Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Законодательство

Государственная экологическая экспертиза

Работа Главгосэкспертизы России тесным образом связана с государственной экологической экспертизой, проведение кото¬рой является обязательным актом по охране окружающей при¬родной среды, предшествующим принятию хозяйственного ре¬шения о возможности реализации намечаемой деятельности на рассматриваемой территории и гарантирующим соблюдение при-родоохранных норм и правил в градостроительной документа¬ции, ТЭО и проектах. Порядок проведения регулируется законо¬дательством РФ и республик в ее составе.

1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Работа Главгосэкспертизы России тесным образом связана с государственной экологической экспертизой, проведение кото­рой является обязательным актом по охране окружающей при­родной среды, предшествующим принятию хозяйственного ре­шения о возможности реализации намечаемой деятельности на рассматриваемой территории и гарантирующим соблюдение при­родоохранных норм и правил в градостроительной документа­ции, ТЭО и проектах. Порядок проведения регулируется законо­дательством РФ и республик в ее составе.

Государственная экологическая экспертиза установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реали­зации объекта экологической экспертизы в целях предупрежде­ния возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социаль­ных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Работа в этой области ведется в соот­ветствии с Федеральным законом «Об экологической эксперти­зе», который регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий на нее хозяйственной и иной деятельности и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на совместное с РФ реше­ние вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологи­ческой безопасности. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными госу­дарственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза прово­дится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

В соответствии с Положением об экологической экспертизе подлежат рассмотрению:

  • предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе террито­рий свободных экономических зон и территорий с особым режи­мом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  • технико-экономические обоснования и проекты на строи­тельство, реконструкцию, развитие, техническое перевооруже­ние, ликвидацию предприятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности;
  • проекты комплексных схем охраны и использования зе­мельных, водных, лесных и других природных ресурсов;
  • материалы комплексного экологического обслуживания участков территорий для последующего придания им нового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной особо охраняемой природной зоны, а также программы по реабилитации данных территорий;
  • материалы, обосновывающие экологические требования к "той технике, технологиям и веществам, оказывающим воздействие на состояние окружающей природной среды, в том числе закупаемые за рубежом;
  • материалы   по  созданию  совместных  с  иностранными фирмами предприятий, деятельность которых связана с исполь­зованием природных ресурсов;
  • материалы экологических обоснований лицензий и сер­тификатов;
  • проекты     нормативно-технической     и     инструктивно-методической документации в части охраны окружающей при­родной среды и рационального использования природных ресур­сов.

Положительное заключение экспертных подразделений Минприроды России по материалам ТЭО служит основанием для выдачи лицензии (разрешения) на природопользование, вклю­чающей разрешение на землепользование.

Более подробно экологическая экспертиза рассматриваются в 6 главе.
 

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится с целью выяв­ления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предлагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут вли­ять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций, а также для проверки соблюдения при проек­тировании норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. В соответствии с организационно-правовыми нормами в области защиты граждан, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства РФ от 06 мая 1994 г. № 457 ука­занные экспертные функции осуществляются Министерством России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци­ям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС Рос­сии).В целях обеспечения государственного контроля за качест­вом проектов строительства потенциально опасных объектов, аварии на которых могут иметь катастрофические последствия, выходящие за пределы района их размещения, а также отдельных технически особо сложных объектов, Минстрой России совмест­но с МЧС России, Минприроды России, Госатомнадзором России и Госгортехнадзором России установил перечень объектов, про­екты строительства которых независимо от источников финанси­рования, форм собственности и принадлежности этих объектов, подлежат рассмотрению Главгосэкспертизой России с участием экспертных подразделений указанных министерств и органов го­сударственного надзора.Положение о проведении государственной экспертизы в об­ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определило, что экспертизе подлежат градостроительная доку­ментация, технико-экономические обоснования (ТЭО) и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое пе­ревооружение предприятий, зданий и сооружений. Функции Го­сударственной экспертизы проектов МЧС России и экспертных комиссий при проведении экспертизы распределяются в зависи­мости от их компетенции. В компетенцию Государственной экс­пертизы проектов МЧС России входит рассмотрение:

  • проектов федеральных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и на повышение устойчивости функционирования объектов эконо­мики при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • схем развития и размещения отраслей народного хозяй­ства и отраслей промышленности;
  • генеральных планов городов - центров субъектов Рос­сийской Федерации и городов с расчетной численностью населе­ния 500 тыс. человек и более; проектов строительства потенци­ально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, включенных в «Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов», введенный в действие Пись­мом Минстроя России от 20.04.95 г. № БЕ - 19 - 9/24);
  • проектов строительства объектов управления админист­ративно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуаци­ях, узлов связи, территориальных систем централизованного опо­вещения населения, локальных систем оповещения, систем лока­лизации аварий, защитных сооружений гражданской обороны;
  • проектов   строительства   объектов,   финансируемых   из бюджета МЧС России;
  • проектов нормативно-технической и методической доку­ментации в области защиты населения, предупреждения чрезвы­чайных ситуаций и ликвидации их последствий.

 

Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов:

 

1 .Ядерно- и (или) радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топ­ливного цикла, хранилища временного и долговременного хране­ния ядерного топлива и радиоактивных отходов).

2.Объекты уничтожения и захоронения химических и дру­гих опасных отходов.

3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов,

4.  Объекты устройства нефтяных месторождений на шель­фах морей.

5.  Магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давле­нием более 6 М Па,

6.  Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. т) и изотермические хранилища сжиженных га­зов.

7.  Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 т тринитрото­луола.

8.  Предприятия по подземной и открытой (глубина разра­ботки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых.

9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

10.  Морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты, и тоннели длиной бо­лее 500 м, метрополитены.

11.  Крупные промышленные объекты с численностью заня­тых более 10 тысяч человек.

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера в современных условиях является одним из основ­ных рычагов государственного регулирования защиты, являясь одновременно одним из наиболее эффективных профилактиче­ских мероприятий по устранению причин чрезвычайных ситуа­ций техногенного характера и снижению тяжести их последст­вий. В ходе проведения специализированной экспертизы по во­просам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций в проектах строительства объектов можно выявить наиболее опасные процессы, участки производств, проанализировать раз­личные сценарии возникновения и развития чрезвычайных си­туаций и на этой основе предусмотреть необходимые мероприя­тия по предупреждению проектных аварий. На случай запроектированных аварий в ходе проведения экспертизы оцениваются разрабо­танные в проектах мероприятия, направленные на максимальное снижение потерь среди персонала и населения, выполнение тре­бований по их защите и созданию оптимальных условий для про­ведения спасательных и других неотложных работ. В целях обес­печения эффективности, объективности и достижения комплекс­ного подхода к проведению экспертиз предусмотрено и реализу­ется взаимодействие Госэкспертизы МЧС России и экспертных комиссий с Главгосэкспертизой России и ее территориальными организациями.

 

 

Литература:

 

1. Учебное пособие “Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса”, Леванкова Т.Е., Чертоляс Н.Ф., Москва Издательство ассоциации строительных вузов 2003г.

Опубликовано:
26.02.2021

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.