современности;

2.международное право окружающей среды является совокупностью международно-правовых принципов и норм международного права, которые регламентируют отношения субъектов международного права окружающей среды, связанные с охраной окружающей среды, ее рациональным и экологически обоснованным использованием;

.предмет регулирования международного права окружающей среды составляют отношения субъектов международного права, которые связаны с предотвращением, сокращением и устранением ущерба окружающей среде из различных источников; обеспечением рационального и экологически обоснованного использования природных ресурсов; обеспечением охраны исторических памятников и природных резерватов; научно-техническим сотрудничеством субъектов международного права (особенно государств) в связи с охраной окружающей среды;

.источниками международно-правовой охраны окружающей среды являются внутригосударственное законодательство, международные обычаи, международные договоры, рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды;

5.к общепризнанным принципам международного права относятся принципы: уважения государственного суверенитета, суверенного равенства всех государств, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела другого государства, добросовестного выполнения международных обязательств, мирного разрешения споров и некоторые др.;

6.к специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся: право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой; приоритет экологических прав и интересов человека; суверенитет государства над собственными природными ресурсами; экологически обоснованное социальное и экономическое развитие; равная экологическая безопасность; запрещение экологической агрессии; регулярный обмен информацией об экологической ситуации; предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде; сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях; научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды; контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды; мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду; международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде;

.международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям: охрана природных комплексов; охрана редких и исчезающих видов животных и растений; обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Список использованных источников

1.Декларация ООН по окружающей среде и развитию, 14 июня 1992 г., Рио-де-Жанейро // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

2.Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде, 14 июня 1972 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, 11 декабря 1997 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, 29 января 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Конвенция о биологическом разнообразии, 5 июня 1992 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 3 декабря 1982 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 25 июня 1998 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, 18 мая 1977 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 3 марта 1973 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, 16 ноября 1972 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 25 февраля 1991 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных, 23 июня 1979 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Международная конвенция по карантину и защите растений, 6 декабря 1951 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Международная конвенция по охране новых сортов растений, 2 декабря 1961 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Рамочная конвенция ООН об изменении климата, 9 мая 1992 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.

.Устав ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа : #"justify">Приложение

Международные договоры о защите растений и животных от заболеваний и жестокого обращения

Международная конвенция о кампании против инфекционных заболеваний животных

Международная конвенция по защите растений

Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии

Соглашение о сотрудничестве по применению карантина растений и их охране от вредителей и болезней

Международный кодекс ФАО относительно поведения по распространению и использованию пестицидов

Многостороннее соглашение о сотрудничестве СНГ в области карантина растений

Конвенция об охране фауны и флоры в их природном состоянии

Международная конвенция по охране новых видов растений

Конвенция об африканской мигрирующей саранче

Соглашение о создании комиссии по контролю за пустынной саранчой в восточной части ареала её распространения в Юго-Западной Азии

Соглашение о создании комиссии по контролю за пустынной саранчой на Ближнем Востоке

Европейская конвенция по охране животных в сельском хозяйстве

Европейская конвенция по охране животных, выращиваемых для бойни

Международное положение ФАО о генетических ресурсах растений

Европейская конвенция по охране позвоночных животных, используемых в экспериментальных или научных целях

Европейская конвенция по охране домашних животных

Протокол поправки к Европейской конвенции по охране животных в сельском хозяйстве [27, с. 45]

Опубликовано:
17.08.2020

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.