Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Законодательство

Международное сотрудничество в области экологии

Даже высокая эффективность природоохранительной деятельности на национальном уровне не означает полного решения проблемы обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в пределах планеты. Вне пределов национальной юрисдикции имеются природные ресурсы (Мирового океана, Антарктики, ближнего Космоса и др.), которые интенсивно эксплуатируются и подвергаются воздействию мирового сообщества. Заинтересованное в сохранении благоприятного состояния природы этих районов сообщество осуществляет международное сотрудничество в области охраны и использования природных ресурсов.

Введение

Даже высокая эффективность природоохранительной деятельности на национальном уровне не означает полного решения проблемы обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в пределах планеты. Вне пределов национальной юрисдикции имеются природные ресурсы (Мирового океана, Антарктики, ближнего Космоса и др.), которые интенсивно эксплуатируются и подвергаются воздействию мирового сообщества. Заинтересованное в сохранении благоприятного состояния природы этих районов сообщество осуществляет международное сотрудничество в области охраны и использования природных ресурсов.

Кроме того, в процессе хозяйственной и иной деятельности на своей территории государства могут оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды соседних государств либо иным образом затрагивать их экологические интересы.

Наконец, для повышения эффективности природоохранительной деятельности на национальном уровне государства вынуждены принимать согласованные меры по охране собственной окружающей среды.

Эти основные факторы предопределяют необходимость международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования и развития сотрудничества в данной сфере.

1. Международные экологические организации

Охрана окружающей среды - одна из актуальнейших проблем современности. Именно этот фактор предопределил участие в решении экологических проблем подавляющего большинства международных организаций. Их количество постоянно возрастает главным образом за счет организаций, специально ориентированных на природоохранительную проблематику. Некоторые из них специально созданы для охраны окружающей среды, другие - выполняют, наряду с другими функциями, отдельные функции по ее охране.

Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций. Согласно ст. 79 Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

С точки зрения правового статуса международные экологические организации можно разделить на межправительственные и неправительственные (МНПО).

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН - Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии (например, Европейская экономическая комиссия), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.

В контексте решений Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) Генеральная Ассамблея ООН одобрила в декабре 1972г. резолюцию № 2997 «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды». Этой резолюцией был учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН - Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme - ЮНЕП). ЮНЕП занимает положение основного вспомогательного органа ООН. Через Экономический и Социальный Совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

В структуре ЮНЕП имеется три основных подразделения:

  • Совет управляющих,
  • секретариат во главе с исполнительным директором,
  • фонд окружающей среды.

Совет управляющих ЮНЕП состоит из представителей 58 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний срок. Он собирается ежегодно для обсуждения основных вопросов международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Исполнительный директор ЮНЕП, возглавляющий его секретариат, также избирается Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. Он руководит всеми текущими делами, в частности, обеспечивает подготовку каждой очередной сессии Совета управляющих.

Фонд окружающей среды создан в целях оказания дополнительной финансовой поддержки международным природоохранительным мероприятиям, которые осуществляются в рамках ЮНЕП. Фонд образуется на основе добровольных взносов стран и расходуется в соответствии с рекомендациями Совета управляющих ЮНЕП.

Если после Стокгольмской конференции ООН была создана ЮНЕП, то одним из итогов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992 г.) явилось создание в рамках ООН Комиссии по устойчивому развитию, которая является вспомогательным органом Экономического и социального Совета ООН (ЭКОСОС).

Насчитывается более 200 международных неправительственных организаций (МНПО) - как специализированных на вопросах охраны окружающей среды, так и проявляющих интерес к экологическим проблемам, помимо вопросов их основной сферы деятельности (науки, образования, здравоохранения, экономики, религии и др.).

Большинство МНПО, обладающих специальной природоохранительной компетенцией, занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. Среди них - Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.д.

Наиболее крупной и авторитетной МНПО является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 г. во Франции. В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. Членами МСОП могут быть как правительства стран, так и отдельные государственные органы, учреждения, общественные организации, другие коллективы, вносящие свой вклад в дело охраны природы. От Российской Федерации членами МСОП являются Государственный комитет по охране окружающей среды, Всероссийское общество охраны природы и др.

Высшим органом МСОП является Генеральная Ассамблея, сессии которой проводятся один раз в три года. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи делами Международного союза управляют Совет МСОП во главе с Президентом МСОП и бюро Совета (7 человек).

Природоохранительная деятельность МСОП ведется в шести основных направлениях, каждое из которых возглавляется комиссией (по национальным паркам, по политике, праву и управлению и др.). Членами комиссий являются государственные и общественные деятели, ученые и другие лица, активно сотрудничающие в достижении целей охраны окружающей среды.

МСОП провел ряд полезных мероприятий. Одно из первых - целенаправленная работа по сбору данных о редких и исчезающих видах животных. В 1996 г. собранные данные были опубликованы под названием «Красная книга фактов». Сюда были внесены исчезающие и редкие животные, разделенные на четыре категории: исчезающие виды, редкие, сокращающиеся виды и виды, степень угрозы для которых не установлена. Позже добавилась еще одна категория: виды, которым угрожало исчезновение, но опасность для которых миновала.

МСОП подготовил проекты международных конвенций об охране водно-болотных угодий, об ограничении международной торговли видами животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, и др.

Международный экологический суд. В практической деятельности мирового сообщества возникают экологические споры, требующие разрешения международными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана «камера по экологическим вопросам».

По инициативе группы юристов на учредительной конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г., был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд)*. Он является неправительственной организацией. Первый состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда.

Деятельность Международного экологического суда регулируется его уставом, в соответствии с которым суд разрешает международные споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в трех формах: а) путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации; б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе; в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.

Рассмотрение споров в Международном экологическом суде основано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела.

Круг лиц, которые могут обращаться в Международный экологический суд, неограничен. Это могут быть частные лица, общественные организации, государственные органы, включая правительства.

Международный экологический суд может рассматривать широкий круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или прекращением экологически вредной деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некоторых других - споры о защите экологических прав граждан.

Рассмотрение дел в Международном экологическом суде основано на международном праве окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах.

2. Международные конференции по окружающей среде

международный природоохранительный радиоактивных загрязнение

Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются конференции, двусторонние и многосторонние, правительственные и неправительственные. Ежегодно в мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам. В зависимости от целей они служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных и практических проблем.

Особый интерес и особое международное значение имеют две конференции, проведенные под эгидой ООН.

Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения в конце 60-х гг., Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой о проведении международной конференции, на которой были бы обсуждены и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды.

В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, которая приняла Декларацию принципов и План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.

В целом эта Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации международного природоохранительного сотрудничества.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила перед ней задачи:

  • предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;
  • рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.

Результатом деятельности Международной комиссии, которую возглавляла премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд, стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее» (Our Common Future), представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. (переведен и опубликован в России издательством «Прогресс» в 1989 г.)

Основной вывод данной Международной комиссии состоял в необходимости достижения устойчивого социально-экономического развития, при котором решения на всех уровнях принимались бы с полным учетом экологических факторов. Выживание и дальнейшее существование человечества определяют мир, развитие и состояние окружающей среды. Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, т.е. через 20 лет после Стокгольмской конференции, была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось этой Конференции, свидетельствуют ее масштабы и уровень. В Конференции участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных международных организаций. 114 делегаций возглавлялись главами государств и правительств.

На Конференции в Рио обсуждались многие вопросы, главные из которых касались трех важных документов:

  • Декларации по окружающей среде и развитию,
  • Долгосрочной программы дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»),
  • Принципов в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.

Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции - «О биологическом разнообразии» и «Об изменении климата».

Характеристика и роль Декларации Рио, или Декларации по окружающей среде и развитию, как и ее содержание, были изложены в разд. I настоящего учебника.

«Повестка дня на XXI век» посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она определяет направления деятельности государств, народов и международных организаций по решению этих проблем.

Повестка содержит 4 раздела:

  • социальные и экономические аспекты (национальная политика и международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах, борьба с нищетой, изменение структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решения);
  • сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития (защита атмосферы, комплексный подход к использованию земельных ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные вещества);
  • средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические и организационно-правовые средства решения экологических проблем).

«Повестка дня на XXI век» была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической силе она является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер.

Для реализации Повестки в глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые должны выплачивать развитые страны развивающимся. Участники Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие годы будут предоставлять развивающимся странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР и государства Восточной Европы вошли в группу стран с «переходной экономикой», в отношении которых отсрочено выполнение международных финансовых обязательств.

Основным инструментом организационно-финансового механизма реализации Повестки является Комиссия по окружающей среде и развитию, договоренность о создании которой достигнута на Конференции в Рио.

Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, - первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, так и использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.

В заявлении утверждается, что леса с их сложными экологическими процессами необходимы для экономического развития и поддержания всех форм жизни. Леса служат для получения древесины, пищи и лекарств, а также являются сокровищницей многих биологических продуктов, которые еще не открыты. Они являются хранилищами воды и углерода, который мог бы в противном случае попасть в атмосферу и превратиться в газ, вызывающий парниковый эффект. Леса - это дом для многих видов дикой природы. Кроме того, они, с их мирной зеленью и ощущением вечности, удовлетворяют культурные и духовные потребности человечества.

По данным МБРР, к 2000 г. тропические леса сохранятся только в 11 из 33 стран, ныне экспортирующих древесину. В то же время, по подсчетам Кельнского Института мировой экономики, введение запрета на импорт тропических лесоматериалов принесло бы развивающимся странам убытки в размере 50 млрд. долл, что равно всей финансовой помощи Запада странам «третьего мира». Получается, что эти страны просто обречены на разрушение своей природной среды.

Закрепленные в Заявлении принципы в отношении лесов включают следующее:

  • всем странам следует принимать участие в «озеленении мира» посредством посадки и сохранения лесов;
  • страны имеют право использовать леса для нужд своего социально-экономического развития. Такое использование следует основывать на национальной политике, соответствующей задачам устойчивого развития;
  • леса следует использовать таким образом, чтобы удовлетворять социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности современного и будущих поколений;
  • выгоды от продукции биотехнологии и генетических материалов, полученных за счет леса, следует на взаимно согласованных условиях разделить со странами, в которых находятся эти леса;

посаженные леса являются экологически приемлемыми источниками возобновляемой энергии и промышленного сырья. В развивающихся странах особенно важным является использование древесины в качестве топлива. Эти потребности должны удовлетворяться на основе рационального использования лесов и посадки новых деревьев;

  • национальные программы должны защищать уникальные леса, включая старые леса, а также леса, имеющие культурную, духовную, историческую или религиозную ценность;
  • странам необходимы планы рационального ведения лесного хозяйства, основанные на безопасных для окружающей среды рекомендациях.

Природоохранительное сотрудничество стран - членов СНГ

С учетом остроты экологических проблем на территории бывшего СССР, низкого уровня развития законодательства об окружающей среде задача развития природоохранительного сотрудничества в Содружестве Независимых Государств является актуальной.

Такое сотрудничество осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанного в феврале 1992 г. Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной.

Стороны Соглашения договорились о выработке и проведении согласованной политики в области охраны и использования земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов континентального шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами национальной юрисдикции с учетом соглашений, ранее заключенных СССР.

Чтобы обеспечить ведение согласованной политики в области охраны окружающей среды, государства признали необходимым:

  • гармонизировать принимаемые ими природоохранительные законодательные акты, экологические нормы и стандарты;
  • совместно разрабатывать и осуществлять межгосударственные программы и проекты в области природопользования и охраны окружающей среды, включая программы безопасного уничтожения и нейтрализации химического и ядерного оружия, высокотоксичных и радиоактивных отходов;
  • применять общие подходы, критерии (показатели), методы и процедуры оценки качества и контроля состояния окружающей среды и антропогенных воздействий на нее, обеспечивая сопоставимость данных о состоянии окружающей среды в межгосударственном масштабе;
  • использовать согласованные методики при оценке антропогенных воздействий на окружающую природную среду;
  • унифицировать методы нормирования антропогенных воздействий на окружающую среду;
  • создать и поддерживать межгосударственную экологическую информационную систему и представлять информацию в распоряжение других сторон.

Для выполнения изложенных положений Соглашения стороны приняли решение создать Межгосударственный экологический совет, образовать при нем Межгосударственный экологический фонд, необходимый для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ.

Межгосударственный экологический совет обеспечивает:

  • осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;
  • проведение с участием представителей заинтересованных сторон экологической экспертизы программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и иных проектов, реализация которых затрагивает или может затрагивать интересы двух или более сторон;
  • оказание содействия в разрешении экологических споров и др.

В Межгосударственный экологический совет входят руководители природоохранных органов государств - участников Соглашения. Совет действует на паритетной основе и принимает решения на основе консенсуса.

Важную роль в развитии природоохранительного сотрудничества в рамках СНГ призвана играть Межпарламентская ассамблея. В ее структуре создан Отдел по охране окружающей среды. Ассамблея выполняет совещательные, консультативные функции. Важнейшим полезным направлением ее деятельности является подготовка модельных законов в области природопользования и охраны окружающей среды. Развитие этого направления деятельности Межпарламентской ассамблеи будет способствовать решению двух сложных для выполнения отдельными государствами задач. Первая касается увеличения возможностей принять качественные национальные законы. Это особенно актуально с учетом дефицита в ряде государств юристов-экологов. Вторая - посредством разработки модельных законов обеспечивать гармонизацию принимаемого в рамках содружества законодательства в сфере окружающей среды, что предусмотрено Соглашением.

. Международная ответственность за экологические правонарушения

Проблема международной ответственности государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка. Под международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий.

Основанием применения международной ответственности служит экологическое правонарушение, которое проявляется в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства и т.п.

Важным элементом международного экологического правонарушения служит причинно-следственная связь между противоправным поведением субъекта международного права и причиненным экологическим ущербом. Существенное значение имеет вина правонарушителя. Одновременно в современной международной практике применяется и безвиновная или объективная (strict liability) ответственность.

В соответствии с современным международным правом международные правонарушения подразделяются на преступления и деликты. Понятие международного преступления определено в ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разработанного Комиссией международного права. Это - международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. В соответствии с международными нормами права окружающей среды международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, - такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным преступлением, признается международным деликтом, или ординарным правонарушением.

В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.

Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно.

Так, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) установила объективную ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в коммерческих целях. Собственник судна отвечает за всякий ущерб от загрязнения моря, который явился результатом утечки или слива нефти.

Данная Конвенция предусматривает обязательное страхование ответственности за ущерб от загрязнения при перевозке судном более 2000 т нефти наливом. В качестве альтернативы страхованию Конвенция дает владельцу судна возможность предоставить иное финансовое обеспечение, к примеру гарантию банка или свидетельство, выданное международным компенсационным фондом, на сумму, соответствующую пределу ответственности, установленному Конвенцией. Каждому судну, выполнившему это требование, выдается свидетельство. При его отсутствии судну может быть запрещено заходить или покидать порт государства - участника Конвенции.

В Брюссельской конвенции установлен предел ответственности, равный 210 млн. условных золотых франков (2 тыс. франков за 1 регистровую тонну вместимости судна). Собственник судна может быть освобожден от ответственности, если докажет, что ущерб:

  • явился результатом военных действий, враждебных действий или стихийного явления;
  • был всецело вызван действием или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб или
  • был всецело вызван небрежностью или иным неправомерным действием правительства или другого органа власти, отвечающего за содержание в порядке огней и других навигационных средств.

Женевская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (1989 г.), установила, что за ущерб, причиненный любым опасным грузом в ходе его перевозки, с момента инцидента ответственность несет перевозчик. Как и по Брюссельской конвенции, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб явился результатом военных действий, враждебных действий или стихийного явления; вызван действием третьих лиц с намерением причинить ущерб.

Особый пример возложения международной ответственности за вред, причиненный природной среде, представляет ответственность, применяемая вследствие военных действий. Несмотря на действие Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), в ходе войны в Персидском заливе осуществлялось преднамеренное крупномасштабное разрушение природной среды в военных целях. Уже через несколько дней после начала войны действия иракских войск привели к разливу 6-8 млн. баррелей кувейтской нефти в воды Персидского залива. За 4 дня бомбардировок Ирак взорвал большую часть из 1250 нефтяных скважин Кувейта, в результате чего возникли пожары на почти 600 нефтяных скважинах и были залиты нефтью огромные площади страны. Совет Безопасности ООН в резолюции № 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность Ирака перед иностранными государствами, физическими и юридическими лицами за ущерб, нанесенный окружающей среде, и за уничтожение природных ресурсов в результате вторжения в Кувейт. В соответствии с этой резолюцией был создан фонд, средства в который должны поступать от Ирака в сумме, составляющей около четверти его годовых доходов от добычи нефти. Эти средства предназначались для покрытия ущерба, который, по оценкам, достигал 50 млрд. долл.

5. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства

Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами - циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству. При этом перечень запрещенных действий не исчерпывается указанными в Конвенции, поскольку в любое время могут быть созданы новые средства воздействия. Конвенция устанавливает пределы дозволенных действий государств в сфере управления природными явлениями и является бессрочной.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха (главным образом серы и ее соединений). Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. На основе Конвенции в структуре Европейской экономической комиссии ООН создан специальный орган, обеспечивающий координацию национальных мер по выполнению конвенционных положений. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены к 1993 г. на 30 процентов.

Целью принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Участники Конвенции будут принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Вторым составляющим системы международной защиты природы является охрана озонового слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекратиться. Государства информируют учрежденный в соответствии с Конвенцией и Протоколом орган (Секретариат) о производстве, потреблении и использовании озоноразрушающих веществ. Участниками Конвенции разрабатываются национальные системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ.

Третьим объектом защиты является космическое пространство. Договор по космосу 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г. обязывают государства при изучении и использовании космического пространства и небесных тел избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием человечества.

6. Международно-правовая охрана Мирового океана

Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (в последней редакции) предусматривает меры для оборудования портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями - Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.

7. Международно-правовая охрана животного и растительного мира

Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.

Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.

Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает проведение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;

Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осуществляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. Приложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает на их существование неблагоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.

В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);

  • предотвращение сокращения численности вылавливаемой популяции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;
  • восстановление истощенных популяций;
  • сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.

На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников.

8. Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами

Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнения регулируются нормами Договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договора о нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других международных документов.

Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов. Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями. Таким образом, Женевская конвенция 1958 г. содержит лишь общий запрет радиоактивного загрязнения морской среды и атмосферы, имея в виду в первом случае захоронение отходов, а во втором - деятельность, связанную с применением радиоактивных материалов, и не содержит запрета на захоронение радиоактивных отходов в море.

Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты.

Преднамеренному захоронению в океане вредных, в том числе радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов. В Приложении I к Конвенции определены категории отходов, сброс которых запрещен (отходы с высоким уровнем радиации или другие радиоактивные вещества с таким же уровнем, которые компетентная в данной области международная организация определяет, с точки зрения здравоохранения, как недопустимые для сброса в море), в Приложении II - сброс которых требует особой предосторожности (все остальные радиоактивные отходы). Конвенция не регулирует порядок захоронения радиоактивных отходов, транспортируемых в качестве грузов.

Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.

Заключение

Охрана окружающей среды - одна из актуальнейших проблем современности. Именно этот фактор предопределил участие в решении экологических проблем подавляющего большинства международных организаций, которые стали одной из главных форм международного сотрудничества в области экологии. Их количество постоянно возрастает главным образом за счет организаций, специально ориентированных на природоохранительную проблематику. Некоторые из них специально созданы для охраны окружающей среды, другие - выполняют, наряду с другими функциями, отдельные функции по ее охране.

Особую заботу мирового сообщества на современном этапе представляют глобальные экологические проблемы. Эти проблемы - результат деятельности человека, не согласованной с законами развития природы. Их решение связано с выработкой международной экологической политики и надежных организационно-правовых средств на международном уровне как в отношении природопользования на национальном уровне, так и в отношении общемировых природных ресурсов.

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН.

Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются конференции, двусторонние и многосторонние, правительственные и неправительственные. Ежегодно в мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам.

С учетом остроты экологических проблем на территории бывшего СССР, низкого уровня развития законодательства об окружающей среде задача развития природоохранительного сотрудничества в СНГ является актуальной. Такое сотрудничество осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанного в феврале 1992 г.

Список литературы

Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. М., 1999.

Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 1998.

Денисов В.В., Гутенев В.В., Луганская И.А. Экология. М., 2002.

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М.1999.

Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997.

Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., 1999.

Современные международные отношения. Учебник. Под ред. А.В. Торкунова. М., 1999.

Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. М., 1995.

Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.

Опубликовано:
03.03.2021

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.