Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Законодательство

Понятие и виды экологических преступлений

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее акту¬альных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачива¬ется естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здо¬ровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Введение

Специфика экологических преступлений заключается в том, что они не только представляют опасность в рамках одной страны, но и затрагивают интересы мирового сообщества.

На сегодняшний момент в России происходит процесс осознания ответственности за загрязнение окружающей среды. Но темпы развития этого процесса чрезвычайно малы по ряду причин.

Одна из причин - продолжающаяся стабилизация экономики: заинтересованность собственников хозяйственной деятельности в увеличении объемов продукции, завоевание рынков сбыта, получение сверхприбылей сейчас, без оглядки на экологическую безопасность. Управление экологической и экономической сферами осуществляется в отрыве друг от друга.

Здесь можно отметить, что на этапе развития экономики, когда наша продукция выходит на мировой рынок, западные партнеры устанавливают свои экологические требования. Например, критерием отбора поставщиков для многих предприятий за рубежом является обязательность наличия системы экологического менеджмента, сертифицированной по международным стандартам.

Следующей причиной является несовершенная, с точки зрения платежей, система учета влияния хозяйствующего субъекта на окружающую среду. Западные аудиторы отмечают жесткость оценочной системы предельно допустимых концентраций (ПДК), ОБУВ и иных показателей, достижение которых иногда практически неосуществимо (которые, к тому же, не гарантируют экологическую безопасность для населения). Это и приводит к тому, что реальное загрязнение (равно как и налоги) предприятия стремятся скрыть, что приводит к «непрозрачности» экологии.

Существенным шагом  в  области  охраны  окружающей  природной  среды,  стало принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993  года  Конституции  РФ,  в которой появилась статья, полностью посвященная экологическим правам  граждан РФ. Статья 42 Конституции Российской Федерации декларирует  следующие  права граждан:  «Каждый  имеет  право  на   благоприятную   окружающую   среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение  ущерба,  причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В дальнейшем был принят еще ряд законов  направленных  на  обеспечение экологически  безопасного  существования  граждан:  Федеральный  закон   «Об использовании атомной энергии»  от 21 ноября 1995 г.;  Федеральный  закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. и ряд других законов.

Принятие закона - это существенный шаг вперед. Но без четкого механизма исполнения этого закона, закон будет иметь декларативный  характер.  Поэтому за  совершение  экологических   правонарушений   предусмотрена   юридическая ответственность,  т.е.  за   экологические   правонарушения   наступают   неблагоприятные последствия для нарушителя.

Уголовному праву, устанавливающему ответственность за наиболее общественно опасные посягательства в сфере экологии, среди других правовых мер борьбы с правонарушениями в этой области принадлежит значительная роль. В настоящее время в УК РФ действует около двух десятков уголовно-правовых норм об охране природы.

Цель курсовой работы – изучить понятие экологические преступления и их виды, выявить проблему уголовной ответственности за экологические преступления.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

  • определить понятие и сущность экологических преступлений;
  • охарактеризовать и систематизировать виды экологических преступлений;
  • изучить степень уголовной ответственности за данные преступления с опорой на УК РФ.

Глава 1. Общая характеристика экологических преступлений

1. 1 Понятие и сущность экологических преступлений                                                                                                     

Уголовный кодекс РФ 1996 г. впервые в истории уголовного законодательства нашей страны выделил самостоятельную главу «Экологические преступления», поместив ее в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Таким образом, законодатель определил родовой объект экологических преступлений с учетом их специфики: экологическая общественная безопасность и экологический общественный порядок.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. От 14 марта 2009г.) (далее Закон об охране окружающей среды) окружающая среда – это совокупность природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Российское законодательство в области охраны окружающей среды, в том числе уголовное, призвано обеспечить экологическую безопасность общества, под которой ст. 1 Закона об охране окружающей среды понимает состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможно негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Охрана окружающей среды в широком смысле слова – это деятельность органов власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В настоящее время действует более 300 международных соглашений по охране окружающей среды. В них предусмотрены как деликты, ответственность за которые несут государства, так и международные уголовные преступления физических лиц, например, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, радиоактивными и другими опасными веществами в результате деятельности человека. Активно осуществляется двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды России с Норвегией, Финляндией, Данией, Германией, Францией, Канадой, Великобританией, США и другими странами. Такое сотрудничество необходимо для обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранительного законодательства.

Такое понятие как экологические преступления в действующем УК нет. Между тем формулирование его значимо для достижения многих важных целей. Научный анализ  понятия экологических преступлений является исходным моментом решения по существу всех вопросов уголовной ответственности в сфере охраны природы.

 Представление совокупной общественной опасности экологически вредных деяний необходимо для правильного определения их круга, выделения правонарушений, которые следует признать преступными. Отсюда - правильное понимание экологического преступления служит методологической базой нормотворческого процесса.

Более точное понятие экологического правонарушения дает М.М. Бринчук. Это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие) совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Поскольку среди ученых мнения по поводу объекта преступления против природы различны, то неодинаковы и их определения. Если объект обозначается как отношения собственности на природные ресурсы, рассматриваемые преступления характеризуются как «предусмотренные уголовным законом общественно опасные, виновные воздействия на природный ресурс, выразившиеся в его захвате (завладении), повреждении (порче), уничтожении (истреблении)».

Концепция экологических преступлений предполагает в первую очередь освещение понятия экологических отношений. Они образуют единство трех направлений человеческой деятельности: по консервативной охране природы; рациональному использованию ее богатств как одному из способов охраны; сохранению надлежащих качественных природных условий жизнедеятельности человека (защита от загрязнения, отравления окружающей среды, шумового, вибрационного, теплового воздействия и т.п.), включая обеспечение экологической безопасности, улучшение и воспроизводство природных сред.

Выделение в самостоятельную главу Кодекса экологических преступлений обусловлено в первую очередь:

  • многочисленными нарушениями природоохранительного законодательства, что сделало необходимым создание системы экологического уголовного законодательства, обеспечивающей защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств;
  • международными договорами в области охраны окружающей среды, задачей которых являются обеспечение всеобщей экологической безопасности и развитие международного природоохранительного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений.

Общественная опасность предусмотренных в главе 26 УК РФ преступлений состоит и в том, что они посягают на человека через природу, посредством уничтожения или качественного ухудшения биологической основы его существования. Экологические преступления, кроме того, нарушают закрепленное в ст.42 Конституции Российской Федерации право человека на здоровую окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с Конституцией РФ был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», в котором четко определены требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст.38), при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники (ст.41), при обращении с отходами производства и потребления (ст.51) и в других сферах.

Эколого-правовая ответственность как правовой институт представляет собой систему юридических норм, обеспечивающих порядок  применения и реализацию принудительных мер воздействия к правонарушителю. Особенностью данного правового института ответственности является его комплексность. В систему норм юридической ответственности за экологические правонарушения входят нормы различных отраслей права: земельного, лесного, водного, горного, природоохранного, административного, гражданского, уголовного и др.

Нормативная база Российской Федерации об охране окружающей среды обширна и многообразна. Экологическое законодательство только на федеральном уровне содержит более 800 законодательных и других нормативных актов.

Глава Кодекса «Экологические преступления» содержит 17 статей, предусматривающих ответственность как за посягательства на окружающую природную среду в целом (ст. 246-248, 262), т.е. носящие общий характер, так и за специальные экологические преступления, т.е. посягающие на отдельные объекты (компоненты, составные части) природы (ст. 249-261).

Несмотря на защиту и оздоровление окружающей природной среды, влияние на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением отходов и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы и природных водных объектов. Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах Российской Федерации.

Примером экологических проблем в Санкт-Петербурге является состояние атмосферного воздуха. Основными и постоянными источниками загрязнения воздушной среды считаются транспортные атомные энергетические установки Балтийского завода, Ленинградская атомная электростанция, исследовательские реакторы Центрального НИИ им. Крылова. Наибольшую опасность для жителей города представляют предприятия, в результате деятельности которых происходит выброс (сброс) радиоактивных веществ в окружающую среду и накопление радиоактивных отходов. Проблема утилизации, переработки, уничтожения и захоронения токсичных отходов остается одной из самых острых. В Санкт-Петербурге к территориям с повышенным уровнем радиации принадлежат, например, Красносельский и Пушкинский районы.

Экологический порядок означает правильное, налаженное выполнение экологических правил, в том числе и правил рационального использования природных ресурсов. Экологическая безопасность предполагает защищенность как населения, так и окружающей среды в целом или ее компонентов от возможного причинения вреда, в том числе предусмотренного нормами уголовного закона.

Важным признаком экологических преступлений является предмет, в качестве которого выступают различные компоненты природной среды (дикие животные, птицы, рыба и т.д.). Эти компоненты природной среды не обособлены предшествующим человеческим трудом от природных условий своего существования, находятся в состоянии естественной свободы (например, дикорастущий лес, рыбы в естественных водоемах), а потому не являются имуществом. Предметом экологических преступлений могут быть так же элементы природной среды, хотя и аккумулирующие в себе определенное количество человеческого труда, но остающиеся в природной среде или внесенные в нее для выполнения восстановительных функций (например, искусственно выращенные и выпущенные в водоемы мальки рыб). Именно по предмету экологические преступления отличаются от преступлений против собственности.

Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. В ряде составов указаны признаки специального субъекта, т.е. лица, в обязанности которого нормативными правовыми или правоприменительными актами, по договору или иному уполномочию включаются: выполнение определенных действий, по организации работ, контролю, принятию мер безопасности в связи, с использованием, окружающей среды или оказанием на нее антропогенного воздействия либо установлен специальный порядок деятельности в целом в силу должностного положения лица, или данного ему служебного поручения Признаками специального субъекта могут характеризоваться и граждане, осуществляющие отдельные виды сельскохозяйственной деятельности, оказывающие определенные услуги, например по транспортировке животных.

Мотивы и цели не включены законодателем в число обязательных признаков экологических преступлений. Однако они должны учитываться при решении судом вопроса о виде и размере наказания в пределах санкции.

В Российском законодательстве сформулировано большое количество составом экологических правонарушений: материальные, формальные и поставленные в опасность; общие и специальные; основные и дополнительные. Наличие признаков состава экологического правонарушения в деянии лица является основанием ответственности наряду с виной и содержащей запрет правовой нормы. Материальными являются ряд квалифицированных составов преступлений (ст. 250, 251, 252, например).

В уголовно-правовых нормах об охране природы противоправность выражена в законе различным путем: путем прямого указания на незаконный характер действий в диспозиции норм (ст. 246, 248, 249, 251, 253, 255 УК РФ), в их названии (ст. 256, 258, 260 УК). Она вытекает из определения преступления как нарушения специальных правил (ст. 262, 257, 254 УК). Сознает виновный противоправность действий и в том случае, когда до совершения преступления он специально извещался о незаконности соответствующего поведения, при применении мер административного воздействия за аналогичный преступлению проступок.

Особенностью законодательного формулирования составов экологических правонарушений является бланкетность их диспозиций. Поэтому лицам, применяющим нормы об ответственности, следует обращаться к специальным экологическим законодательным и иным нормативным правовым актам. При правоприменении следует также уделять внимание установлению и определению размеров причиненного вреда (ущерба и упущенной выгоды) – для материальных составов экологических правонарушений.

1.2 Объективные и субъективные признаки экологического преступления

Состав экологического преступления (как и любого другого) включает в себя четыре элемента:

  • объект преступления,
  • объективная сторона,
  • субъективная сторона,
  • субъект.

Объективная сторона экологических преступлений характеризуется общественно опасным действием или бездействием, противоречащим правилам, устанавливающим порядок безопасного воздействия на окружающую природу при производстве определенных работ или совершении иных действий.

Вторым объективным признаком родового состава экологических преступлений является наступление вредного последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, материального или иного ущерба экологии.

Третий объективный признак - причинная связь между допущенным нарушением правил воздействия на среду обитания и наступившим последствием. Установление наличия причинной связи по делам этой категории представляет известную сложность и требует проведения соответствующей экспертизы.

Концепция экологических преступлений предполагает в первую очередь освещение понятия экологических отношений. Они образуют единство трех направлений человеческой деятельности: по консервативной охране природы; рациональному использованию ее богатств как одному из способов охраны; сохранению и восстановлению надлежащих качественных природных условий жизнедеятельности человека (защита от загрязнения, отравления окружающей среды, шумового, вибрационного, теплового воздействия и т.п.), включая обеспечение экологической безопасности, улучшение и воспроизводство природной среды и ее ресурсов.

С позиций изложенного, родовым объектом экологических преступлений являются отношения в области обеспечения общественной безопасности и здоровья населения, поскольку глава 26 «Экологические преступления» помещена в УК РФ в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

Видовым объектом, который следует выделять как один из элементов кодификации Особенной части УК, следует считать охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения по охране отдельных видов природных богатств, их рациональному использованию и обеспечению экологической безопасности населения. Например, объектом незаконной охоты являются отношения по охране и рациональному использованию диких зверей, птиц и иных животных, а объектом загрязнения водоемов и воздуха - отношения по охране вод и атмосферы и обеспечению экологической безопасности населения.

Предметом же экологических преступлений в широком смысле слова выступает природная среда в целом, поскольку все ее составные части находятся между собой во взаимодействии и во взаимосвязи и составляют единую экосистему, а в пределах конкретных участков суши или водоемов образуют единую общность организмов, растительности и т.п. - биоценоз. Причинение вреда одной из частей экосистемы немедленно отражается на состоянии других.

В более узком смысле предметом конкретных преступлений являются природные ресурсы: земля, ее недра, атмосфера, внутренние воды и воды открытого моря, животные, растительность.

В отдельных случаях в качестве предмета преступного воздействия предусматриваются редкие и достопримечательные ресурсы живой и неживой природы: природные ландшафты, урочища, ущелья либо единичные объекты природы - скалы, деревья, водоемы и др. (ст. 248 УК РФ).

Предмет преступления - это признак состава, который чаще всего используется для определения объекта экологического преступления. С установления предмета обычно начинается процесс выяснения характера посягательства и способов его воздействия на определенный объект. Однако, поскольку одни и те же элементы природной среды могут быть вовлечены в орбиту различных общественных отношений, необходимо выяснить социальную роль предмета посягательства.

Так, по-разному будет квалифицирован незаконный вылов рыбы в реке и в товарном прудовом хозяйстве. В первом случае это будет незаконная добыча водных животных или попросту рыбное браконьерство (ст. 256 УК), во втором - хищение. Поэтому в экологических преступлениях предмет посягательства всегда следует рассматривать в связи с объектом и наряду с ним. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому наносится ущерб, порождает ошибки, путаницу в квалификации преступления.

Объективная сторона охватывает действия (бездействия), состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности; наступление предусмотренных законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека); причинную связь между ними.

В предусмотренных законом случаях в объективную сторону включаются место, время, обстановка, орудия, способы, методы со­вершения экологического преступления. Например, состав административно-наказуемой охоты определяется охотой в а) запре­щенное время, б) в запрещенном месте, в) без разрешения, г) запрещенными орудиями и способами квалифицируется как (ст.201.2 КоАП РФ; ст.256 УК РФ), а охота а) с причинением крупного ущерба, б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; г) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; д) на территории заповедника, заказника либо в зоне  чрезвычайной экологической ситуации входит в состав уголовного преступления (Ст. 258 УК РФ).

Субъектами экологического преступления могут быть лишь физические лица, в то время как субъектами экологического правонарушения – как физические, так и юридические лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а так­же иностранные организации и граждане.

Думается, надо различать субъекты преступления и субъекты ответственности. Административным, гражданским, тру­довым законодательством, например, предусмотрена ответственность 3-х лиц за действия или события, к которым они объективно не причастны. Так, административная ответственность может быть возложена на родителя за действия несовершеннолетних детей, граж­данско-правовая - на перевозчика грузов или владельца источника повышенной опасности, дисциплинарная - на начальника за дей­ствия подчиненного.

Субъектом уголовной, дисциплинарной, материальной ответствен­ности по действующему законодательству могут быть только физи­ческие лица.

Субъектом административной и гражданско-правовой ответствен­ности - как физические, так и юридические лица.

С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и неосторожная. Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность - в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия). Так, незаконная охота (Ст. 258 УК РФ), незаконная добыча водных животных и растений (Ст. 256 УК РФ), незаконная порубка деревьев и кустарников (Ст. 260 УК РФ), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (Ст. 259 УК РФ) совершаются умышленно. Другие, как например, уничтожение или повреждение лесов – в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (Ст. 261 УК РФ)  – только по неосторожности. Ряд деяний, как например, загрязнение природной среды (ст. 77 КоАП, ст. 251, 252 УК), нарушение правил охраны и использования недр (ст.255 УК РФ) могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

При этом мотивы и цели умышленных экологических преступлений могут быть самыми различными и, как правило, в качестве признаков соста­ва преступления не указываются, но могут учитываться при на­значении наказания в качестве отягчающих или смягчающих об­стоятельств.

Действующим законодательством предусмотрено, что админис­тративная и уголовная ответственность физических лиц за эколо­гические преступления наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства они несут с 15 до 18 лет ограниченную ответственность, а с 18 лет - полную, т.к. с этого возраста лицо становится полностью дееспособным.

Каких-либо возрастных ограничений относительно возможнос­ти возложений дисциплинарной и материальной ответственности на лиц, находящихся в трудовых отношениях с работодателями, не предусмотрено.

Анализируя объективную сторону составов экологических преступлений, следует иметь в виду следующее:

  1. Анализ уголовно-правовых норм об охране природы показывает, что в законодательстве используются различные технико-юридические приемы описания общественно опасного действия или бездействия. Иногда перечень и характер общественно опасных деяний точно и исчерпывающим образом указан в самом тексте закона. Например, в ст. 261 УК указывается на уничтожение или повреждение лесных массивов путем неосторожного обращения с огнем или поджога, либо иными общественно опасными способами, либо путем загрязнения.
  2. Согласно действующему закону только основное последствие (в некоторых случаях и возможность его наступления - ч. 1 ст. 247 УК) является признаком объективной стороны состава. Если оно не наступило, уголовная ответственность за оконченное преступление исключается.
  3. Экономический вред причиняется материальным интересам природопользователя. Такой вред может быть причинен, в частности, рыбному, лесному, сельскому хозяйству.
  4. Экологический вред причиняется отношениям по охране природы и обеспечению экологической безопасности. Он проявляется в загрязнении, истощении природной среды, разрушении ее экологических связей.

На мой взгляд, с субъективной стороны ряд экологических преступлений характеризуется умышленной виной (ст. 256, 258 УК РФ). Некоторые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности (например, ст. 250, 251, 257, 261 УК), другие - только по неосторожности (например, ст. 247, ч. 3, 248, ч. 2, 249).

Мотивы и цели умышленных экологических преступлений для квалификации значения не имеют, но учитываются при назначении наказания.

Представляется, что в тех случаях, когда правила охраны природы нарушаются умышленно и само деяние является преступлением, а отношение к последствиям этих преступлений неосторожное, можно говорить о наличии двух форм вины при совершении преступления (например, ч. 3 ст. 251, ч. 3 ст. 252 УК). Причем отношение к деянию (первому преступлению) у лица должно быть умышленным, а к его последствиям - только неосторожным.

В тех же случаях, когда законодатель специально не указывает на две формы вины, описывая преступление, вина определяется, исходя из отношения виновного к признаку состава, концентрирующему в себе общественную опасность преступления. В формальных составах - это деяние, в материальных - его последствия. Каково отношение к последствиям, такова и форма вины в целом при совершении данного преступления. Например, лицо умышленно производит сброс загрязняющих веществ в реку, рассчитывая, что такое количество загрязняющих веществ не может повлечь существенного вреда рыбным запасам или здоровью людей. Однако вследствие взаимодействия сбросов с другими загрязнителями в реке такие последствия наступили (ч. 2 ст. 250 УК, например).

Глава 2.  Классификация экологических преступлений

Вступивший в силу с 1 января 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации впервые в истории уголовного законодательства нашей страны содержит самостоятельную главу «Экологические преступления». К числу экологических преступлений были отнесены такие общественно опасные деяния, которые посягают на экологический правопорядок и экологическую безопасность общества.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем УК РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию, и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные и дополнительные.

Специальные экологические составы (их 17) сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл.26), которая помещается в раздел IX «Преступления против общественной безопасности».  Условно данные составы можно классифицировать по нескольким группам – соответственно объекта охраны окружающей среды:

Посягательства на общественные отношения в области рационального использования и сбережения земли и ее недр. Это – порча земли, нарушение правил охраны и использования недр (ст.254, 255 УК).

Также составы экологических проступков в основном сконцентрированы в главе 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования», в главе 7 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель». Обычно главным критерием при классификации административных экологических проступков выступает объект посягательства.  К этой группе относятся такие правонарушения как: земельные (ст. 8.6-8.8 КоАП РФ «Порча земель», «невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению», «Использование земель не по целевому назначению»); горные (ст. 8.10 КоАП РФ «Нарушение требований по рациональному использованию недр, ст8.11 «Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр»).

Степень опасности преступлений данной группы неоднородна, как неоднородны посягательства на перечисленные (компоненты) окружающей природной среды. Все эти преступления отнесены законодателем к числу преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и только порча земли, повлекшая по неосторожности смерть человека, отнесена к преступлениям средней тяжести (ч.3ст.254 УК). Следовательно, эти преступления характеризуются приблизительно одинаковой степенью опасности.  Порча земли способна причинить вред здоровью людей, животному миру, лесам, влечет значительные экономические убытки.

Предмет преступления - земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.

Самые распространенные способы порчи земли - это отравление и загрязнение. Под отравлением имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате, которого земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов, и пользование ею может вызвать их гибели. Под загрязнением следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества, превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

Вред окружающей среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций.

Нарушение правил охраны и использования недр.

Данное преступление посягает на отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Предмет преступления - содержимое недр: полезные ископаемые, добыча и использование которых природопользователями требуют специального разрешения, в том числе уголь, нефть, руды, драгоценные металлы и драгоценные камни.

Субъект преступления - лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, эксплуатацию объекта.

Права и обязанности пользователей, основания права пользования, сроки, виды работ, места пользования, виды полезных ископаемых, которые разрешены к пользованию, и прочие условия оформляются специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Наиболее характерными нарушениями правил охраны и использования недр, влекущими уголовную ответственность, следует считать: самовольное использование недр без разрешения при строительстве, размещении, эксплуатации горнодобывающих предприятий; разработку недр за пределами горного отвода, предоставленного пользователю; осуществление таких видов пользования недрами, которые не указаны в лицензии; добыча полезных ископаемых сверх установленного в лицензии объема. Нарушением будет и использование недр по лицензии, полученной незаконно, поддельной или просроченной; выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых; нарушения, приводящие к порче месторождения; приведение участков земли и других природных объектов при пользовании недрами в состояние, не пригодное для их дальнейшего использования.

Охрана водных отношений. Это – загрязнение вод, загрязнение морской среды, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.250, 252, 253 УК); водные (ст.8.12 -8.16 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за многие нарушения правил водопользования, повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации, а также за невыполнение правил ведения судовых документов); посягательства на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ (ст.8.17-8.20 КоАП РФ, где предусмотрены составы, посягающие на ресурсы и порядок деятельности на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, внутренних морских водах и территориальном море РФ).

Загрязнение морской среды.

Экологическая опасность этого преступления выражается в возможности причинения вреда здоровью людей, гибели, уничтожения либо повреждения морской фауны и флоры, лишения граждан возможности пользоваться морскими зонами отдыха и другими правомерными видами пользования морской средой.

Правовую базу, обеспечивающую безопасные условия пользования морскими водами, образует ряд международных актов, ратифицированных СССР и Россией, и законодательство РФ. Основными из них являются Женевская конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и др.

Местом совершения преступления является морская среда: внутренние моря Российской Федерации, территориальное море, открытое море.

В качестве источников загрязнения ст. 252 УК называет береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения.

Субъектом преступления могут быть капитаны и другие члены российского или находящегося в водах Российской Федерации иностранного судна, иного плавучего средства либо работники платформ, иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входило недопущение сбросов в море вредных веществ; командиры воздушных судов, а также работники береговых предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, и иные лица, по чьей вине произошло загрязнение морской среды.

Защита растительного мира (флоры). Это – незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений правил, незаконная добыча водных растений (ст.249, 256, 260, 261 УК РФ), (ст.8.24-8.32., ст.10.1-10.3 КоАП РФ).

Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.

Преступление заключается в нарушении ветеринарных правил, повлекшем эпизоотию или иные тяжкие последствия (нарушения, не имеющие указанных последствий, наказываются в административном порядке).

Нарушение правил может быть совершено как путем действия (продажа больного скота или мясопродуктов, ввоз больных животных в Российскую Федерацию, выгон больного скота в общее стадо и т. п.), так и путем бездействия (невыполнение профилактических мероприятий, невоспрепятствование сбыту зараженной инфекционными болезнями продукции, непринятие мер по уничтожению больных животных и др.).

Обязательным условием возникновения уголовной ответственности является наступление последствий в виде эпизоотии.

Незаконная добыча водных животных и растений

Предмет преступления образуют только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии. Рыба, другие водные животные, выращиваемые рыбозаводами, рыбхозами, колхозами в специально устроенных или приспособленных водоемах; рыба, добытая этими организациями или хотя бы находящаяся еще в сетях и иных ловчих устройствах, может быть предметом хищения чужого имущества, так как в этих случаях предмет посягательства обособлен трудом добытчика от естественной природной среды и приобрел качество товара.

С объективной стороны преступление выражается в незаконной добыче. Незаконной признается добыча без разрешения, в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами (Конвенция о биологическом разнообразии, Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире» и др.).

Как показывает обобщение судебной практики, экологический вред, как правило, не учитывается. Суды исходят в основном из стоимостного и количественного критериев, что искажает истинные размеры причиненного природной среде ущерба и квалификацию содеянного.

Незаконная порубка деревьев и кустарников.

Преступление посягает на общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности.

Отношения по поводу использования и охраны лесов лесного фонда регулируются Лесным кодексом РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ, правовыми актами Правительства РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также земельным законодательством.

Субъект преступления - лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 ст. 260 УК), и любое другое лицо. Под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т. п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющих пользование лесным фондом или производящих какие-либо работы.

Уничтожение или повреждение лесов

Преступление посягает на отношения по охране лесов. Предмет преступления - леса и насаждения, не входящие в лесной фонд.

С объективной стороны преступление может быть совершено как действием (поджог, выброс в лес загрязняющих веществ), так и бездействием (непринятие мер пожарной безопасности в лесах при использовании источников повышенной опасности).

Пожарная безопасность регламентируется Федеральным законом от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и «Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации». Санитарные правила в лесах Российской Федерации утверждены приказом Рослесхоза от 15.01.98 № 10.

Источники повышенной пожарной опасности разнообразны: линии электропередачи, транспортные средства, легковоспламеняющиеся вещества и др. Так, Правилами пожарной безопасности запрещается использовать машины и трактора без искрогасителя на выхлопной трубе, предписывается принимать необходимые меры безопасности при корчевании пней с помощью взрывчатых веществ.

Преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны животного мира и атмосферного воздуха. Это незаконная добыча водных животных, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил, нарушение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, загрязнение атмосферы (ст.249, 251, 256-259); посягательства на атмосферный воздух (ст.8.21-8.23 КоАП РФ).

Загрязнение атмосферы

Загрязнение воздуха, как и других ресурсов природной среды, причиняет существенный вред здоровью людей, природной среде, наносит серьезный экономический ущерб.

Предметом преступления может быть только атмосфера. Загрязнение воздуха производственных помещений при наличии признаков преступления влечет ответственность за несоблюдение правил охраны труда (ст. 143 УК).

Статья 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривается установление в целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферу двух видов нормативов выбросов:

  • технических нормативов выбросов;
  • предельно допустимых выбросов.

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов, нормативов предельно допустимых выбросов, территориальные органы исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов. Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов должны быть предусмотрены в Плане уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу.

Субъект преступления - лицо, ответственное за эксплуатацию установок, очистных и иных сооружений и объектов, или лицо, допустившее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

Нарушение правил охраны рыбных запасов

В целом преступление посягает на отношения, обеспечивающие сохранение рыбных запасов как части природной среды от истребления. Наряду с охраной рыбных запасов как таковых уголовный закон охраняет и среду обитания водных животных.

Предметом преступления является не только рыба различных видов, включая молодь, но и иные водные животные (раки, крабы, водные пушные млекопитающие и др.), а также кормовые организмы животного происхождения и водная растительность, образующие в совокупности кормовые запасы рыб и других водных животных.

Для установления содержания признаков состава преступления необходимо обратиться к специальным правилам, регулирующим производство работ (сплав леса, заготовка леса по берегам рек, являющихся местами нереста осетровых и лососевых рыб, прокладка трубопроводов, строительство дорог, линий электропередачи, возведение производственных объектов и т. п.) в рыбохозяйственных водоемах: Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире» и другие нормативные акты.

Субъектом преступления являются должностные лица государственных хозяйствующих субъектов, предприниматели, руководители негосударственных хозяйственных структур, занимающиеся осуществлением указанных выше работ, и лица, фактически осуществляющие эти работы.

Незаконная охота

Данное преступление посягает на отношения по охране и рациональному использованию диких животных.

Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире» (СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1462) устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ. На эти акты необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае.

Предмет преступления составляют дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенные на свободу в целях разведения независимо от того, в чьем ведении эти угодья находятся.

Признаками незаконной охоты является охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

Это преступление посягает на отношения по сохранности редких и исчезающих видов животных и растений и их генофонда.

Предметом преступления являются организмы, занесенные в Красную книгу: млекопитающие животные, рыбы, насекомые и т. п., а также растения.

С объективной стороны преступление состоит в уничтожении критических местообитаний животных и растений, включенных в Красную книгу, повлекшем гибель популяций этих организмов.

Под уничтожением места обитания понимается приведение его в состояние, полностью непригодное для поддержания жизни указанных популяций. Способы уничтожения значения не имеют: отравление, загрязнение территории, сожжение или вырубка леса, затопление места обитания и др.

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Уголовного кодекса:

  • нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215);
  • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237);
  • жестокое обращение с животными (ст.245);
  • экоцид (ст.358)
  • нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236).

Родовым объектом указанных экологических преступлений является экологическая безопасность человека, населения, государства.

Ответственность за преступные посягательства на окружающую природную среду  предусмотрена уголовным законодательством подавляющего большинства стран мирового сообщества. «Ухудшение состояния окружающей среды, - отмечалось на Генеральной ассамблее ООН – угрожает нашей безопасности не меньше, чем гонка вооружений. Мы забираем из воздуха, морей и земли все полезное, а возвращаем лишь отходы и отраву».

Глава 3. Виды эколого-правовой ответственности

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией.

Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.

Правоохранительные органы сами не владеют и не могут владеть в полном объеме необходимыми и средствами для борьбы с экологическими преступлениями. Поэтому в этой деятельности постоянно участвуют компетентные в соответствующей сфере работники многочисленных природоохранных органов, контрольных и надзорных служб.

В устранении угроз экологической безопасности, вызванных конкретными преступлениями, в рамках своей компетентности участвуют и органы исполнительной власти.

Борьба с экологическими преступлениями ведется на основании и в рамках законов, соответствующих им подзаконных актов. В них детально излагается порядок действий, направленных на предотвращение экологических преступлений, содержатся необходимые директивы правоохранительным и природоохранным ведомствам, инструкции по проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение мер экологической безопасности. Они определяют порядок передачи материалов об установленных фактах с признаками экологического преступления в органы милиции и прокуратуры.

Существенный вклад в борьбу с экологическими преступлениями вносят общественные экологические объединения, организации граждан, движение зеленых, российские, иностранные и международные неправительственные экологические организации, как правило, они активно взаимодействуют между собой и с государственными структурами по вопросам борьбы с экологическими преступлениями, оказывают помощь в этой деятельности природоохранным и правоохранительным органам, во многих случаях непосредственно сами предупреждают и выявляют также правонарушения.

Одним из важных условий повышений эффективности борьбы с экологическими преступлениями являются постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности. В этом направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений федерального и регионального уровней.

Ст.88 Закона «Об охране окружающей природной среды», учи­тывая положения гражданского законодательства, предусматрива­ет исключение из общего правила о виновной ответственности. Оно относится к тем случаям, когда вред причиняется источником повышенной опасности. Обязанность возмещения вреда возлагается на владельца данного источника независимо от наличия вины. Ущерб подлежит возмещению в силу самого факта его причинения, если не будет доказано, что он произошел вследствие непреодоли­мой силы или умысла потерпевшего.

При назначении наказания лицам, виновным в совершении экологических преступлений необходимо соблюдать принцип индивидуализации. Следует тщательно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств дела, и, прежде всего, характер допущенных нарушений и данных о личности подсудимых, тяжесть последствий, размер причиненного вреда и др.

Выделяют следующие виды эколого-правовой ответственности:

Уголовная ответственность за экологические преступления, устанавливается нормами УК РФ, в основном помещенными в главе 26 «Экологические преступления». Ее целями являются: защита уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды, установленного нормативно-правовыми актами порядка деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или воздействием на состояние и качество окружающей среды, защита экологических прав и интересов граждан, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, предотвращение и уничтожения (гибели) объектов природы, ухудшения качества окружающей среды.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

  • штраф, то есть «денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период». Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда.
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. «Данный вид наказания используется в виде основного или дополнительного в тех случаях, когда совершение преступления связано с должностным положением осужденного либо характером его профессиональной деятельности». Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания.
  • обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х часов в день. Данный вид наказания установлен, в частности, за незаконную порубку деревьев и кустарников.
  • исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).
  • ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).
  • арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).
  • - лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Сейчас практику назначения уголовного наказания нельзя признать мерой, «сдерживающей преступность». Подавляющее большинство экологических преступлений общего характера отнесено законодателем к преступлениям средней и небольшой тяжести.

Отсюда следует, что законодатель, по-видимому, и не считает необходимым сдерживать экологическую преступность при помощи назначения наказания исключительно в виде лишения свободы.

Административная ответственность за экологические правонарушения.

Данная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г., действующим с 01.07.2002г, а также специальным экологическим законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях. Основанием данного нарушения является наличие в деянии признаков состава экологического поступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, устанавливающей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.

Экологические проступки в зависимости от отнесения их к тому или иному виду рассматриваются: перечисленными в главе 23 КоАП РФ лицами и органами, а именно: судьями, органами, осуществляющими государственный ветеринарный, карантинный фитосанитарный надзор, государственный контроль и надзор в области защиты растений и многие другие. Должностные лица могут передавать на рассмотрение в суд административные дела, им подведомственные.

Основные санкции – в виде штрафа (его размеры колеблются существенным образом), конфискации орудий, средств совершения правонарушения, незаконно добытого, а также лишения права охоты.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения. Это самостоятельный вид юридической ответственности. Ее основания, круг субъектов, перечень взысканий определяются нормами Трудового кодекса РФ, а также иными нормативными правовыми актами (уставами, положениями и другими актами, регулирующими деятельность предприятий, организаций, учреждений, правилами внутреннего трудового распорядка). Но в отличии от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень экологических дисциплинарных проступков здесь отсутствует.

Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие обязательного условия – осуществления профессиональной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду. Кроме того, важным условием является выполнение нормативно или в порядке индивидуального правоприменении либо по договору определенной (конкретной) трудовой функции как части производственной или иной деятельности предприятия (организации) либо выполнение функций должностного лица.

Дисциплинарные взыскания по ст. 192 УК РФ – это замечание, выговор, увольнение. Кроме того, в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине отдельных категорий работников могут быть установлены и иные дисциплинарные взыскания, например, лишении полностью или частично премий и иных средств поощрения, предупреждении, переводе на нижеоплачиваемую работу на определенный срок, понижении в должности.

Гражданско-правовая ответственность и возмещение экологического вреда.

Порядок и условия ответственности за совершение гражданско-правовых экологических деликтов, в том числе причиняемых источником повышенной опасности, регулируется гражданским законодательством РФ. Возмещение вреда в первую очередь происходит в натуре, а также в денежном выражении, способы определения размера причиненного вреда (реальных убытков и упущенной выгоды, морального вреда).

Российское законодательство содержит исходные положения, позволяющие обеспечить возмещения вреда окружающей среде, причиненного предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов. Возмещение вреда может производиться добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и  методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Заключение

В современной Российской ситуации несовершенство экологического законодательства при­водит к тому, что не обеспечиваются должным образом даже такие задачи, как защита прав людей, оказавшихся жертвами экологических катастроф и бедствий; соблюдение прав человека; обеспечение элементарной экологической дисциплины; ответственность высших должностных лиц, субъектов федерации за противоправную экологическую деятельность; согласование экологических и экономических интересо в хозяйствующих субъектов.

Общая оценка состояния экологического законодательства и влияющих на его развитие факторов позволяет предположить, что даже широкомасштабная, принци­пиальная реформа не сможет дать ожидаемых результатов, если она натолкнется на отсутствие политической воли, финансовых средств, низкую правовую культуру граждан.

Вместе с тем созрели условия для решения по крайней мере двух проблем, которые могут дать значимый результат: 1) разработка принци­пиально нового, учитывающего мировой опыт экологического законодательства;  2) скорейшее принятие экологических законов, проведение в жизнь которых может дать эффект даже при сравнительно небольших инвестициях и затратах.

Подводя итог данной курсовой работы, можно отметить следующее:

Проанализировав различные мнения ученых можно сделать вывод, что под экологическим преступлением понимаются общественно опасные деяния, посягающие на природную среду, ее компоненты и общественные отношения по сохранению благоприятной для жизнедеятельности человека природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения, и состоящее непосредственно в противоправном использовании природных объектов, как социальных ценностей, а также приводящие к негативным их изменениям.

Обязательным условием уголовной ответственности по ряду статей является наступление последствий. Часто, экологический вред является необратимым, он не поддается восстановлению ни силами природы, ни деятельностью человека. Подсчитать экологический ущерб порой практически невозможно (например, выведение из оборота участка земли вследствие радиоактивного загрязнения).

Наступившие или возможные последствия могут быть различными, но всегда связанными либо с причинением вреда здоровью людей, либо с загрязнением природной среды. И здесь возникает вопрос о причинно-следственной связи. Установление причинной связи при совершении экологических преступлений требует специальных познаний в области экологии. С целью правильного разрешения уголовных дел органам предварительного расследования и судам в необходимых случаях следует назначать соответствующие экспертизы с привлечением к их проведению экологов, санитарных врачей и других специалистов.

Одним из важных условий повышений эффективности борьбы с экологическими преступлениями являются постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности.

Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии.

Правоохранительные органы сами не владеют и не могут владеть в полном объёме необходимыми силами и средствами для борьбы с экологическими преступлениями. Поэтому в этой деятельности постоянно участвуют компетентные соответствующей сфере работники многочисленных природоохранных органов и контрольных и надзорных служб (МЧС и др.). В устранении угроз экологической безопасности, вызванной конкретными преступлениями, в рамках своей компетенции участвуют и органы исполнительной власти.

К сожалению, УК РФ, а именно глава 26 «Экологические преступления» нуждается в серьезной детальной доработке. Ряд норм в ней (ст. 246, 255, 259, 262, например) в результате редакционных недоработок заведомо «мертвые» и практически не применяются на практике. Санкции отдельных схожих между собой по степени общественной опасности преступлений не приведены в соответствие, а наказание за некоторые опасные преступления предусмотрены более мягкие, чем за менее опасные (ст. 250, 251 и 258, например). Ущерб жизни, здоровью людей, природной среде, хозяйственной деятельности от экологических преступлений зачастую гораздо выше, чем от преступлений против личности, экономических и иных, но лишь два из них (ч. 2 ст. 247 и ч. 2 ст. 261 УК РФ) отнесены к тяжким. Другие, даже повлекшие гибель многих людей, к таковым не относятся.

Необходимо предупреждать преступления и иные экологические правонарушения; выявлять и устранять условия, их порождающие; координировать деятельность по борьбе с этими правонарушениями; формировать предпосылки для снижения причиняемого вреда экологическими и иными, связанными с ними интересами личности, общества, государства, а также активно содействовать созданию и совершенствованию правовой основе обеспечения жизни и устойчивого развития настоящего и будущего поколений Российского общества экологически благоприятной природной среде.

Библиографический список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

  • Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  • Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»  № 170-ФЗ от 21  ноября  1995 г. (по состоянию на 01.01.2010)
  • Федеральный закон "Об экологической экспертизе"  от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (с изменениями на 28 июля 2012 года)
  • Федеральный закон от 24 апреля 1995г. №52 –ФЗ «О животном мире» (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный Закон от 4 мая 1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями и дополнениями)
  • ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14 марта 2009)  Принят ГД ФС РФ 20.12.2001г.
  • Лесной кодекс РФ Принят Государственной Думой 22 января 1997 года (с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Гл.8 Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Научная и учебная литература

Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. «Щит-М», 1999г.

Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. – М.: Норма-ИНФРА-М, 1999г.

Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. – М.: Юристъ, 1999г.

Бакунина О.С. О некоторых проблемах борьбы с экологическими правонарушениями / О.С. Бакунина // Государство и право. – 1997.

Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА, 2000г.

Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2001г.

Ветров Н.И., Ляпунов Ю.И. Уголовное право. М. 2007г.

Винокурова Ю.Е.. Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / М.: Изд-во МНЭПУ, 1999г.

Данилов Е.П. Уголовный кодекс Российской Федерации: Комментарии. Справочные материалы / Е.П. Данилов. – М.: КНОРУС, 2004г.

Дубовик О.Л. «экологическое право в вопросах и ответах» учебное пособие 3-е издание; М.;2009г.

Желваков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в РФ / Э.Н. Желваков. – М.: Зерцало, 2002г.

Игнатов А.Н.; Ю.А.Красиков «Уголовное право России: Учебник для вузов в 2х т. Т. 2.» Норма, 1998г.

Кудрявцев В. Н. «Уголовное право России» Особенная часть.- М., 2001г.

Козаченко И.Я., Г.П. Новоселов «Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / ред.. – 4-е изд»., изм и доп. – М.: Норма, 2008г.  

Лебедев В. М.  Комментарий к Уголовному кодексу РФ – 3-е изд., доп. и исп. – М.: Юрайт – Издат, 2008г.

Лопашенко Н. А. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 УК РФ Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс»; 2002 г.

Мосин О.В. «Проблемы экологического права и экологическая ситуация в России» М: 2007г.

Скуратова Ю.И., Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под общ. ред. В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998г.

Эриашвили Н.Д., Трунцеквский  Ю.В., Гучков В.В. и др. «Экологическое право». Учебник. Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000г.

Юкша Я.А. «Действительный адвокат: экзамен на получение статуса адвоката»  РИОР  2011г.

   Иные источники

Журнальная статья ЭКО-бюллетень ИнЭкА № 6-7 (101-102), июнь-июль 2004 года

Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»  № 170-ФЗ от 21  ноября  1995 г. (по состоянию на 01.01.2010)

Федеральный закон "Об экологической экспертизе"  от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (с изменениями на 28 июля 2012 года)

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (ред. от 14 марта 2009). Ст. 1.

Ветров Н.И., Ляпунов Ю.И. Уголовное право. М. 2007.

Бринчук М.М. «Экологическое право (право окружающей среды)» Москва. Юристь 1998г.

А.Н.Игнатов; Ю.А.Красиков «Уголовное право России: Учебник для вузов В 2 т. Т. 2.» Норма, 1998г.

ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.

Юкша Я.А. «Действительный адвокат: экзамен на получение статуса адвоката»  РИОР  2011г.

И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов «Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / ред.. – 4-е изд»., изм и доп. – М.: Норма, 2008г.

Дубовик О.Л. «экологическое право в вопросах и ответах» учебное пособие 3-е издание; М.;2009г.

Желваков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в РФ / Э.Н. Желваков. – М.: Зерцало, 2002г.

Данилов Е.П. Уголовный кодекс Российской Федерации: Комментарии. Справочные материалы / Е.П. Данилов. – М.: КНОРУС, 2004г

Кудрявцев В. Н. «Уголовное право России» Особенная часть.- М., 2001г.

Кудрявцев В. Н. «Уголовное право России» Особенная часть.- М., 2001г.

А.Н.Игнатов; Ю.А.Красиков «Уголовное право России: Учебник для вузов В 2 т. Т. 2.» НОРМА, 1998г

И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов «Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / ред.. – 4-е изд»., изм и доп. – М.: Норма, 2008г.

Мосин О.В. «Проблемы экологического права и экологическая ситуация в России» М: 2007г.

Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2001г.

Лопашенко Н. А. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 УК РФ Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс»; 2002 г.

Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. – М.: Юристъ, 1999.

Журнальная статья ЭКО-бюллетень ИнЭкА № 6-7 (101-102), июнь-июль 2004 года

Федеральный закон от 24 апреля 1995г. №52 –ФЗ «О животном мире»

Лесной кодекс РФ Принят Государственной Думой 22 января 1997 года

Журнальная статья ЭКО-бюллетень ИнЭкА№ 6-7 (101-102), июнь-июль 2004 года

Федеральный Закон от 4 мая 1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА, 2000.

Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В. М. Лебедев. – 3-е изд., доп. и исп. – М.: Юрайт – Издат, 2008

Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире»

Желваков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в РФ / Э.Н. Желваков. – М.: Зерцало, 2002.

Бакунина О.С. О некоторых проблемах борьбы с экологическими правонарушениями / О.С. Бакунина // Государство и право. – 1997.

Дубовик О.Л. «Экологическое право в вопросах и ответах» учебное пособие 3-е издание. М.:2009г.

Ч.1 ст.46 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998г.

Эриашвили Н.Д., Трунцеквский  Ю.В., Гучков В.В. и др. «Экологическое право». Учебник. Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000г..

Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. "Щит-М", 1999г.

Опубликовано:
24.12.2022

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.