Рефераты: Экология / Законодательство
Правовая охрана дикой природы
Охра́на приро́ды - комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и окружающей среды (БСЭ), в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли. Охрана природы имеет экономическое, историческое и социальное значение. [5]
Под охраной дикой природы в настоящее время понимается комплекс мер по сохранению видов и подвидов дикой фауны от вымирания. [5]
Основные проблемы сохранения биоресурсов в настоящее время
В настоящее время под термином биоресурсы подразумеваются животные ресурсы как совокупность наземных животных биоресурсов, включающих промысловые и непромысловые виды, и водных биоресурсов, включающих морских и пресноводных млекопитающих, рыб и беспозвоночных; растительные биоресурсы как совокупность древесных ресурсов, включающих лес и лесоматериалы, недревесных ресурсов, включающих пищевые, лекарственные, технические, медоносные, кормовые и иные растительные ресурсы, а также морские водоросли. К биоресурсам относятся также редкие и исчезающие виды диких животных и дикорастущих растений, охраняемые международным и российским законодательством. Наряду с легальным вывозом объектов фауны и флоры, сотрудники таможенных органов нередко сталкиваются с попытками незаконного вывоза и ввоза уникальных объектов животного и растительного мира.
Имеющиеся данные говорят о том, что за последние годы попытки незаконного вывоза животных, растений, их частей и дериватов приобрели массовый характер. Увеличивающиеся попытки нелегального вывоза частей животных и дериватов, используемых в восточной медицине, говорят, например, о наличии на территории Дальнего Востока нелегального рынка, связанного, прежде всего, с браконьерством, так как основная масса животных, части которых вывозятся в нарушении установленного порядка и правил, занесены в международную и российские Красные книги, это такие животные и растения, как амурский тигр, дальневосточный леопард, белый, бурый и гималайский медведи, кабарга, дальневосточная мягкотелая черепаха, амурский осетр и калуга, дикорастущий женьшень и многие другие. На границе с Китаем и другими странами образовались каналы незаконного вывоза дальневосточных животных и растений, их частей и дериватов.
Все это требует от должностных лиц правоохранительных, в т.ч. таможенных органов и природоохранных организаций, знания нормативных документов, определяющих порядок перемещения через таможенную границу РФ объектов дикой флоры и фауны, порядка.
1. Мероприятия по охране дикой природы
Мероприятия, связанные с охраной дикой природы, можно разделить на следующие группы:
- естественнонаучные,
- технико-производственные,
- экономических,
- административно-правовыe
Имеено последние будут наиболее подробно рассмотрены в данном реферате.
Любые мероприятия по охране природы могут осуществляться в международном масштабе, общегосударственном масштабе или в пределах отдельного региона.
Опасность неконтролируемого изменения окружающей фауны и, вследствие этого, угроза существованию на Земле живых организмов, в том числе человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования. К таким мерам относятся: очистка окружающей среды, упорядочение использования химикатов, прекращение производства ядохимикатов, восстановление земель и пр., а также создание заповедников. В красную книгу занесены редкие растения и животные.
Природоохранные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном законодательстве.
В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах, а также увеличить число редких представителей фауны.
2. Практические действия по охране дикой природы
Цель охраны дикой природы - предоставить живым существам, населяющим планету, возможность существовать в состоянии естественной свободы, тем самым предоставляя человеку максимально доступную возможность наблюдать красоту природы и пребывать в гармонии с ней.
В первую очередь к таким действием стоит относить создание ООПТ.
Но, как показывает практика, в условиях кризисного развития никакой правовой статус не является гарантией соблюдения режима Особо Охраняемой Природной Территории (ООПТ), предотвращения истребления того или иного вида живых существ или сохранения уникального природного объекта. Большая часть действий, ведущих к уничтожению дикой природы, осуществляется с согласия или с ведома государственных природоохранных органов, созданных и финансируемых из средств налогоплательщиков.
В условиях кризисного развития, неизбежно сопровождающегося глубокой криминализацией общества, вообще трудно говорить о каких-либо гарантиях, и можно говорить, не обманывая самих себя, лишь о надеждах на сохранение дикой природы и отдельных ее объектов.
В условиях кризисного развития надежда на сохранение объектов и участков дикой природы появляется, когда возникает коллектив людей, поставивших своей целью сохранение данного объекта или участка дикой природы, вида живых существ, или с появлением хотя бы одного человека, имеющего такую цель жизни, независимо от мотивов - этических, эстетических, культурных, религиозных, экономических или любых других.
Ранее выработанные естественно-научные, социальные, экономические, правовые и иные основания и инструменты создания и функционирования ООПТ, охраны и восстановления численности угрожаемых или исчезающих видов в данной ситуации служат средствами, свободно творчески комбинируемыми для достижения поставленных целей в зависимости от конкретных условий места и времени.
Первой ступенью охраны дикой природы является введение любых добровольных ограничений на использование ее объектов, а также действия по защите таких ограничений, введенных ранее государственными или общественными органами или объединениями, в том числе борьба с нарушениями законодательства об охране окружающей природной среды.
Второй ступенью мы бы считали выделение охраняемых природных территорий и объектов и реализацию - государственных, т.е. правовых, общественных, т.е. на основе общественного мнения или решения сообщества, заинтересованного в охране этой территории или объекта, или частных, т.е. основанных на праве собственности, мер по их охране от воздействий, нарушающих охранный режим, установленный сообществом людей, взявших эту территорию или этот объект под свою опеку и охрану.
На этих ступенях лица и коллективы, охраняющие дикую природу, могут действовать независимо друг от друга, исходя исключительно из собственных представлений о том, что и как надо охранять.
Объединение и координация действий отдельных коллективов, взявших на себя ответственность за охрану той или иной территории или объекта дикой природы, позволяет подойти к созданию системы охраны дикой природы того или иного региона, административного или природного, например, экорегиона или бассейна реки. На этой ступени целесообразным следует считать использование данных о ландшафтной структуре региона, характеристике его биологического разнообразия и основных направлениях существующего и перспективного хозяйственного освоения, а также теоретических представлений ландшафтной экологии.
В то же время на этой стадии представляется целесообразным изменить привычную логику заповедания наименее измененных природных территорий и предлагать к изъятию из перспективного хозяйственного использования наименее ценные с сегодняшней экономической точки зрения территории: вырубки и гари, овраги и сельскохозяйственные неудоби, вплоть до чрезмерно загрязненных теми или иными антропогенными веществами, например, радионуклидами или пестицидами, земель. Предлагать, имея в виду, что все подобные территории являются местами процветания множества диких живых существ, некоторые из которых нигде больше, кроме как на таких нарушенных землях, и обитать-то не могут, а также то, что такие территории, предоставленные «сами себе», будут воспроизводить настоящие природные сообщества в присущем Природе темпе, как бы нам ни хотелось его ускорить.
До последнего времени охрана дикой природы рассматривалась, прежде всего, как функция государства, которое создавало особо охраняемые природные территории, объявляло те или иные виды особо охраняемыми, занося их в Красную книгу, и финансировало деятельность государственных органов, ответственных за соблюдение режима ограничений на хозяйственную деятельность. Вольно или невольно, но при этом граждане рассматривались как страдающая сторона, права которой ограничивались во имя охраны природы.
В условиях кризисного развития, неизбежно сопровождающегося сокращением функций государства, главным субъектом охраны дикой природы становятся именно граждане и их объединения, делающие это исходя из своих собственных, личных, нерациональных и пусть даже совсем ненаучных представлений.
Именно гражданская самодеятельность по охране дикой природы может в ближайшем будущем, с одной стороны, выступать гарантией или надеждой ее сохранения, а, с другой стороны, работать на изменение общественного сознания в направлении большего очеловечивания в соответствии с ожиданиями происходящего цивилизационного изменения.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Всего в России по состоянию на 2009 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальный парк и 69 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. Общая площадь ООПТ федерального значения около 580 тысяч квадратных километров в 81 из 84 субъектов Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в Санкт-Петербурге, Волгоградской и Тульской областях), что составляет приблизительно 3 % территории РФ. Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем <#"justify">Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие). [5]
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
Курорты - освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях особо охраняемые природные территории, располагающие природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
В современном законодательстве под правовой охраной природы понимается совокупность всех юридических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий. В других странах правовая О. п. иногда понимается в более узком смысле - как сохранение достопримечательностей природы, особо ценных или уникальных природных объектов, а охрана всех остальных природных объектов включается в понятие охраны окружающей среды; в современный период О. п. в широком смысле и охрана окружающей среды всё чаще рассматриваются как тождественные понятия.
В России система правовых мероприятий по охране природы была впервые проведена Петром I, который ввёл жёсткую регламентацию рубок леса в интересах правильного ведения лесного хозяйства и учредил службу лесного контроля. Некоторые виды деревьев (дуб, вяз, карагач и др.), водоохранные леса были объявлены заповедными. Указом 1719 были предусмотрены строгие меры наказания за засорение Невы и др. рек. В конце 19 в. были приняты законы о сбережении лесов (1888), об охоте (1892) и др. Однако развитие капитализма на рубеже 19 и 20 вв., вызвавшее быстрый рост промышленности и освоение новых земель, повлекло за собой нарушение многих правил охраны природы, в погоне за прибылью частные предприниматели хищнически эксплуатировали природные богатства, нанося значительный ущерб стране.
Законодательная система каждого государства по своему отличается друг от друга и в этом отношении Россия не составляет исключения. Важной задачей является наиболее полное правовое обеспечение на федеральном уровне охраны дикой природы, как одной из глобальных проблем современности. Российская Федерация - участница Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения - СИТЕС - Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES), вступившей в силу с 1 июля 1975 г., которая по своему характеру является глобальной конвенцией и в настоящее время (по состоянию на июль 2001 года) в СИТЕС участвует 154 государства, включая Россию.
Российская Федерация до настоящего времени не входит в число стран, подписавших Конвенцию, которые установили достаточно исчерпывающие национальные законы для ее выполнения. Тем более в РФ не существовало и не существует специального закона, соответствующего положениям СИТЕС. Подобная ситуация в природоохранном российском законодательстве всего лишь частично компенсируется некоторыми правовыми актами по определенным направлениям.
Система российского природоохранного законодательства слабо приспособлена для специальных задач по выполнению Конвенции, т.к. существующие федеральные законы по охране природы ограничены в своем действии и направлены в большей или меньшей степени на защиту местной (российской) фауны. Россия относится к той группе стран-участниц, которые пока установили такую систему законодательств, где охвачены только часть аспектов по выполнению Конвенции.
В Российской Федерации законодательно определены государственные структуры, отвечающие за выполнение условий Конвенции. Выполнение функций Административного органа Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), возложено на Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Значимым для России является вопрос экспорта местных видов дикой природы. Для получения разрешения на экспорт образцов, изъятых из дикой природы, административный орган РФ должен удостовериться, что этот образец был пойман без нарушения законов. Если данный вид не находится под защитой национального законодательства, то это условие автоматически устраняется. С другой стороны, если образец местного вида был сначала импортирован в РФ, а затем реэкспортируется, то административный орган должен удостовериться в том, что образец был импортирован в соответствии с условиями Конвенции. Однако, если образцы были ввезены обманным путем, или данный вид не защищается в стране-импортере, почти всегда будет невозможно доказать, что образец был получен законным путем. В данном вопросе российское законодательство отвечает положениям СИТЕС.
Юридическая ответственность за нарушения режима использования и охраны объектов дикой природы
Нарушения режима использования и охраны объектов дикой природы являются видами экологических правонарушений.
Экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Предметом экологических правонарушений выступает природная среда в целом в связи с тем, что все ее составные части находятся между собой во взаимодействии и во взаимосвязи и составляют единую экосистему, а в пределах конкретных участков суши или водоемов образуют единую общность организмов, растительности и т.п. - биоценоз.
Ответственность за экологические правонарушения несет ряд основных функций:
- стимулирующую - к соблюдению норм экологического права;
- превентивную - обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
- компенсационную - направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда, причиненного здоровью человека;
- карательную - заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Юридическая ответственность за преступления и правонарушения, совершаемые при перемещении объектов фауны и флоры через таможенную границу (контрабанду)
На различных исторических этапах понятие контрабанда наполнялось различным содержанием, учитывающим особенности нарушений порядка и правил перемещения товаров через границу. В Таможенных уставах определение контрабанды разнятся, но основное понятие контрабанды закреплено и в ныне действующем законодательстве, подразумевающем под контрабандой незаконное перемещение товаров и предметов через таможенную границу России с использованием приемов (способов и методов), направленных на избежание таможенного контроля.
В настоящее время под контрабандой биоресурсов подразумевается контрабанда биоресурсов животного происхождения и биоресурсов растительного происхождения. К биоресурсам относятся также редкие и исчезающие виды диких животных и дикорастущих растений, охраняемые международным и российским законодательством.
В законодательстве за пропаганду предусмотрена уголовная ответственность. [1]
7. Всемирный фонд дикой природы, его деятельность
Всемирный фонд дикой природы (англ. <#"justify">Первые проекты Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России начались еще в 1988 году, а в 1994 году открылось Российское Представительство WWF. С тех пор WWF успешно осуществил более 150 полевых проектов в 40 регионах России и вложил более 30 миллионов долларов в работу по сохранению и приумножению природных богатств страны. В 2004 году Всемирный фонд дикой природы стал Российской национальной организацией.
Основные программы WWF России:
- Лесная программа - сохранение биологического разнообразия лесов России на основе перехода к устойчивому управлению лесами и их охраны.
- Морская программа - устойчивое использование морских ресурсов и охрана морской фауны и флоры.
- Климатическая программа - предотвращение изменений климата и адаптация к их последствиям.
- Работа на особо охраняемых природных территориях - создание в приоритетных экорегионах систем охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.), гарантирующих долгосрочное сохранение биологического разнообразия.
- Охрана редких видов - проекты по сохранению видов животных, стоящих на грани исчезновения: дальневосточного леопарда, амурского тигра, зубра, снежного барса, сибирского белого журавля стерха.
- Экологизация нефтегазового сектора России - предотвращение и снижение негативного воздействия нефтегазового сектора экономики на природу России через повышение экологической ответственности компаний.
Приоритетные направления деятельности WWF России:
- развитие и поддержание особо охраняемых природных территорий России (заповедников, национальных парков, заказников и др.);
- охрана редких видов животных и растений. Амурский тигр, дальневосточный леопард, снежный барс, зубр находятся под патронажем WWF;
- развитие общероссийского и регионального природоохранного законодательства;
- создание экономических механизмов для сохранения биологического разнообразия;
·поддержка природоохранного просвещения и образования. работает на территориях, наиболее важных для сохранения разнообразия живой природы - в так называемых экорегионах. Во всем мире WWF определил более 200 экорегионов (Global 200). На территории России таких экорегионов четырнадцать, наиболее важными являются Дальний Восток, Алтае-Саяны и Кавказ.
Большинство природоохранных полевых проектов WWF России финансируется из-за рубежа, но WWF прикладывает большие усилия к привлечению средств внутри страны. По состоянию на начало 2011 г. фонд имеет более 17 тысяч индивидуальных сторонников в России, которые вносят регулярные пожертвования. Более 30 компаний являются членами Корпоративного Клуба WWF и финансируют природоохранные проекты WWF России. [5]
8. Другие фонды и организации по охране дикой природы
Сегодня существует бесчисленное множество организаций и фондов по защите дикой природы, от студенческих объединений до всемирно известных организаций, ведь сложно найти людей абсолютно равнодушных к природе. Ниже будут рассмотрены одни из наиболее известных фондов охраны дикой природы.
Важное значение имеет пропаганда знаний о природе среди населения с помощью печати, радио, телевидения. Большую работу ведут общественные организации - добровольные общества охраны природы СНГ и прежде всего Всероссийское, Московское и др. общества испытателей природы; Географическое общество, Всесоюзное общество «Знание» и др. Организуются народные университеты и факультеты охраны природы. Эта пропаганда, как видно, в настоящее время все же приносит свои плоды.
На самом деле никаких научных данных о необходимости дикой природы для выживания людей не существует и не может существовать. Как биологический вид, человек способен исторически долго (что не значит хорошо) жить в почти полной изоляции от естественных природных сообществ, о чем свидетельствует многовековой опыт жизни в городах. Как исключительно пластичный и генетически разнообразный вид, Homo sapiens, скорее всего, способен перенести почти любые уровни загрязнения среды. Вполне представимо, что нас сменят устойчивые ко всем и всяким загрязнителям обитатели свалок.
Охрана дикой природы и участие в ней есть средство сохранения человечности как таковой, средство охраны жителей Земли, страны, региона от одичания, средство защиты себя и своих детей от культурной и социальной деградации. И это - ее первичная «полезность», сравнимая с «полезностью» инстинкта самосохранения.
27.01.2021
Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.