Рефераты: Экология / Законодательство
Государственная экологическая экспертиза
1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Работа Главгосэкспертизы России тесным образом связана с государственной экологической экспертизой, проведение которой является обязательным актом по охране окружающей природной среды, предшествующим принятию хозяйственного решения о возможности реализации намечаемой деятельности на рассматриваемой территории и гарантирующим соблюдение природоохранных норм и правил в градостроительной документации, ТЭО и проектах. Порядок проведения регулируется законодательством РФ и республик в ее составе.
Государственная экологическая экспертиза установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Работа в этой области ведется в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», который регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий на нее хозяйственной и иной деятельности и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на совместное с РФ решение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
В соответствии с Положением об экологической экспертизе подлежат рассмотрению:
- предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
- технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности;
- проекты комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;
- материалы комплексного экологического обслуживания участков территорий для последующего придания им нового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной особо охраняемой природной зоны, а также программы по реабилитации данных территорий;
- материалы, обосновывающие экологические требования к "той технике, технологиям и веществам, оказывающим воздействие на состояние окружающей природной среды, в том числе закупаемые за рубежом;
- материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов;
- материалы экологических обоснований лицензий и сертификатов;
- проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Положительное заключение экспертных подразделений Минприроды России по материалам ТЭО служит основанием для выдачи лицензии (разрешения) на природопользование, включающей разрешение на землепользование.
Более подробно экологическая экспертиза рассматриваются в 6 главе.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится с целью выявления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предлагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также для проверки соблюдения при проектировании норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. В соответствии с организационно-правовыми нормами в области защиты граждан, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства РФ от 06 мая 1994 г. № 457 указанные экспертные функции осуществляются Министерством России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).В целях обеспечения государственного контроля за качеством проектов строительства потенциально опасных объектов, аварии на которых могут иметь катастрофические последствия, выходящие за пределы района их размещения, а также отдельных технически особо сложных объектов, Минстрой России совместно с МЧС России, Минприроды России, Госатомнадзором России и Госгортехнадзором России установил перечень объектов, проекты строительства которых независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности этих объектов, подлежат рассмотрению Главгосэкспертизой России с участием экспертных подразделений указанных министерств и органов государственного надзора.Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определило, что экспертизе подлежат градостроительная документация, технико-экономические обоснования (ТЭО) и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений. Функции Государственной экспертизы проектов МЧС России и экспертных комиссий при проведении экспертизы распределяются в зависимости от их компетенции. В компетенцию Государственной экспертизы проектов МЧС России входит рассмотрение:
- проектов федеральных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и на повышение устойчивости функционирования объектов экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности;
- генеральных планов городов - центров субъектов Российской Федерации и городов с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более; проектов строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, включенных в «Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов», введенный в действие Письмом Минстроя России от 20.04.95 г. № БЕ - 19 - 9/24);
- проектов строительства объектов управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях, узлов связи, территориальных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения, систем локализации аварий, защитных сооружений гражданской обороны;
- проектов строительства объектов, финансируемых из бюджета МЧС России;
- проектов нормативно-технической и методической документации в области защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов:
1 .Ядерно- и (или) радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов).
2.Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов.
3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов,
4. Объекты устройства нефтяных месторождений на шельфах морей.
5. Магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 М Па,
6. Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. т) и изотермические хранилища сжиженных газов.
7. Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 т тринитротолуола.
8. Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых.
9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.
10. Морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты, и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.
11. Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.
Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в современных условиях является одним из основных рычагов государственного регулирования защиты, являясь одновременно одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по устранению причин чрезвычайных ситуаций техногенного характера и снижению тяжести их последствий. В ходе проведения специализированной экспертизы по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в проектах строительства объектов можно выявить наиболее опасные процессы, участки производств, проанализировать различные сценарии возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и на этой основе предусмотреть необходимые мероприятия по предупреждению проектных аварий. На случай запроектированных аварий в ходе проведения экспертизы оцениваются разработанные в проектах мероприятия, направленные на максимальное снижение потерь среди персонала и населения, выполнение требований по их защите и созданию оптимальных условий для проведения спасательных и других неотложных работ. В целях обеспечения эффективности, объективности и достижения комплексного подхода к проведению экспертиз предусмотрено и реализуется взаимодействие Госэкспертизы МЧС России и экспертных комиссий с Главгосэкспертизой России и ее территориальными организациями.
Литература:
1. Учебное пособие “Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса”, Леванкова Т.Е., Чертоляс Н.Ф., Москва Издательство ассоциации строительных вузов 2003г.
26.02.2021
Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.