Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Законодательство

Экологический менеджмент

К середине двадцатого века антропогенное воздействие на окружающую среду достигло масштабов, способных угрожать существованию жизни на Земле. Выполненный членами “Римского клуба” прогноз обещает катастрофический сценарий развития цивилизации уже к первой четверти двадцать первого века — при условии сохранения существующих темпов потребления природных ресурсов, загрязнения окружающей среды. Понимание стоящих перед человечеством проблем стало причиной создания и широкой популяризации концепции устойчивого развития. Основой концепции стала идея о необходимости для перехода к устойчивому развитию общих совместных действий по сокращению расходования природных ресурсов, воздействия на окружающую среду.

Все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент.

Для движения по пути устойчивого развития необходимо участие всех секторов общества, в особенности — бизнеса, не только потребляющего основную долю природных ресурсов и являющегося наиболее значимым источником загрязнения окружающей среды, но и во многом — формирующего спрос населения на ту или иную, в частности, произведенную в соответствии с принципами устойчивого развития, продукцию.

В самом общем виде экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.

1. Необходимость в экологическом менеджменте

1.1 Экологическая политика

Экологическая политка - совокупность основных принципов, намерений и обязательств предприятия, создающая основу для разработки собственных экологических целей и задач.

Экологическая политика, как и политика в области качества, должна быть документирована, известна и понятна персоналу и партнерам. Но есть нюанс, в российских условиях чрезвычайно значимый. Экологическая политика должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.

Заинтересованная сторона - личность или группа лиц, проявляющих интерес к экологическим аспектам деятельности предприятия, производимой продукции и услуг, или подвергшихся воздействию, связанному с подобными аспектами.

В самом общем случае такой интерес может проявить кто угодно. Поэтому компании Запада и Востока широко используют все возможные средства для распространения экологической политики: выпускают отдельные буклеты, включают текст в ежегодные отчеты, рекламные проспекты, размещают на сайтах в сети Интернет. Например, работающая в различных странах мира компания, 27 из 47 площадок которой сертифицированы в соответствии с международными стандартами, устанавливающими требования к системам экологического менеджмента, декларирует экологическую и прочую информационную прозрачность. Компания выпускает ежегодную экологическую отчетность, рассылает в крупные информационные агентства, библиотеки, организации, проводит экскурсии, пресс-конференции для заинтересованных лиц и организаций. В буклетах представлена экологическая политика с комментариями основных заявлений, описаны новшества, позволившие компании снизить прямое воздействие на окружающую среду или опосредованное – через сокращение потребления ресурсов. Кстати, вся эта информация не только аккумулирована в специальном центре компании по работе с общественностью, но и доступна практически в каждом отделении производства. Рабочие и служащие компании в первую очередь должны знать и понимать принятую руководством стратегию, действовать сообща для достижения общей цели. [4]

Известны и иные подходы (разнообразие - залог устойчивости). Экологическая политика одной из европейских компаний была выпущена в виде памятки размером с кредитную карточку, чтобы служащие могли носить ее в бумажнике и всегда иметь при себе.

В российской ситуации часто обозначить традиционным образом границы между уже упомянутыми секторами общества (предпринимательским, государственным и общественным) невозможно. Персонал предприятия или родственники сотрудников, инспектор комитета по охране окружающей среды и работники районной администрации - это общественность поселка городского типа; предприниматели - выпускники местных школ, где работают экологические кружки. При развитии экологической деятельности предприятия выигрывает общество в целом. Заявляя о намерениях, очерчивая круг ответственности, руководство предприятия переходит к качественно иному этапу открытых отношений со всеми заинтересованными сторонами. Для большинства российских предприятий забота о местном населении естественна, так как, оказывая поддержку населению, участвуя в развитии просвещения и образования, компании создают лучшие условия для работы своих сотрудников, готовят будущий персонал.

Однозначного ответа на вопрос, как проинформировать заинтересованные стороны о принятой предприятием экологической политике, нет. Надо или нет создавать страницу в сети Интернет, выпускать буклеты или размещать текст политики в районной газете, - подходы могут быть разными. Все определяется конкретными условиями. Наш опыт свидетельствует о том, что более впечатляющих успехов в добровольной экологической деятельности добиваются в ряде случаев российские заводы “районного масштаба”. Выполнение взятых обязательств - здесь оценивается постоянно и внимательно. Но при всей локальности их влияния предприятия стараются оформлять документально экологическую политику и обсуждать ее с общественностью, рассматривая это не только как род современной инициативы, но и задумываясь о выгодах. Но об этом - позже, в разделах, посвященных планированию действий и разработке программ.

Экологическая политика должна рассматриваться как первичный двигатель процесса внедрения и развития, улучшения системы экологического менеджмента в организации, которая нацелена на улучшение экологических показателей деятельности организации. Поэтому экологическая политика должна отражать приверженность высшего руководства, его обязательства в отношении соответствия требованиям законодательных, нормативно-технических и других требований, а также принципу последовательного улучшения.

Политика составляет необходимую основу установления целей и задач организации. Политика должна быть ясной настолько, чтобы ее понимали как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны; политика подлежит периодической оценке, пересмотру с тем, чтобы она отражала изменяющиеся условия и новую информацию. Оценка и пересмотр политики, целей, задач, процедур должен осуществляться руководителями того уровня, которые изначально определили и сформулировали их.

Ясно изложенная политика должна создавать основу для формулирования целей и задач, направленных на улучшение экологических показателей деятельности организации. Но описание методологии предварительной экологической оценки – это всего лишь основа, с помощью которой нужно оценить индивидуальность предприятия с тем, чтобы подобрать для него тот набор аксессуаров и тот стиль поведения, которые сделают его неотразимо эффективным. [7]

1.2. Планирование деятельности в области экологического менеджмента

Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей.

Экологическая цель - общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная ее экологической политикой; степень достижения цели оценивается в тех случаях, когда это практически возможно.

Экологическая задача (задача экологической деятельности) - детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели.

Процесс планирования деятельности во многом определяется тем, какие затраты (в том числе, и временные) нужны для проведения анализа аспектов, и доступностью адекватных сведений. При планировании может быть также использована информация, уже собранная в соответствии с требованиями контролирующих органов или в других целях. В процессе проведения предварительной экологической оценки на предприятии выявляются как сильные стороны природоохранной деятельности, так и наиболее слабые, проблемные аспекты и направления.

Планирование деятельности в области экологического менеджмента базируется на системе приоритетов, то есть отражает остроту проблем, необходимость, возможность и очередность их решения. Формулируемые цели должны быть конкретными, а задачи - измеряемыми; там, где это только практически возможно; по возможности предпочтение должно отдаваться превентивным мерам.

Выявленные приоритетные экологические аспекты, как правило, не только оцениваются предприятием, но и внимательно документируются путем составления соответствующего регистра.

Деятельность по идентификации и документированию экологических аспектов деятельности предприятия должна осуществляться систематически, начиная с наиболее очевидных и поддающихся описанию и оценке. По мере развития деятельности в области экологического менеджмента Регистр экологических аспектов может и должен последовательно уточняться, корректироваться и дополняться с учетом достигнутых результатов.

Регистр полезен тем, что в систематизированном виде содержит описание проблем, подлежащих решению. Кстати, в большинстве случаев работающие с зарубежными менеджерами психологи рекомендуют рассматривать их как неиспользуемые возможности. Может быть, еще не упущенные, но не используемые во благо предприятия, потребителя, общества в целом. Таковы основные позиции менеджмента качества и экологического менеджмента. Кроме того, такая постановка вопроса дает новый импульс в дискуссии с приверженцами концепции “Загрязнитель платит, - значит выполняет свои обязательства”. В соответствии с установленным в РФ экономическим механизмом природопользования предприятия-загрязнители действительно платят: за нормативное, в пределах лимитов или сверхлимитное загрязнение окружающей среды. И во многих случаях упускают возможности получения дополнительных преимуществ, которые можно получить, тщательно планируя и организуя добровольную экологическую деятельность.

Показатели (индикаторы) планирования деятельности по экологическому менеджменту самостоятельно устанавливаются предприятием по каждой из экологических целей с учетом идентифицированных на данный момент требований и приоритетных аспектов деятельности. [11]

Концерн Fiat Auto SpA выпустил единые рекомендации по открытой экологической отчетности для всех своих предприятий. Одна из характерных черт многочисленных графических материалов и таблиц заключается в том, что использование энергии, расход красок, возврат металла через особую дилерскую сеть рекомендовано представлять относительно объема выпущенной продукции, по сравнению с прошлыми годами, на фоне средних показателей по предприятиям концерна, по отрасли и т.п. Действительно, в этом случае динамика изменения показателей может быть продемонстрирована гораздо четче, чем, скажем, при сравнении содержания загрязняющих веществ в отходящих газах с предельно допустимыми концентрациями. Кроме того, стремление к достижению ПДК – процесс затруднительный. С одной стороны, многие предельно допустимые концентрации установлены таким образом, что они практически недостижимы. Скажем, очистить воду до того состояния, чтобы содержание в ней нефтепродуктов на выходе было ниже предельно допустимой концентрации для рыбохозяйственных водоемов, и при том условии, что у водозабора (на входе) их было в 3-5 раз больше ПДК - задача не только энерго-, материало- и трудоемкая, но и вряд ли реальная. С другой стороны, допустив, что задача все же будет решена, мы как бы снимем целесообразность поиска новых возможностей улучшения экологических показателей деятельности. С третьей стороны, будучи прагматиками и не веря в то, что задача в обозримый период времени может быть решена, и широкомасштабно, мы должны задуматься над тем, как создать стимулы для предприятий заниматься водоохранной деятельностью.

1.3 Программы экологического менеджмента

Организация должна разрабатывать, внедрять и развивать программу (программы) для достижения экологических целей и решения задач. Программы включают:

- распределение ответственности за достижение целей и решение задач на всех соответствующих уровнях организации;

- средства и периоды времени, в которые цели должны быть достигнуты.

Программы экологического менеджмента помогают организации улучшить экологические показатели ее деятельности. Они должны быть динамичными, регулярно пересматриваться и отражать изменение целей и задач организации

Деятельность по разработке и внедрению программы (или программ) играет ключевую роль в достижении успехов в функционировании системы экологического менеджмента. Каждая программа должна описывать то, каким образом организация будет работать для достижения целей и решения задач экологического менеджмента, и определяет временные рамки и ответственность персонала в ходе реализации экологической политики организации. Программа может быть подразделена на несколько частей, описывающих специфические направления (элементы) деятельности организации. Программа должна предусматривать проведение оценки экологических аспектов новых, предполагаемых видов деятельности.

Программы в тех случаях, когда это целесообразно, могут охватывать все стадии, включая планирование, разработку требований к продукции, производство, маркетинг, размещение отходов. Эта позиция справедлива в отношении реализованных и предполагаемых видов деятельности, продуктов и услуг. Для продуктов программа может охватывать разработку документации, выбор сырья и материалов, процесс производства, использования (потребления) и размещение отходов потребления. При внедрении новых видов процессов, оборудования, при модификации производства, программа может охватывать планирование, разработку документации, строительство (установку), введение в строй, функционирование, а также в сроки, определенные организацией, закрытие или демонтаж, консервацию.

Вероятно, излагая такой взгляд на спектр вопросов, которые программы экологического менеджмента могут охватывать, мы несколько забегаем вперед. Еще ни одна российская компания не заявила широко и не представила доказательств того, что их программы экологического менеджмента подготовлены, внедрены и работают. Но в России есть примеры намерений такого характера.

Работая над программой экологического менеджмента, следует принимать во внимание ряд вопросов, таких как:

- как организован процесс разработки программы экологического менеджмента?

- вовлечены ли в процесс планирования деятельности все подразделения, сотрудники, несущие ответственность за выполнение программы?

- описан ли (используется ли) процесс периодического пересмотра программы?

- как в программах описаны необходимые (для их выполнения) ресурсы, распределение ответственности, период выполнения и приоритеты?

- как программы экологического менеджмента отражают (обеспечивают выполнение) экологической политики и основные направления планирования деятельности организации?

- как организовано наблюдение за выполнением и пересмотр программ экологического менеджмента?

Подготовленные и выполняющиеся программы - индикатор функционирования системы экологического менеджмента в целом. Присутствие некоторых элементов, фрагментов, частичного отражения поставленных задач, мероприятий, необходимых ресурсов в планах по достижению ПДВ (предельно допустимых выбросов) программ заменить не может. Их разработка, запуск, проверка выполнения, корректировка требуют систематического подхода целеустремленности, сил, знаний, терпения. Внедрение программ будет зависеть от убежденности руководства и творческой работы персонала. Изящность систем экологического менеджмента состоит в том, что их принципы универсальны и применимы к любым организациям. Вопрос в том, как эти принципы преломляются применительно к конкретной ситуации, предприятию, стране.

2. Международные стандарты

2.1 Британский стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750

В рамках разработки подходов к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году был принят новый "Экологический Акт" (Environmental Act), за которым в 1992 году последовал Стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750 (Specification for Environmental Management Systems), подготовленный и выпущенный Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации Промышленности. Стандарт BS 7750 полностью вписывается в требования стандарта качества BS 5750 (и ISO 9000). Стандарт не предписывает и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятия, но содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом. На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствие с принципами BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам стандарт, детально разработанный и сопровожденный объемистыми учебными пособиями, послужил основой для подготовки международных документов.

Стандарт BS 7750 предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента:

Предварительный обзор ситуации. Необходимо определить все экологические нормативные требования, предъявляемые к деятельности предприятия, и установить, какие элементы экологического менеджмента уже практически используются на данном объекте.

Разработка заявления об экологической политике, которое бы охватывало все аспекты деятельности, продукцию предприятия и было разъяснено и принято к исполнению всеми уполномоченными сторонами (подразделениями, лицами).

Определение структуры распределения обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента.

Оценка степени воздействия предприятия на окружающую среду. Необходимо составить перечень установленных нормативов, характеристик выбросов в атмосферу, сбросов в водные отходы, размещения отходов, а также описание аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков.

Разработка экологических целей и задач предприятия.

Определение тех стадий производства, процессов и видов деятельности, реализованных на предприятии, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, и разработка системы контроля их функционирования.

Разработка программы экологического менеджмента, назначение ответственного за ее выполнение старшего менеджера. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы учитывались не только нынешние, но и все прошлые виды деятельности предприятия, а также вероятное воздействие на окружающую среду жизненного цикла новых видов продукции.

Разработка и выпуск детального руководства, которое позволяло бы аудитору системы экологического менеджмента определить, что система функционирует, и учитывает все значимые аспекты воздействия предприятия на окружающую среду.

Установление системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т.п., например, записи случаев нарушения требований экологической политики, описания предпринятых для улучшения ситуации мер, отчетов по итогам инспекции и текущего контроля.

Аудиты. BS 7750 включает описание процедуры аудирования и детализирует требования к аудиторскому плану.

BS 7750 был принят Финляндией, Нидерландами и Швецией. Франция, Ирландия и Испания разработали свои стандарты. Австрия предпочла ждать опубликования международных требований к системам экологического менеджмента. [7]

2.2. Серия международных стандартов систем экологического менеджмента ISO 14000.

Появление ISO 14000 – серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должны быть назначены ответственные за определенные области экологически значимой деятельности. Основной документ серии – ISO 14001 – не содержит никаких требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, (например, концепция "всеобъемлющего менеджмента качества" – total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции и услуг.

Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом уже зарекомендовавших себя международных стандартов по системам менеджмента качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру.

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

Организационном – через улучшение экологического "поведения" корпораций.

Национальном – через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

Международном – через улучшение условий международной торговли.

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

- принципы создания и использования систем экологического менеджмента;

- инструменты экологического контроля и оценки;

- стандарты, ориентированные на продукцию.

В трех названных областях разработаны и разрабатываются следующие документы, которые представлены в таблице 1: [1]

Таблица 1

 

Принципы экологического менеджмента

Принят

ISO 14001

Системы экологического менеджмента (ЭМС) – спецификации и руководство по использованию

+

ISO 14004

ЭМС – Общие руководство по принципам, системам и методам

+

ISO 14014

Руководство по определению "начального уровня" экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента

 
 

Инструменты экологического регулирования и оценки

 

ISO 14010

Руководство по экологическому аудиту – Общие принципы экологического аудита

+

ISO 14011/1

Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита – Аудит систем экологического менеджмента

+

ISO 14012

Руководство по экологическому аудиту – Критерии квалификации экологических аудиторов

+

ISO 14031

Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации

 
 

Стандарты, ориентированные на продукцию

 

ISO 14020(Серия документов)

Принципы экологической маркировки продукции

 

ISO 14040(Серия документов)

Методология "оценки жизненного цикла" – оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла

 
 

Глоссарий

 

ISO 14060

Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию

+

Так стандарт ISO 14001 имеет следующую структуру:

1. Возможности стандарта
2. Ссылки на нормативные документы
3. Определения
4. Требования к системе экологического менеджмента
4.1. Общие требования
4.2. Экологическая политика
4.3. Планирование
4.3.1. Экологические аспекты
4.3.2. Законодательные и другие требования
4.3.3. Цели и задачи
4.3.4. Программа (программы) экологического менеджмента
4.4. Внедрение в действие
4.4.1. Структура и ответственность
4.4.2. Подготовка, осознание и компетенция
4.4.3. Коммуникации
4.4.4. Документация в системе экологического менеджмента
4.4.5. Контроль документации
4.4.6. Оперативный контроль
4.4.7. Подготовленность к чрезвычайным ситуациям и ответственность за действия в условиях чрезвычайных ситуаций
4.5. Проверяющие и корректирующие действия
4.5.1. Мониторинг и измерения
4.5.2. Действия в случае несоблюдения требований, корректирующие и предупредительные действия
4.5.3. Отчетность
4.5.4. Аудит системы экологического менеджмента
4.6. Периодический пересмотр системы менеджмента

Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации. [10]

Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные – например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита ЭМС. Серия 14040 определяет методологию "оценки жизненного цикла", которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель ЭМС или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд – чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию и документально обосновать заявление о выпуске "экологически чистой" продукции, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207, через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO – сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение ЭМС, можно назвать такие, как:

- улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);

- экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

- увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;

- желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;

- улучшение системы управления предприятием;

- интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д. Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют документ соответствия ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости. "Сертификация в рамках ISO 9000 – это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.

Как видно, ISO 14000 предъявляет требования скорее к самой системе экологического менеджмента. Обязательным является постепенное, поэтапное, но не прекращающееся улучшение функционирования этой системы. Причем предприятие может быть сертифицировано в соответствии с ISO 14000, даже если его технологические системы и организационные мероприятия не обеспечивают собственно уменьшения воздействия на окружающую среду.

В ISO существует более 220 технических комитетов (TechnicalCommittee, TC), посвященным самым разным техническим областям. Каждый технический комитет разрабатывает стандарты (а также руководства, отчеты, спецификации и т.п.) в своей области, принимаемые голосованием при поддержке более 75% участвовавших в голосовании национальных органов по стандартизации, являющихся членами данного комитета.

Следует сразу отметить, что далеко не во всех областях человеческой деятельности (и в частности, охраны окружающей среды) возникла необходимость в международной стандартизации опыта и подходов. Техническими комитетами, связанными с охраной окружающей среды, можно считать:

TC 142 Cleaning equipment for air and other gases — Оборудование для очистки воздуха и других газов

TC 146 Air quality — Качество воздуха

TC 147 Water quality — Качество воды

TC 180 Solar energy — Солнечная энергия

TC 190 Soil quality — Качество почв

TC 205 Building environment design — Экологичное проектирование зданий

TC 207 Environmental management — Экологический менеджмент.

Чем же занимается Технический комитет TC 207?

Технический комитет 207 ISO (ISO/TC207) разрабатывает международные стандарты ISO в области экологического менеджмента (стандартов ISO серии 14000). Его создание явилось одним из наиболее заметных и существенных шагов в признании деловыми (в первую очередь) кругами значимости экологических проблем, осознании необходимости устойчивого развития общества. Основным предметом стандартов ISO серии 14000 является система экологического менеджмента (СЭМ). Поэтому центральным документом серии считается ISO 14001 — «Системы экологического менеджмента — Спецификация и руководство по применению». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» — считается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие требованиям стандарта ISO 14001 и является предметом формальной сертификации. Стандарт ISO 14004 выступает в качестве разъяснения требований ISO 14001, дающего дополнительные (но уже не обязательные) рекомендации по созданию и функционированию систем экологического менеджмента. К июлю 2002 г. в мире насчитывалось 38787 организации, получившие сертификат соответствия их системы экологического менеджмента требованиям ISO 14001. В России таких организаций пока, по нашим данным, четырнадцать, но работа над внедрением систем экологического менеджмента и подготовкой к сертификации ведется на многих предприятиях различных отраслей.

Стандарты ISO 14001 и ISO 14004 разрабатывались с учетом опыта применения принципов всеобъемлющего менеджмента качества (отраженного и в стандартах ISO серии 9000) к вопросам охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. В свою очередь, опыт разработки и применения стандартов ISO 14001 и ISO 14004 был учтен при создании стандартов ISO 9001 и ISO 9004 версий 2000 г. В настоящее время обе серии стандартов являются полностью совместимыми. Сейчас также ведется работа над выпуском новых версий ISO 14001 и ISO 14004, в которые вносятся уточненные и более доступные для понимания, по сравнению с версиями 1996 г., формулировки. [8]

Другие стандарты и технические отчеты (TR) ISO, входящие в серию 14000, посвящены подходам, которые могут использоваться предприятиями и организациями для снижения воздействия на окружающую среду. Все эти стандарты носят характер рекомендательных, но в силу их рамочного характера им следует большинство организаций, развивающих системы экологического менеджмента или применяющих соответствующие подходы и инструменты независимо. Стандарты ISO 14010, ISO 14011 и ISO 14012 описывают требования к экологическому аудиту (аудиту СЭМ), общие требования к аудиторам. Опубликован стандарт, посвященный экологической оценке площадок и организаций (ISO 14015). Совсем недавно вышел в окончательном варианте общий стандарт, посвященный аудиту систем менеджмента качества и экологического менеджмента — ISO 19011. Этот стандарт заменяет собой требования ISO 14010, ISO 14011 и ISO 14012.

Стандарты ISO 14020, ISO 14021, ISO 14024, ISO/TR 14025 описывают общие требования и различные подходы к экологической маркировке, включая самодекларацию, маркировку на основе результатов исследования жизненного цикла продукции и т.п.

Стандарт ISO 14031 и технический отчет ISO/TR 14032 посвящены принципам оценки экологической результативности деятельности по контролю экологических аспектов; в них описываются основные принципы разработки и даются примеры использования систем экологических показателей.

Стандарты ISO группы 14040 посвящены оценке жизненного цикла (ОЖЦ) продукции. В нее входят ISO 14040, описывающий принципы и структуру ОЖЦ; ISO 14041, ISO 14042, ISO 14043, дающие рекомендации по выполнению различных стадий ОЖЦ. ISO/TR 14049 содержит примеры применения стандарта ISO 14041 для определения цели и области исследования по ОЖЦ, а также инвентаризационного анализа; ISO/TS 14048 определяет формат документирования данных по ОЖЦ. Подкомитетом готовится ISO/TR 14047, дающий примеры применения ISO 14042.

Стандарты ISO серии 14000 включают также глоссарий (ISO 14050); недавно была официально принята вторая редакция этого стандарта (ISO 14050:2002). В 1998 г. был опубликован технический доклад ISO/TR 14061 «Информация в помощь организациям, работающим в лесном хозяйстве, по использованию стандартов систем экологического менеджмента ISO 14001 и ISO 14004», в 2002 г. — ISO/TR 14062 «Интеграция экологических аспектов в процесс проектирования и разработки продукции». В рамках рабочей группы 4 активно разрабатывается стандарт ISO 14063 (Environmental Management — Environmental Communications — Guidelines and Examples), который будет описывать принципы и давать примеры представления и распространения экологической информации.

В июле 2001 г. принято решение и начата разработка нового стандарта ISO/AWI 14064 «Руководящие указания по измерению, отчетности и подтверждению выделения парниковых газов на уровне отдельных организаций и проектов» (Guidelines for Measuring, Reporting and Verifying Entity and Project-level Greenhouse Gas Emissions)

В техническом комитете 207 работают специальные группы, деятельность которых направлена на определение стратегией развития деятельности технического комитета 207 (Future Vision Task Force), расширение участия развивающихся стран (Developing Countries Contact Group) и неправительственных организаций (NGO Task Group) в разработке стандартов ISO серии 14000; специальная группа занимается переводом стандартов на испанский язык.

В целом, система международных стандартов ISO серии 14000 становится все более глубоко проработанным, обширным наборов инструментов в области экологического менеджмента для предприятий и организаций самых разных направлений деятельности. На сегодня, серия ISO 14000 отражает опыт организаций-лидеров в области экологического менеджмента, при этом представляя собой общепризнанные подходы к организации природоохранной деятельности предприятий и организаций.

2.3. Системы экологического менеджмента

Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента". В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные - например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию "оценки жизненного цикла", которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к "постоянному улучшению" (continual improvement) системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений" (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных лиц, средства и сроки для достижения целей и задач.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана".

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

2.4. Цель введения стандартов серии ISO 14000

Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. В настоящей статье кратко описывается система стандартов ISO 14000, рассматривается необходимость и предпосылки ее внедрения, а также основные источники информации по проблеме.

Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента - environmental management system, EMS). Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область деятельности. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, (например, концепция "глобального управления качеством" - total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года.[3]

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

1.     Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций.

2.     Национальный - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

3.     Международный - через улучшение условий международной торговли.

3. Роль международных стандартов в бизнесе

3.1. Выживание бизнеса

Выживание бизнеса можно рассматривать в связи с разными факторами, в числе которых свободная торговля через границы, конкуренция в равных условиях, повышение рентабельности, повышение эффективности, уменьшение затрат и улучшение имиджа. Свободное перемещение товаров и услуг по всему миру без торговых барьеров, конечно же, горячее желание каждого производителя и поставщика.

Многие компании в разных странах мира рассматривают стандарты как ограничения, создающие потенциальные торговые барьеры. Однако задачей международных стандартов является не введение дополнительных торговых барьеров, а, наоборот, разрушение барьеров, создаваемых в настоящее время из-за разнообразия национальных стандартов.

В течение длительного времени стандарты тесно связаны с торговлей. Соглашения по формальной стандартизации облегчают жизнь покупателям и продавцам (товаров и услуг) во всем мире. Сегодня рынки становятся глобальными, и цепочки поставок могут пересекать границы многих стран. В деле создания более благоприятных условий для международной торговли могут помочь международные соглашения и стандарты, такие, как ISO 9000 и ISO 14001.

Доверие к экологической деятельности организации также стало фактором национальной и международной конкурентоспособности. Внедрение стандарта ISO 14001 и последующая сертификация могут облегчить процесс повышения конкурентоспособности, благодаря измерениям и нововведениям, ведущим к увеличению прибыли, более эффективным технологическим процессам, снижению затрат и созданию имиджа организации, вызывающего большее доверие.

Стандарт ISO 14001 предлагает на международном уровне общий, гармоничный подход к его применению всеми организациями. Для учета экологических вопросов при проектировании процессов или оборудования требует оценки всех аспектов продукции или услуг. Лишь с помощью внедрения системы экологического менеджмента организация сможет через некоторое время осуществлять мониторинг и управление этими аспектами. Другими словами, эффективная программа проекта с учетом экологических требований требует наличие системы экологического менеджмента.

Такие системы приносят пользу, поскольку помогают организации выполнить требования сложных (и часто неоднозначных) правил, гарантируя, что отчеты и заявки на получение лицензий будут представлены во время, и позволяют улучшить распространение в организации сведений об экологических требованиях. Наличие системы экологического менеджмента помогает компании защитить себя от правовой ответственности.

Предполагается, что создание такой системы дает организации инструмент, с помощью которого она сможет более эффективно и результативно управлять всей совокупностью своих источников и факторов воздействия на окружающую среду, а также приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными экологическими требованиями. Таким образом, возникновение экологического менеджмента является не только социально, но и методологически обоснованным.

Экологический менеджмент способен дать ключ и к грамотной организации производственного процесса в целом, а здесь речь идет прежде всего о стратегии развития бизнеса. Компания, осуществляющая стратегическое планирование без учета потребностей потребителя, т.е. в данном случае, пренебрегающая решением экологических задач, обречена столкнуться в ближайшем будущем с проблемой выживания в условиях конкурентной борьбы. [5]

3.2. Экология и конкурентоспособность

Одной из главных причин, почему компании неохотно внедряют новые экологические подходы, является незнание. Стандарт ISO 14001 помогает организациям проводить на объекте необходимый мониторинг и внедрять процедуры измерений, позволяющие измерять прямые и косвенные воздействия на окружающую среду. Например, сколько организаций знают точное количество процессов образования отходов, выбросов и сбросов и, отсюда, как они могут идентифицировать потенциальные участки, где возможно улучшение?

Неэффективность использования ресурсов в организации наиболее очевидна в случае неполной утилизации материалов и плохого управления технологическими процессами, что ведет к излишним отходам, дефектам и складированию материалов. Однако за жизненный цикл продукции возникает множество скрытых расходов. Например, упаковка, выбрасываемая дистрибьюторами или покупателями, является излишней тратой ресурсов и увеличивает расходы. Потребители несут дополнительные расходы, когда они используют продукцию, загрязняющую окружающую среду или неэффективно использующую энергию. Ресурсы теряются, когда продукцию, содержащую материалы, которые можно повторно использовать, выбрасывают или когда покупатели оплачивают (прямо или косвенно) утилизацию этой продукции.

Существует два главных подхода к техническим инновациям в области экологии. Первый - когда новые технологии и процессы минимизируют расходы на устранение загрязнения, как только оно происходят. Второй - когда новые технологии (и это правильный всесторонний подход к вопросу) обеспечивают устранение корневых причин действительных или потенциальных экологических проблем.

Усилия, направленные на экологическое улучшение традиционно связаны с учетом этих косвенных затрат. Они сосредоточены на непосредственном контроле загрязнения через усовершенствования методов его определения, обработки и удаления загрязняющих веществ или отходов, что часто является дорогостоящим подходом. Эта проблема обычно известна как контроль "на конце трубы" ("end of pipe"). Однако в последние годы более передовые компании стали придерживаться концепции принятия профилактических мер против загрязнения, иногда называемую "уменьшение источника" ("source reduction"), в которой делается попытка уменьшить загрязнение и воздействие на окружающую среду путем решения проблемы на ранних стадиях жизненного цикла продукции. Концепция "непрерывного улучшения", описанная в стандарте ISO 14001, способствует улучшениям на всех стадиях жизненного цикла продукции или услуги.

Как только была введена концепция систем управления качеством, многие организации увидели в этом лишь увеличение расходов. По мере приобретения знаний и опыта по работе системам качества (и ухода от старого бюрократического стиля), организации отказываются от старого образа мышления. Брак (в терминах качества) теперь рассматривается как признак неправильного проектирования продукции или процесса, а не как неизбежный побочный продукт производства. Компании прилагают усилия для встраивания системы качества в структуру всего процесса или оказания услуги. Аналогичным образом некоторые организации в настоящее время стремятся применить концепцию снижения воздействия на окружающую среду к каждому процессу или услуге.

Одной из главных причин, почему компании неохотно внедряют новые экологические подходы, является незнание. Стандарт ISO 14001 помогает организациям проводить на объекте необходимый мониторинг и внедрять процедуры измерений, позволяющие измерять прямые и косвенные воздействия на окружающую среду. Например, сколько организаций знают точное количество процессов образования отходов, выбросов и сбросов и, отсюда, как они могут идентифицировать потенциальные участки, где возможно улучшение?

Многие компании, внедрившие стандарт ISO 14001, нашли много возможностей экономии средств, в частности, в виде минимизации отходов, повышения эффективности использования энергии, уменьшения расхода воды и материалов.

3.3. Экологическая ответственность

Хотя вопросы управления экологическими рисками в стандарте подробно не рассматриваются, он может стать основой внутренней программы управления рисками и обеспечить рассмотрение экологических проблем в стратегическом ключе, а не в виде единовременной деятельности. Экологический менеджмент больше не является для организаций чем-то дополнительным, что они должны делать по причинам моральной или корпоративной ответственности - он составляет часть стратегии бизнеса каждой компании, помогающей ей получить конкурентные преимущества. Чем сильнее становится давление экологического законодательства удвоенной повышением осведомленности заказчиков и акционеров о потенциальных рисках, связанных с экологической ответственностью, тем все больший интерес мы видим к проблеме правовых, финансовых и коммерческих рисков, связанных с экологическими показателями деятельности организации.

Очевидно, что растет интерес к этим проблемам в финансовых кругах, вкладывающих деньги в бизнес. Это особенно верно для банков-кредиторов где существует прямой риск потенциальных убытков и возрастает кредитный риск. Co-operative Bank в Великобритании сделал недавно ряд заявлений, основной темой которых было провозглашение политики отказа в кредитовании тех компаний, которые наносят ущерб окружающей среде.

Правильно разработанная система экологического менеджмента позволяет эффективно находить возможности снижения затрат - другими словами, она стимулирует управленческие и/или технологические инновационные решения, снижающие общую себестоимость продукции или повышающие ее ценность. Эти улучшения позволяют компаниям использовать более продуктивно большой спектр ресурсов на входе: от сырья и энергии, до трудовых ресурсов. Таким образом, компенсируются расходы на уменьшение воздействия на окружающую среду. Часто при этом происходит активная инициализация мышления с позиции "здравого смысла", при котором иногда рождаются достаточно очевидные и простые решения экологических проблем.

Политики, лидеры бизнеса и специалисты по проблемам окружающей среды традиционно уделяют основное внимание "разовым" затратам на изменения воздействия на окружающую среду, и игнорируют более важные факторы, связанные с повышением производительности. Это ведет к тому, что организации сопротивляются разработке соответствующих нормативных актов и задерживают их внедрение, вместо того, чтобы, выполняя их, развивать новые технологии.

Установлено, что уменьшение загрязнения и воздействия на окружающую среду чаще всего увеличивает конкурентоспособность. Загрязнение окружающей среды часто представляет собой форму экономического расточительства. Когда отходы и вредные вещества, образующиеся в процессе производства, выработки электроэнергии, оказания услуг, выбрасываются в окружающую среду в виде загрязнения, это признак того, что ресурсы используются не полностью или неэффективно.

3.4. Экологическая сертификация

Сертификация, в качестве дополнения к стандарту, может рассматриваться как инструмент предназначенный для реализации экономической стратегии и достижения преимущества держателя сертификата в конкурентной борьбе - последнее особенно, так как на данном этапе "международной сертификации" пока не существует. Панацеей могла бы быть свободная конвертируемость сертификатов соответствия, которая могла бы устранить иногда возникающую необходимость получать сертификаты с множественной аккредитацией. Развивающиеся страны все чаще и чаще обращаются к процедуре проведения сертификации на соответствие требованиям стандартов, например, ISO 9000 и ISO 14001. Интересно отметить, что правительства в некоторых странах ощущают необходимость помогать своим малым и средним по размерам организациям вступить в ряды тех, кто прошел такого рода сертификацию, помогающую усилить их конкурентоспособность на мировых рынках.

Соответствие требованиям стандарта ISO 14001 для организаций, продающих товары или услуги на мировом рынке, будет все больше становиться преимуществом в конкурентной борьбе. Клиенты, участвующие в международных сделках, банки и страховые компании все чаще стали требовать общепризнанную сертификацию систем экологического менеджмента (EMS) на соответствие требованиям, например, стандарта ISO 14001, в качестве доказательства, что организации можно доверять в области экологической деятельности, с точки зрения непрерывного улучшения процесса решения экологических проблем. Некоторые организации постоянно работают со своими поставщиками, постепенно подводя их к внедрению системы экологического менеджмента. Некоторые пошли дальше и требуют, чтобы все их поставщики получили сертификаты соответствия требованиям стандарта ISO 14001 в заданные сроки. Ярким примером этого является Rover Group (производители транспортных средств) в Великобритании.

Новые поставщики могут получить преимущества, предусмотрительно получив сертификат соответствия требованиям стандарта ISO 14001. Это может быть превосходным и признанным на международном уровне средством демонстрации своей благонадежности в области экологии (отсюда меньше риск для клиентов). Благодаря этому клиенту не нужно тратить время и ресурсы на самостоятельное изучение поставщика с точки зрения доверия к нему в экологической сфере.

Законодатели (в частности, в Великобритании и США) все еще расценивают значение сертификации в том, что она уменьшает степень их участия в экологическом контроле некоторых производств. Разумно предположить, что если в организации есть система экологического менеджмента, прошедшая аккредитованную сертификацию, то груз правовой ответственности для такой организации будет меньше, чем для организации, не имеющей официально признанного экологического менеджмента. Следовательно, надзорные органы будут иметь большую уверенность в том, что организация будет продолжать соблюдать законы, а в случае нарушения законодательства предпримет надлежащие и своевременные действия. Согласно неофициальным данным это даже может привести к уменьшению в будущем числа инспекций организаций, сертифицированных по стандарту ISO 14001, представителями надзорных органов.

Таким образом, очевидно, что сертификация может способствовать усилению позиций в конкурентной борьбе, уменьшению числа аудиторских проверок клиентов, уменьшению объема отходов/потребления энергии, лучшего процесса коммуникаций внутри организации, улучшению экспортных возможностей, улучшению мотивации персонала. [10]

3.5. Экологический менеджмент: неиспользуемые возможности

 За последнее десятилетие в мировой практике произошли глубокие качественные изменения в подходах к решению экологических проблем и, в первую очередь, проблем, связанных с производством товаров и услуг. В течение 90-х годов подавляющим большинством ведущих промышленных компаний за рубежом достигнуты и продемонстрированы существенные результаты в области уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции. Экологическая деятельность, как одна из составляющих сбалансированного развития, становится все более экономически оправданной, позволяя предприятиям использовать связанные с ней разнообразные прямые и косвенные преимущества и выгоды. В Декларации Совета предпринимателей по устойчивому развитию подчеркивается, что достигнутые успехи “помогут стимулировать предпринимательскую деятельность, так как способны обеспечить преимущества в конкурентной борьбе и создать новые возможности для предпринимательства. Но для этого необходимо внести серьезные изменения в корпоративные отношения и использовать новые методы в осуществлении предпринимательской деятельности”. [9]

Существо происходящих качественных изменений в подходах к решению экологических проблем заключается в постепенном отказе от преобладания традиционных административно-командных методов управления и переходе в основном к современным рыночным механизмам экологического регулирования. Характерными особенностями данного процесса являются:

- возрастание экологической ответственности предприятий, вследствие общемировой тенденции к сокращению вмешательства государства в экономику, стимулирования частной инициативы и создания глобальных рынков;

- переход предприятий от пассивной позиции в решении экологических проблем, определяемой требованиями государственного экологического контроля, к активной позиции, в значительной степени определяемой собственными целями и задачами;

- расширение границ инициативной экологической деятельности предприятий; перенос приоритетов в действиях с “конца трубы” (очистка сточных вод, отходящих газов, размещение и удаление отходов) непосредственно на источники образования отрицательного воздействия на окружающую среду (использование ресурсов, технологические процессы, организация производства);

- установление прямой взаимосвязи экологической деятельности с возможностями привлечения инвестиций, развитием производства, экономией и сбережением ресурсов, снижением потерь, повышением качества продукции и ее конкурентоспособностью;

-     максимальное использование беззатратных и малозатратных методов и средств для решения экологических проблем; активизация внутренних неиспользуемых резервов и возможностей;

-     открытая демонстрация предприятием экологических целей, задач и достигнутых в соответствии с ними результатов, включая и отрицательные результаты;

-      активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами (от инвесторов, акционеров и деловых партнеров до потребителей, общественности и конкурентов).

Разнообразная инициативная экологическая деятельность предприятия (ее организация и демонстрируемые результаты) все чаще рассматривается в качестве своего рода современной продукции, которая может быть выгодно реализована совместно с основной производимой продукцией или услугами. При этом предприятие самостоятельно принимает решение о производстве данной продукции и выделении необходимых для этого ресурсов и средств. Имитация производства или производство некачественно продукции может принести здесь временные ограниченные выгоды, но в целом является бесполезным, а зачастую негативным фактором на рынке в долгосрочной перспективе. Современная экологическая деятельность также начинает приобретать свойства не только товара, но и капитала, например, создавая дополнительные возможности для увеличения акционерной стоимости предприятия.

На сегодня характерны недопонимание и недооценка происходящих изменений в подходах к решению экологических проблем, вплоть до полного игнорирования таких изменений, либо их крайнего упрощения и сведения к формальному выполнению ряда общих требований. Подобная позиция ведет (в ряде случаев уже приводит) к неизбежным упущенным экономическим возможностям и прямым потерям, как для отдельно взятых промышленных компаний, так и для страны в целом. Например, появление все большего числа явных и неявных ограничений и соответствующих потерь для украинских производителей на международных товарных и финансовых рынках. Подобные ограничения во многих случаях связываются с отсутствием декларирования и демонстрации намерений, планов и результатов деятельности предприятий в области экологического менеджмента, осуществляемой, например, в соответствии с положениями международных стандартов серии ISO 14000 серия ГОСТ Р ИСО 14000.

Развитие экологического менеджмента становится общепризнанным путем практического решения экологических проблем, в первую очередь проблем, связанных с производством и потреблением товаров и услуг. Уже в “Повестке дня на XXI век”, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г., подчеркивается, что “экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства”. Деятельность в области экологического менеджмента в настоящее время нашла широкое практическое развитие во всех промышленно развитых и многих развивающихся странах. С ней связываются наиболее значительные достижения в решении экологических проблем промышленного производства за последние годы.

Экологический менеджмент можно определить как процесс и результат инициативной деятельности экономических субъектов, направленной на последовательное улучшение в достижении их собственных экологических целей и задач, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики.

Где, экологическая политика - совокупность основных принципов, обязательств и намерений деятельности предприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов.

Обобщение существующего практического опыта позволяет выделить ряд принципиальных различий между традиционным экологическим управлением и экологическим менеджментом, определяющих новизну и особенности последнего.

Следует подчеркнуть, что экологический менеджмент не отменяет и не заменяет существующее государственное и производственное административное экологическое управление, а дополняет его, являясь самостоятельной инициативной деятельностью предприятия. В целом экологический менеджмент принято рассматривать не только как рыночный инструмент, способствующий развитию производства и получению дополнительной прибыли, но и как наиболее характерное и значимое проявление современной промышленной экологической культуры, культуры предпринимательства и рынка.

Заключение

Возрастающие возможности для стандартизации подразумевают, что отношения между поставщиками и потребителями характеризуются определенным уровнем доверия в отношении качества продукции или услуги. Это доверие, среди прочего, может основываться на сертификации, которая дает оценку соответствия товаров, услуг или организации требованиям конкретных стандартов.

Существуют обоснованные причины с точки зрения бизнеса для развития систем экологического менеджмента. Негативные настроения заставляют компании противодействовать экологическим стандартам, которые могут повысить их конкурентоспособность. Но всегда найдутся конкуренты, настроенные на упреждающую позицию в отношении экологических проблем - эти компании станут победителями в 21м веке. Политики, организации, и руководители должны преодолеть старое отношение, которое может сохраняться длительное время и привести в долгосрочной перспективе к большим проблемам. Они должны начать осознавать, что экологическое улучшение - это экономические и конкурентные преимущества, которых можно легко добиться, внедрив и сертифицировав систему экологического менеджмента по стандарту ISO 14000.

Конечно, сертификация на стадии внедрения предполагает расходы, в основном из-за новых процедур, проведения испытаний, инспектирования и аудитов. Больше недостаточно просто иметь ресурсы. Продуктивное использование ресурсов - вот что повышает сегодня конкурентоспособность. То, каким образом промышленность решает экологические проблемы, может в будущем стать главным индикатором ее общей конкурентоспособности. Сертификация по стандарту ISO 14000 может стать ключевым фактором.

Список использованных источников

1. ISO14000 Официальные документы

2. В.Н. Виниченко, Т.В. Гусева, С.Ю. Дайман, Я.П. Молчанова, Е.В. Пашков, Л.М. Разумова, А.Е. Хачатуров Экологический менеджмент Русско-английский глоссарий дополненное и переработанное издание - 2003г

3. Материалы международной конференции Москва, 15-16 ноября 2001 г.

4. М.В.Хотулева, Е.А.Заика, Я.П.Молчанова, С.Ю.Дайман. Общественная экологическая экспертиза: вчера,сегодня, завтра

5. Презентация на 3-ей ежегодной конференции по системам охраны окружающей среды и стандартам ISO 14000. Дубаи, 14-17 Февраля 1998 г.

6. ПРИКАЗ от " 16 " мая 2000 г. № 372 Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ

7. С.В. Макаров, Т.В. Гусева. Экологический менеджмент

8. Cерия стандартов ISO14000

9. С.В. Макаров Экологический менеджмент: неиспользуемые возможности

10. С.Ю. Дайман Системы экологического менеджмента в Российской Федерации: от информирования заинтересованных сторон к внедрению и сертификации

11. Т.В. Гусева, А.Е. Хачатуров, С.В. Макаров, Е.А. Заика, М.В. Хотулева Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности

Опубликовано:
11.01.2024

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.