Рефераты: Экология / Законодательство
Экологическая ситуация, экологическая экспертиза и паспортизация в России
1. Состояние экологии в России
Анализ экологических проблем России целесообразно предварить рядом замечаний. Уже в силу того, что Российская Федерация является крупнейшей территориальной державой, она играет особую роль в поддержании экологического равновесия на Земле.
На ее территории, по оценкам специалистов, расположено 30% от мировой площади так называемой дикой, не тронутой человеком природы. В абсолютном выражении — это 30 млн га. Ей принадлежит второе место в мире по среднегодовому речному стоку. Только в озере Байкал — крупнейшем пресноводном водоеме - сосредоточено 20% мировых запасов несвязанной (в ледниках и т. п.) пресной воды.
Россия располагает крупнейшими в мире запасами многих видов минерального сырья. На ее долю приходится 30% мировых запасов наиболее ценной хвойной древесины и т. д.
Все эти факты говорят о том, что Россия является крупнейшей биосферной державой, играющей исключительную роль в обеспечении устойчивого функционирования экосистемы Земли. Вместе с тем современная экологическая ситуация в стране характеризуется наличием целого ряда сложных и весьма острых проблем. Их анализ, как и характеристика экологической ситуации в целом, начиная с 1991 г. ежегодно обобщается в Национальном докладе России.
Рассмотрим основные из этих проблем.
15% территории России образуют сегодня неблагоприятные экологические зоны, где проживает 25-30 млн человек. К регионам экологического неблагополучия, в частности, относятся Южный Урал, Кузбасс, некоторые районы Средней и Нижней Волги, Центрального и Центрально-Черноземного районов и другие территории с высокой концентрацией нефтехимической, нефтеперерабатывающей и горнодобывающей промышленности.
Расширяется, несмотря на предпринимаемые усилия, зона радиоактивного загрязнения среды. Прежде всего это является следствием аварии на Чернобыльской АЭС. В результате нее радиоактивные выбросы имели место в 19 областях и республиках Российской Федерации. Особая проблема в этом же ряду — переработка и захоронение радиоактивных отходов (РАО), а также контроль за состоянием полигонов подземных ядерных взрывов. В условиях либерализации внешней торговли важно предотвратить незаконное проникновение в страну РАО из третьих стран, не имеющих на этот счет с Россией специальных договорных отношений.
Сохраняется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Некоторое сокращение техногенных выбросов в атмосферу вследствие кризисного падения производства, наблюдавшееся вплоть до 1995 г., ныне перекрыто возрастающим поступлением вредных веществ от автотранспорта. Отметим, что количество транспортных средств за последние годы удвоилось. При этом немалая часть автомобилей, поступивших из-за рубежа, представляет собой устаревшие модели с высоким расходом горючего и значительными выбросами.
К числу наиболее острых природно-ресурсных проблем относятся падение плодородия почвенных ресурсов, а также сокращение пахотного клина. Сокращение пашни, будучи следствием резкого снижения доходности сельскохозяйственных предприятий, произошло из-за развития эрозионных процессов, а также затопления значительных сельскохозяйственных площадей вследствие подъема уровня Каспия. В итоге только в 1986-1993 гг. площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 6,8 млн га.
Опасный характер приобретают захламление и загрязнение земель свалками бытовых, промышленных, сельскохозяйственных, медицинских и других отходов. Эти свалки, по расчетам, занимают более 250 тыс. га, как правило, наиболее ценных, в том числе природных земель. Рост количества свалок и их территорий в условиях отсутствия продуманного законодательства и экономических рычагов приобретает все более неуправляемый характер.
Массированное образование отходов, значительная часть которых не перерабатывается, означает не только растрату дефицитных минерально-сырьевых ресурсов, но и выступает в качестве своеобразной экологической мины, закладываемой нами под благополучие будущих поколений.
Неблагополучная экологическая обстановка является, наряду с другими факторами, причиной снижения средней продолжительности жизни россиян, роста уровня заболеваемости и смертности населения. По статистике, в городах здоровье населения на 20% зависит от состояния окружающей природной среды, Россия является одной из немногих стран, где в условиях мирного времени продолжительность жизни сократилась в первую половину 90-х гг. на три года и составляла в 1995 г. для мужчин 58 лет и для женщин - 72 года. В течение ряда лет смертность превышает рождаемость, в результате чего с 1992 г. общие потери населения составили 4,5 млн человек. Острота экологических проблем приводит к усилению социальной напряженности в обществе. Она требует для своего разрешения существенных материально-финансовых ресурсов, углубляя и без того сложные противоречия в обществе, переживающем этап рыночной трансформации.
2. Экологические проблемы крупных городов
Экологические проблемы, являясь общезначимыми, особенно остро проявляются в городах, и, прежде всего крупных.
Для городов, с одной стороны, характерны специфические экологические проблемы, с другой — общие проблемы здесь проявляются в наиболее острой форме. Так, по некоторым оценкам, антропогенное и техногенное воздействие на экологические системы крупных городов в 10 и более раз выше, чем в сельской местности.
Крайне загрязненным является атмосферный воздух. В целом в России в 86 городах концентрация вредных веществ в атмосфере более чем в 10 раз превышает предельно допустимый уровень концентрации (ПДК). В настоящее время основным источником загрязнения атмосферы является автотранспорт. На его долю в Москве приходится 85% общего объема атмосферного загрязнения; в Санкт-Петербурге — 78%.
В городах средняя температура воздуха превышает фоновые значения на 5-7°С. Наблюдается низкое самоочищение атмосферы за счет повышенной запыленности и снижения скорости ветра.
Экологическая обстановка крупных городов неблагоприятно воздействует на здоровье населения, увеличивая заболеваемость экологической этиологии, т. е. имеющую преимущественно экологические причины. В их числе — болезни органов дыхания, пищеварения, онкологические заболевания и т. п.
Специфичными для городов являются шумовое, электромагнитное загрязнение среды, а также повышенная вибрация. В крупных городах уровни шума на главных магистралях достигают 95 дБ (А), что приводит к превышению санитарных норм (55дБ (А)) в близлежащих жилых помещениях в 1,7 раза и более. Причем территории с превышением допустимых уровней шума расширяются. Так, в Москве они составляют 30% от общей площади городской застройки. Дополнительным фактором шумового загрязнения являются расположенные вблизи городской черты аэропорты и аэродромы.
3. Экологическая паспортизация предприятий производственной и непроизводственной сферы
Экологический паспорт промышленного (или любого другого) предприятия является основным нормативно-техническим документом, включающим данные об использовании ресурсов и воздействия его на окружающую среду (ГОСТ 17.0.0.04-90).
Порядок составления и представления экологических паспортов предприятий (производственной и непроизводственной сферы) на согласование координируют местные комитеты по охране природы при администрациях. Наличие и ведение экологического паспорта не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.
Экологический паспорт предприятия является документом, в котором должны быть отражены:
- сведения о технологиях, используемых предприятием;
- количественные и качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);
- количественные характеристики выпускаемой продукции;
- результаты сравнения используемых предприятием технологий с лучшими зарубежными и отечественными.
Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующих природоохранных задач:
- оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения и определение размера платы за природопользование;
- установление предприятию предельно допустимых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
- планирование предприятием природоохранных мероприятии и оценка их эффективности др.;
- экспертиза проектов реконструкции предприятия;
- контроль за соблюдением предприятием законодательства в области охраны природной среды;
- повышение эффективности использования природных и др. материальных ресурсов, энергии и вторичных продуктов.
Для проектируемого (реконструируемого) предприятия экологический паспорт разрабатывает организация-проектировщик на стадии разработки соответствующего проекта. Экологический паспорт составляется на основе согласования основных показателей производства, проектов ПДВ, разрешения на природопользование, норм ПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использованию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и других нормативно-технических документов. Экологический паспорт согласовывается с местным комитетом по охране природы администрации и утверждается руководителем предприятия. Экологический паспорт заполняется в 2 экземплярах: один хранится на предприятии, другой в местном комитете по охране природы с грифом «для служебного пользования». В общих сведениях (первый раздел паспорта) указывается расположение предприятия с граничащими характерными объектами. Приводится карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками загрязнения атмосферы и поверхностных вод, водозаборами, местами складирования отходов, указываются границы санитарно-защитной зоны, жилых массивов, промышленных зон, сельхозугодий, транспортных магистралей, зон отдыха (санатории, дома отдыха, территории заповедников, памятников культуры, музеев, кинотеатров и др.).
В разделе паспорта «Краткая природно-климатическая характеристика района размещения предприятия» даются сведения о метеорологических характеристиках и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ, и характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод (наименование, код, месторасположение, минимальный среднемесячный расход и показатели качества воды). Все эти данные предприятие может получить в территориальных органах Госкомгидромета и Минприроды.
В разделе «Краткая характеристика производства, сведения о продукции» приводится информация о видах и количестве исходного сырья и промежуточных продуктах, о производственной программе, о видах и объемах выпускаемой продукции и др. По каждому виду производства составляется балансовая схема материальных потоков.
Номера источников загрязнения атмосферы, указанные на схеме, не должны меняться. При появлении нового источника загрязнения ему присваивается номер, ранее не использованный в отчетности. При ликвидации источника его номер в дальнейшем не используется. Все организованные источники загрязнения атмосферы нумеруются в пределах от 0001 до 5999, а неорганизованные - в пределах от 6001 до 9999.
В разделе «Расход энергоресурсов по видам продукции» приводятся данные о расходах газа, угля, других видов топлива, а также тепловой энергии по производствам, видам продукции, всего на единицу продукции.
В разделе «Характеристика выбросов в атмосферу» приводятся все данные о выбросах, устройствах для газоочистки в соответствии с проектом норм ПДВ.
В разделе «Характеристика водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод на предприятии» приводится вся информация, связанная с балансовыми схемами водопотребления и водоотведения, характеристика источников водоснабжения, а также информация о потребителях воды, сточных водах, очистных сооружениях, водооборотных системах (адекватно данным паспорта водного хозяйства предприятия производственной или непроизводственной сферы).
В разделе «Характеристика отходов, образующихся на предприятии» указывается точное название отходов в соответствии с действующим классификатором, их класс опасности и количество, основные химические элементы (соединения) и их пожаро- и взрывоопасность (способность к горению, самовоспламенению, взрыву), агрегатное состояние (шлакообразный, порошкообразный, крупнокусковой, гранулированный, жидкий, вязкий и т. д.), растворимость, влажность. В этом разделе также указывается количество отходов, находящихся в местах организованного складирования (захоронения) как на территории предприятия, так и за ее пределами; количество отходов, использованных за отчетный период из мест их организованного складирования; количество отходов, переданных другим организациям с целью их дальнейшего использования; количество отходов, использованных предприятием для проведения работ (отсыпка и отмостка дорог, наращивание дамб накопителей, засыпка отработанных пространств) и выпуска продукции, количество уничтоженных отходов.
В разделе «Характеристика полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования) отходов», находящихся на балансе предприятия, указывается их количество, район размещения, занимаемая площадь, мощность объекта и размер санитарно-защитной зоны, год открытия и планируемый срок закрытия. В этом разделе экологического паспорта указываются типы (конструкции) противофильтрационных экранов (грунтовые, пленочные, бетонные, железобетонные и др.), приводятся краткое описание системы контроля за состоянием окружающей среды в районе размещений объекта (наблюдательные скважины, их количество и расположение, периодичность контрольного отбора грунтовых вод), затраты, связанные со складированием или захоронением отходов, и содержание объекта.
Раздел «Рекультивация нарушенных земель и снятие нарушенного слоя почвы» заполняется по данным статотчетности. Непосредственно это касается предприятий добывающей промышленности и при строительстве, развитии и реконструкции предприятия. В разделе указывается общая площадь нарушенных за год земель и рекультивируемых, в том числе под пашню, сельхозугодий, лесных насаждений, водоемов и пр.
В разделе «Транспорт предприятия» приводится информация о транспорте и выбросе основных компонентов вредных для окружающей среды веществ в расчете за год.
Раздел «Плата за выбросы, сбросы, размещение отходов загрязняющих веществ в окружающую среду» оформляется в соответствии с действующим положением по взиманию платежей за различные виды загрязнения окружающей среды.
Составленный предприятием экологический паспорт по требованию местных комитетов по охране природы может быть направлен на экспертизу.
4. Принципы экологической паспортизации населенных мест
Величина и глубина техногенной нагрузки города на природную среду для разных регионов различна и обуславливается зонально-климатическими условиями, темпами урбанизации, формами организации хозяйств и расселения. На данный период пока не разработана универсальная классификация городов, основанная на учете их воздействия на окружающую среду, а также не создана единая стандартизированная система оценки состояния окружающей природной среды городов. Наиболее сложным в такой оценке является установление «порогов» граничных условий, при которых состояние природных сред из нормального переходит в деградированное, критическое.
Неравномерное распространение источников загрязнения в пределах городской территории приводит к тому, что уровень воздействия техногенной нагрузки на природные среды, биосферу, растительность и человека в различных функциональных зонах не одинаков.
В случае нормального состояния природной среды не требуются дополнительные меры для создания оптимальных экологических условий. При удовлетворительном состоянии — мероприятия для нормализации экологических условий не выходят за рамки обычной инженерной подготовки территории. При неудовлетворительном состоянии окружающей природной среды требуются специальные мероприятия, разрабатываемые для каждого конкретного случая, определяемые видом и интенсивностью техногенного воздействия. Реальный ущерб, понесенный городским хозяйством вследствие непринятия своевременных природоохранных мер или их недостаточность соответствует величине необходимых затрат на защиту окружающей среды.
Экологическая паспортизация города, как показала практика, является настоятельной необходимостью и качественно новой ступенью оценки и обобщения информации о состоянии и по прогнозированию развития природно-техногенной системы города. Составленный на основе паспортизации документ «Экологический паспорт города» должен состоять из следующих разделов:
оценка современного состояния физико-химических параметров окружающей природной среды городской территории и состояния здоровья граждан;
изучение, прогноз и контроль за состоянием окружающей городской среды, изменяющейся под воздействием инженерно-хозяйственной деятельности и коммунального хозяйства в системе мониторинга;
оптимизация различных этапов городского хозяйствования: планирования, управления, строительства, эксплуатации природно-техногенной системы во взаимосвязи с природоохранными мероприятиями.
Первый раздел экологического паспорта города включает оценку современного состояния всех параметров окружающей среды (атмосферы, гидросферы, геологической среды) и техносферы. Процесс выявления направленности изменения состояния в окружающей среде и экологических последствий состоит из трех этапов.
Создание специальных аналитических карт города, отражающих комплекс условий, факторов и компонентов природно-техногенной среды.
На основе таких аналитических карт разрабатывается комплект синтетических карт с последующим анализом всех данных по антропогенному воздействию.
На основе анализа синтетических карт выделяются кризисные в экологическом отношении районы и дается интегральная (обобщающая) оценка города по степени опасности природных и техногенных условий для жизнедеятельности населения города.
5. Экспертиза и оценка вредного воздействия на окружающую среду техногенного и антропогенного типа
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой специальный комплекс действий государственных и экспертных комиссий по рассмотрению различных проектов, планов, проектно-сметной, нормативно-технической и нормативно-правовой документации, а также новой техники, технологии, материалов и веществ с позиции их соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам.
Цель экспертизы — проверить и оценить, насколько объект соответствует требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.
Впервые в России с 1990 г. введено требование обязательной экспертизы и финансирования работ только после получения положительного заключения. Организационно Государственную экологическую экспертизу проводит МПР (или его комитеты на местном уровне) с привлечением экспертов из числа квалифицированных специалистов, ученых и практиков с оплатой их труда из федеральных средств или за счет средств заказчика экспертных работ. Председатель и члены экспертных комиссий несут юридическую ответственность экспертного заключения.
Общественную экологическую экспертизу проводят объединения, научные коллективы на добровольных началах. Заключения общественной экологической экспертизы носят рекомендательный и информационный характер. Если такое заключение будет утверждено органами государственной экспертизы, то оно приобретает силу юридически обязательного к исполнению документа.
В зависимости от степени и масштабности влияния объекта на ОПС его экспертиза может проводиться на федеральном, бассейновом (ландшафтном), региональном и районном уровнях. Независимо от уровня экспертизы в анализируемые вопросы включается изложение принципов, отражение обязательности, научной ответственности, независимости, вневедомственности, законности проведения, гласности, участия общественности и ответственности. Объектами экспертизы могут быть проекты программ, проекты строительства, проекты размещения; техника и технология; сырье и материалы; продукция; химические вещества; проекты стандартов, технических и правовых норм.
Исходными материалами экологической экспертизы как на предпроектной, так и на послепроектных стадиях являются климатические, геологические, гидрологические, генетические и самоочищающие характеристики почв, лесистость территории, флора, фауна, население, социально-экономические данные и др. Экспертиза проводится таким образом, что в результате получается модель объекта, выявляющая соответствие проекта требованиям ОПС. Она строится на основе изучения и анализа следующих моментов:
- аргументированность причин реализации проекта на местности;
- ТЭО (в последние годы оно заменяется технико-экономическими расчетами) с учетом технической возможности, земле- и ресурсоемкости;
- современное состояние ОПС, его сравнение с фоновыми концентрациями;
- типы и надежность мероприятий проекта по охране ОПС;
- возможные негативные воздействия на окружающую среду и меры по их снижению;
- соответствие технико-экономических потребностей природным возможностям с целью выявления возможных кризисных ситуаций;
- возможные альтернативные решения реализации проекта;
- альтернативные варианты рекомендуемых природоохранных мероприятий и очередность их осуществления;
- выбор оптимального варианта, обеспечивающего компромисс между минимумом ущерба ОПС и максимумом технической возможности;
- сопоставление альтернативных решений: на единицу затрат по критериям ценности проекта; экономических и социальных преимуществ от размещения объекта на местности; степени риска непредвиденных последствий размещения проекта; стоимости природоохранных мероприятий текущих и на перспективу. В соответствии с Международной конвенцией об оценке воздействия на ОПС, принятой странами Европейской экономической комиссии в 1991 г., России предписано проводить экспертизы по природным, техническим, экономическим, социальным, геотехническим, природно-техническим системам и природно-хозяйственным регионам.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является более углубленным и объемным вариантом проведения экологической экспертизы с учетом межгосударственных переносов загрязняющих веществ, информации и энергии.
Международной конвенцией определен перечень видов хозяйственной деятельности, для которых ОВОС проводится в полном объеме.
Нефтеочистные заводы, установки газификации и сжигания угля, битумных сланцев производительностью более 500 т/сутки.
Тепловые электростанции, АЭС мощностью более 300 МВт.
Установки для получения и регенерации ядерного топлива, переработки радиоактивных отходов.
Установки для доменного и мартеновского производства, предприятия цветной металлургии.
Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста производительностью более 200 т/год.
Химические комбинаты.
Строительство автомагистралей, скоростных дорог, железных дорог, аэропортов.
Нефте- и газопроводы из труб большого диаметра.
Торговые центры (супер-, макси- и гипермаркеты).
Установки по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсичных и опасных отходов.
Крупные плотины и водохранилища.
Водозаборы подземных вод с газовым расходом более 10 млн м3.
Производство целлюлозы и бумаги производительностью более 200 т/сутки.
Добыча углеводородов на континентальном шельфе.
Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
Вырубка леса на больших площадях.
ОВОС включает комплекс взаимосвязанных действий:
Выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:
предполагаемых воздействий на ОПС действующего проекта;
изменений в ОПС как результат этих воздействий;
последствия для общества, к которым приведут изменения в ОПС.
Выявление, анализ и сравнение всех разумных альтернатив на основе социально-экономических оценок.
Форму, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных изысканий ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования.
Инструмент принятия решений.
Принцип проведения ОВОС такой же, как и при экспертизе, а последовательность проведения — существенно отличается.
Перед началом проектирования и проведения ОВОС предполагаемой деятельности заказчик готовит «Уведомление о намерениях», в котором излагает обоснование по характеру намечаемой деятельности. Эта информация представляется в органы управления (представительные, исполнительные) с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадях для ее осуществления.
6. Экологическая политика государства
За последние годы XX в. накоплен достаточный стартовый потенциал для того, чтобы не ждать, что «само собой пройдет, рассосется», а действовать на всех направлениях.
1 апреля 1996 г. Президентом РФ был издан указ «Об утверждении Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». На основании этого документа в субъектах Федерации и в Правительстве дорабатывается соответствующая стратегия. В декабре 1998 г. Правительством РФ рассмотрен и рекомендован для использования в практической деятельности Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации до 2002 г. При входе страны в XXI в. сегодня нормативная база по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности позволяет практически по всем направлениям осуществлять действия, способствующие предотвращению и ликвидации экологических нарушений. Осознавая важность сохранения экологического благополучия для всей планеты, зарубежные природоохранные организации по мере своих возможностей оказывают помощь России в решении экологических проблем. Следует расширять такие контакты, тщательнее готовить совместные проекты, необходимо поддерживать экологически значимые инициативы общественных организаций, поощрять наиболее активных волонтеров, усилить внимание к экологическому просвещению в семьях, учебных заведениях, на предприятиях.
Не все можно осуществлять на одном энтузиазме. Крайне низка доля экологии в Законе «О бюджете». Имеет место недопонимание всей ответственности перед нашим будущим в высших органах власти. Мы сейчас пользуемся теми ресурсами и той средой обитания, какую оставили нам наши предки. А что оставим внукам и правнукам мы, если совершенно не задумываемся о «запасе биосферной прочности».
Литература
1. Авраменко И.М. Природопользование. Белгород, 2007.
2. Арустамов Э.А. Природопользование. М., 2006.
3. Авраменко И.М. Вводный комментарий к Земельному кодексу РФ. Ростов-на-Дону, 2007.
4. Гиляров Э.М. и др. Экология и экономика природопользования. М., 2007.
5. Закон «Об охране окружающей природной среды. М., 2002.
6. Коробкин. В.И. и др. Экология. Ростов-на-Дону, 2008.
7. Петров В.В. Экологическое право. М., 2005.
8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 2008.
9. Федеральный закон «Об экологической экспертизе». М., 1995.
12.10.2021
Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.