Рефераты: Экология / Атмосфера
Охрана озонового слоя и климата
Введение
Защита озонового слоя атмосферы является одной из наиболее острых глобальных экологических проблем современности. Его истощение стало одной из основных угроз жизни на земле. Разрушителями озона признаются хлор и бром, которые используются как хладагенты, очистители, пенообразователи в системах холодильного оборудования, пожаротушения и некоторых других. Из-за резкого увеличения их выбросов в атмосферу за последние 35 лет оболочка озонового слоя Земли уменьшилась на десять процентов. По расчетам ученых, в случае потери атмосферой еще сорока процентов озона все живое на планете окажется беззащитным перед смертоносным воздействием ультрафиолетового излучения. По этой причине охрана озонового слоя сегодня отнесена к глобальным проблемам человечества, решение которых - первостепенная задача всех стран. Реализация поставленной задачи осуществляется согласно комментируемой статье в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством РФ. Первым международно-правовым актом, посвященным охране озонового слоя, стала Венская конвенция об охране озонового слоя, принятая в 1985 г. Под озоновым слоем в ней понимается слой атмосферного озона над пограничным слоем планеты; под неблагоприятным воздействием - изменения в физической среде или биоте, включая изменения климата, которые имеют значительные вредные последствия для здоровья человека или для состава, восстановительной способности или продуктивности природных и регулируемых экосистем или для материалов, используемых человеком. Кроме того, характер политических дискуссий, масштабы инициатив в сфере охраны климата за сравнительно недолгий период претерпели значительные изменения: существенно возросло количество и качество нормативного материала по данной тематике, были разработаны специфичные механизмы и методы правового регулирования на уровне международного и национального права.
Охрана климата в последние годы является одной из самых широко обсуждаемых проблем. Здесь сталкиваются интересы развитых и развивающихся стран, предприятий, занятых в производстве энергии из традиционных и возобновляемых источников, субъектов, осуществляющих массированные выбросы СОг, других парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферу Земли, с интересами охраны окружающей среды и здоровья населения. Данная тема является предметом широкой дискуссии между различными научными школами, политиками, общественностью, экологами и представителями промышленности во всем мире.
Озон и климат
Способность озона поглощать ультрафиолетовое излучение с точки зрения роли озонового слоя как нашего защитника - “волшебного щита планеты”. Однако сам процесс такого поглощения не проходит бесследно для земной атмосферы. Энергия, которую несет излучение в указанном диапазоне длин волн, в результате поглощения передается атмосферному газу, вызывая его нагрев. Оценки показывают, что выше примерно 20км и в стратосфере, и в большей части мезосферы этот процесс является основным источником нагрева, определяющим, таким образом температуру - её высотное и широтное распределение. Распределение температуры контролирует динамические процессы в атмосферном газе. Таким образом, вся система циркуляции в стратосфере, включая и вертикальный перенос газа, зависит от распределения озона. И если под влиянием антропогенных процессов распределение озона заметно изменится, должна измениться вся картина динамических процессов, включая и взаимодействие стратосферы и тропосферы. Расчеты с помощью атмосферных моделей показывают, что если повсеместно уменьшить концентрацию озона в два раза, то в мезосфере произойдет охлаждение атмосферного газа на 20° С. Это охлаждение в большей части стратосферы (18-40км) составит 6 - 8° С, а на стыке тропосферы и стратосферы (7 - 18км) - 2 - 3° С. рассматривалось лишь одно оптическое свойство молекул озона - поглощать мягкое ультрафиолетовое излучение. Однако молекулы O3 обладают и другими свойствами, существенными для теплового режима атмосферы. Наиболее важное из них - способность поглощать излучение в инфракрасном диапазоне, точнее в полосе с длиной волны примерно 9,6мкм.Для того чтобы понять важность этого свойства озона для теплового режима атмосферы, я немного отступлю от основной линии этого пункта реферата и кратко рассмотрю формирование теплового режима атмосферы и поверхности Земли.
В чем же суть так называемого парникового эффекта? Суть его состоит в том, что поверхность Земли поглощать энергию падающего на неё солнечного излучения (ближнего ультрафиолетового, видимого, инфракрасного - всего, которое до неё дошло, почти не поглотившись в воздухе) и переизлучает эту энергию в виде тепловых лучей сугубо в инфракрасной области. Если бы это инфракрасное излучение не поглощалось в атмосфере и не уходило назад в космическое пространство, на Земле было бы невыносимо холодно. Но этого не происходит потому, что большая часть переизлученной энергии не покидает нижних слоев атмосферы, а поглощается там облаками и различными малыми составляющими. Наиболее активны в этом поглощении две атмосферные составляющие - углекислый газ и пары воды. Именно они обеспечивают задержку в атмосфере большей части инфракрасного излучения. Однако существует так называемое окно прозрачности в полосе 8 - 13 мкм, где суммарное поглощение указанными двумя составляющими (CO2 и H2O) мало. В этой области в роли основного поглотителя выступает озон. Как отмечалось выше, озон имеет сильную полосу поглощения в области 9,6мкм, которая и обеспечивает захват уходящего инфракрасного излучения в середине окна. Отмечу, что у молекулы озона имеются и другие полосы поглощения в инфракрасной области (например, с длиной волны 13,8 и 14,4 мкм). Но там они накладываются на сильные полосы поглощения H2O и CO2.
В последние два десятилетия человечество все больше беспокоит проблема усиления парникового эффекта из-за увеличения в атмосфере количества CO2. Факт монотонного роста концентрации двуокиси углерода в тропосфере в результате человеческой деятельности (уменьшение площади лесов, сжигании органического топлива, и другие промышленные процессы) установлен с высокой степенью достоверности. Этот рост за последние 20 лет составляет 0,3-0,4% в год.[3]
Если тенденция роста CO2 в последующие десятилетия сохранится, то удвоение количества CO2 в атмосфере, которое существовало в доиндустриальную эру, должно произойти примерно в середине XXI в. Правда, наиболее оптимистические модели предсказывают такое удвоение лишь к 2100г. Конечно, реальная картина будет зависеть, прежде всего, от того, как быстро будет расти потребляемое человечеством количество энергии и насколько удастся заменить существующие сегодня источники энергии новыми, чистыми в экологическом отношении. При удвоении количества двуокиси углерода в атмосфере ожидаемое увеличение средней температуры нижней атмосферы составляет 2-3°С в средних и низких широтах и 5-6°С в полярных областях. При удвоении количества углекислого газа в стратосфере, должно произойти понижение температуры (на 10-15° С), поскольку молекулы CO2 принимают активное участие в процессах охлаждения стратосферного воздуха. Такое изменение климата Земли может иметь очень серьезные последствия для многих регионов земного шара. Именно поэтому в настоящее время идет активное обсуждение возможностей уменьшения выбросов углекислого газа в атмосферу и замедление роста количества CO2.
Но не только рост концентрации CO2 может привести к усилению парникового эффекта. Свой вклад вносит и рост концентрации озона в тропосфере, вызванный антропогенным загрязнением атмосферы. Конечно, картина с озоном далеко не проста, как в случае CO2. Ведь молекулы O3 играют роль и в процессах нагрева атмосферного газа (за счет поглощения ультрафиолетового излучения Солнца в стратосфере и инфракрасного излучения поверхности в основном в тропосфере) и в процессах его охлаждения (за счет излучения молекулами O3 части поглощенной энергии). Значит можно ожидать уменьшение количества озона в стратосфере из антропогенных источников и увеличение его в тропосфере. Все эти сложности приводят к тому, что оценить суммарный эффект ожидаемого изменения количества озона не так просто. Тем не менее наиболее надежные, по моему мнению являются расчеты по математическим моделям, учитывающим как радиационные, так и конвективные эффекты, показывают, что при ожидаемом удвоении количества озона в тропосфере и уменьшении в двое в стратосфере климатический эффект должен быть в большей мере подобен эффекту от ожидаемого удвоения количества двуокиси углерода, но с меньшей амплитудой. Иначе говоря, если в случае удвоения CO2 вероятно увеличение температуры в среднем по Земле на 3-4°С, то в случае описанного изменения количества озона это увеличение составит около 1° С. Уменьшение вдвое количества стратосферного озона также должно вызвать эффект, подобный эффекту удвоения количества CO2,- охлаждение стратосферы на 15-20°С
Следует отметить, что антропогенное увеличение количества озона в тропосфере, которое рассматривалось, прежде всего, с точки зрения дополнительного вклада в парниковый эффект, неизбежно будет сопровождаться и другими отрицательными эффектами. Озон обладает токсическими свойствами, которые могут приводить к поражению легочных тканей человека (и животных), ставя таким образом под угрозу здоровье людей. Ожидается влияние обогащенного озоном воздуха на растения, а также на различные (особенно легкоокисляющиеся) материалы.
Подводя итоги сказанного в этом пункте, следует подчеркнуть, что антропогенное увеличение количества озона в тропосфере предвещает нам также мало радостей, как и антропогенное разрушение стратосферного озона.[2]
озоновый слой климат атмосфера
Чем нам грозит “озоновая дыра”?
Возникновение “озоновых дыр” (сезонное уменьшение содержания озона вдвое и более) впервые наблюдали в конце 70-х годов над Антарктидой. В последующие годы длительность существования и площадь “озоновых дыр” росли, и к настоящему времени они уже захватили южные регионы Австралии, Чили и Аргентины. Параллельно, хотя и с некоторым запозданием, развился процесс истощения озона над Северным полушарием. Вначале 90-х годов наблюдали 20 - 25 % его уменьшения над Скандинавией, Прибалтикой и северо-западными областями России. В отличных от приполярных широтных зон истощение озона менее выражено однако и здесь оно является статистически достоверным (1,5-6,2% за последнее десятилетие).[1]
Истощение озонового слоя может оказать значительное влияние на экологию Мирового океана. Многие из имеющихся в нем систем испытывают стресс уже при существующих уровнях естественной Ультрафиолетовой радиации, и увеличение ее интенсивности для некоторых из них может оказаться катастрофическим. В результате воздействия ультрафиолетового излучения у водных организмов нарушается адаптивное поведение (ориентация и миграция), подавляются фотосинтез и ферментативные реакции, а также процессы размножения и развития, особенно на ранних стадиях. Поскольку чувствительность к ультрафиолетовой радиации разных компонентов водных экосистем существенно различается, то в результате разрушения стратосферного озона следует ожидать не только уменьшения общей биомассы, но и изменение структуры водных экосистем. В этих условиях могут погибать и вытесняться полезные чувствительные формы и усиленно размножаться резистентные, токсичные для окружающей среды, например сине-зеленые водоросли.
Эффективность водных пищевых цепей в решающей степени определяется продуктивностью их начального звена - фитопланктона. Расчеты показывают, что в случае 25%-го разрушения стратосферного озона следует ожидать 35%-го снижения первичной продуктивности в поверхностных слоях океана и 10%-го снижения во всем слое фотосинтеза. Значимость прогнозируемых изменений становится очевидной, если принять во внимание, что фитопланктон утилизирует более половины углекислого газа в процессе глобального фотосинтеза, и лишь 10-го снижения интенсивности этого процесса эквивалентно удвоению выброса углекислого газа в атмосферу в результате сжигания полезных ископаемых. Кроме того, ультрафиолетовая радиация подавляет продукцию фитопланктоном диметилсульфида, играющего важную роль в формировании облачности. Последние два феномена могут вызвать долговременные изменения глобального климата и уровня Мирового океана.
Из биообъектов вторичных звеньев водных пищевых цепей ультрафиолетовое излучение способно непосредственно поражать икру и мальков рыб, личинки креветок, устриц и крабов, а также других мелких животных. В условиях истощения стратосферного озона прогнозируется рост и гибель мальков промысловых рыб и, кроме того, снижение улова в результате уменьшения первичной продуктивности Мирового океана. В отличие от водных организмов, высшие растения могут частично адаптироваться к увеличению интенсивности естественной ультрафиолетовой радиации, однако в условиях 10-20%-й редукции озонового слоя у них наблюдается торможение роста, уменьшение продуктивности и изменения состава, снижающие пищевую ценность. Чувствительность к ультрафиолетовой радиации может существенно различаться как у растений разных видов, так и у разных линий одного вида. Культуры, районированные в южных регионах, более резистентные по сравнению с районированными в зонах умеренного климата. Очень важную, хотя и посредственную, роль в формировании продуктивности сельскохозяйственных растений играют почвенные микроорганизмы, оказывающие значительное влияние на плодородие почв. В этом смысле особый интерес представляют фототрофные цианобактерии, обитающие в самых верхних слоях почв и способные утилизировать азот воздуха с последующим использованием его растениями в процессе фотосинтеза. Эти микроорганизмы (особенно на рисовых полях) подвергаются непосредственному воздействию ультрафиолетовой радиации. Радиация способна инактивировать ключевой фермент ассимиляции азота - нитрогеназу. Таким образом, в результате разрушения озонового слоя следует ожидать уменьшение плодородия почв. Весьма вероятным является также вытеснение и отмирания других полезных форм почвенных микроорганизмов, чувствительных к ультрафиолетовой радиации, и размножением устойчивых форм, часть которых может оказаться патогенными.
Для человека естественная ультрафиолетовая радиация фактором риска уже при существующем состоянии озонового слоя. Реакции на ее воздействие разнообразны и противоречивы. Некоторые из них (образование витаминами Д, увеличение общей неспецифической резистентности, лечебный эффект при некоторых кожных заболеваниях) улучшает состояние здоровья, другие (ожоги кожи и глаз, старение кожи, катаракто- и канцерогенез) ухудшают его. Типичной реакцией на переоблучение глаз является возникновение фотокератоконьюнктивита - острого воспаления наружных оболочек глаза (роговицы и конъюнктивы). Он обычно развивается в условиях интенсивного отражения солнечного света от естественных поверхностей (снежное высокогорье, арктические и пустынных зоны) и сопровождается болевыми ощущениями или ощущением постороннего тела в глазу, слезотечением, светобоязнью и спазмом век. Ожог глаз можно получить за 2 часа в заснеженных зонах и за 6 - 8 часов в песчаной пустыне. Длительное воздействие ультрафиолетовой радиации на глаз может вызвать возникновение катаракты, дегенерацию роговицы и сетчатки, птеригий (разрастание ткани конъюнктивы) и меланому сосудистой оболочки глаза. Хотя все эти заболевания очень опасны, чаще других встречается катаракта, обычно развивающаяся без видимых изменений роговицы. Увеличение частоты катаракт считают основным следствием разрушения стратосферного озона по отношению к глазу. В результате переоблучения кожи развивается асептическое воспаление, или эритема, сопровождающаяся помимо болевых ощущений изменениями тепловой и сенсорной чувствительности кожи, угнетением потоотделения и ухудшением общего состояния. В умеренных широтах эритему можно получить за полчаса на открытом солнце в середине летнего дня. Обычно эритема развивается с латентным периодом 1 - 8 часов и сохраняется около суток. Величина минимальной эритемной дозы растет с увеличением степени пигментации кожи.
Важный вклад в канцерогенный эффект ультрафиолетовой радиации вносит ее иммуносупрессивное действие. Из 2-х существующих типов иммунитета - гуморального и клеточного лишь последний подавляется в результате воздействия ультрафиолетовой радиации. Факторы гуморального иммунитета либо остаются индифферентными, либо в случае хронического облучения в малых дозах активируются, способствуя повышению общей неспецифической резистентности. Помимо снижения способности отторгать раковые клетки кожи (агрессивность против других типов раковых клеток не изменяется) индуцированная ультрафиолетовой радиацией иммуносупрессия может подавлять кожные аллергические реакции, снижать резистентность к инфекционным агентам, а также изменять характер протекания и исход некоторых инфекционных заболеваний. В результате разрушения стратосферного озона следует ожидать снижения сопротивляемости населения ряду инфекционных заболеваний. Как минимум, в их число необходимо включить болезни с кожной фазой развития или зависящие от клеточного иммунитета: корь, ветряная оспа, герпес и другие вирусные заболевания с кожной сыпью, индуцируемые через кожу паразитарные болезни типа малярии и лейшманиоза, а также зависящие от клеточного иммунитета туберкулез и некоторые грибковые заболевания. Естественная ультрафиолетовая радиация ответственна за основную часть опухолей кожи, частота которых у белого населения близка к суммарной частоте опухолей всех других типов, вместе взятых. Существующие опухоли подразделяются на два вида: немеланомные (базальноклеточный и плоскоклеточный раки) и злокачественную меланому. Опухоли первого вида преобладают количественно, Слабо метастазируют и легко излечиваются. Частота меланом относительно не велика, однако они быстро растут, рано метастазируют и дают высокую смертность. Так же как и для эритемы, для рака кожи характерна четкая обратная корреляция между эффективностью облучения и степенью пигментатированности кожи. Частота опухолей кожи у негритянского населения более чем в 60 раз, у латиноамериканского - в 7 - 10 раз ниже, чем у белого населения в той же широтной зоне при практически одинаковой частоте опухолей, отличных от рака кожи. Помимо степени пигментатированности, факторами риска для возникновения рака кожи являются наличие родинок, пигментных пятен и веснушек, слабая способность к загару, голубой цвет глаз и рыжий цвет волос. Ультрафиолетовая радиация играет важную роль в обеспечении организма витамина Д, регулирующим процесс фосфорно-кальциевого обмена. Дефицит витамина Д вызывает рахит и кариес, а также играет важную роль в патогенезе представительной железы, дающей высокую смертность. Роль ультрафиолетового излучения в обеспечении организма витамином Д нельзя компенсировать лишь за счет потребления его с пищей, поскольку процесс биосинтеза витамина Д в коже является саморегулирующимся и исключает возможность возникновения гипервитаминоза. Это заболевание вызывает отложения кальция в различных тканях организма с их последующим некротическим перерождением. При возникновении дефицита витамина Д необходима доза ультрафиолетовой радиации, составляющая примерно 60 минимальных эритемных доз в год на открытые участки тела. Для белого населения в умеренных широтах это соответствует ежедневному пребыванию на открытом солнце по полчаса в середине дня с мая по август. Интенсивность синтеза витамина Д убывает с увеличением степени пигментативности, у представителей различных этнических групп может различаться более чем на порядок. Вследствие этого пигментация кожи может быть причиной недостаточности витамина Д у цветных иммигрантов в умеренных и северных широтах.
Наблюдающиеся в настоящее время увеличение степени истощения озонового слоя свидетельствует о недостаточности предпринимаемых усилий по его защите.[1]
“Состояние озонового слоя над Россией”
По данным наблюдений за общим содержанием озона (ОСО) сетью наземных озонометрических станций Росгидромета и станций других стран СНГ и Латвии, а также измерений прибором Томс со спутника Метеор - 3 практически весь период с марта 1995г. по февраль 1996г. характеризуется наиболее спокойным состоянием полей над территорией СНГ по сравнению с предыдущим годом. Среднемесячные значения ОСО изменялись относительно климатических норм в целом на 5 -20%. В марте 1995г. среднемесячное значение ОСО к северу от 600 с. ш. были ниже климатических норм на 15 - 20%, над всей остальной территорией понижение составляло только 5 - 10%, а над районами Дальнего Востока и Камчатки значение ОСО близки к многолетним. В апреле среднемесячные значения ОСО над всей территорией СНГ было ниже нормы на 5 - 10%. В мае понижение среднемесячных значений ОСО близки к многолетним средним западнее 600 в. д. И отклонились на -5% восточнее. В июле отклонения среднемесячных значений озона от многолетних средних на - 5% наблюдались над Средней Азией, Восточной Сибирью, Приморьем и Камчаткой. В третьей декаде в отдельные дни над некоторыми районами ежедневные значения отклонялись от климатических норм до - 15%, что не превышало порога аномальности (2,5 стандартного отклонения). В сентябре над Украиной среднемесячные значения ОСО близки к норме, а над остальной территорией СНГ отмечалось отклонение на 5 - 9%. В ноябре отклонения средних ОСО составляли -5%над Уралом, Сибирью, Дальним Востоком. В декабре отклонения среднемесячных значений ОСО от климатических норм составили 5 -10% над Дальним востоком, Камчаткой, Сахалином. В январе 1996г. среднемесячные значения ОСО были ниже нормы над всей контролируемой территорией и составили 5 -15% с максимумом над центральной частью Сибири.
За период с 1по 28 февраля 1996г. среднемесячные значения ОСО над всей контролируемой территорией были существенно ниже нормы. Набольшие отклонения среднемесячных значений от климатических норм наблюдались над районами центральной Сибири и Якутии, где они достигли -25%.
Таким образом, за период с марта 1995г. по февраль 1996г. для средних и высоких широт северного полушария отсутствовали столь глубокие и продолжительные отрицательные аномалии ОСО как весной 91/92 и 92/93 гг.
Участие России в решении проблемы стратосферного озона обусловлено её международными обязательствами, вытекающими из венской конференции о защите озонового слоя Земли (1985г.), Монреальского протокола о веществах разрушающих озоновый слой (1987г.) ратифицированного Российской федерацией в 1993г. В 1994г. РФ ратифицировала рамочную конвенцию ООН об изменении климата, конечная цель которой заключалась в стабилизации концентрации парниковых газов на условиях не оказывающих опасного воздействия на глобальную климатическую систему.
Проблемы охраны озонового слоя и климата
Охрана климата зачастую воспринимается как совершенно новая область правового регулирования, которая во многом требует еще детального научно-практического анализа, подготовки соответствующей естественнонаучной базы, но все же становится самостоятельным и приоритетным направлением государственной экологической политики. Довольно распространенным является мнение, что проблема антропогенного изменения климата не имеет достаточного обоснования, а в России существует позиция, согласно которой борьба с изменением климата - это удел развитых и благополучных стран, у которых есть необходимые ресурсы для принятия мер, направленных на улучшение экологической обстановки, на снижение выбросов вредных веществ и инвестирование в новые экологически безопасные технологии. Такой подход к данной проблеме представляется неверным.
Исследования в области климатологии все чаще приводят к выводу о наличии зависимости между средней глобальной температурой и концентрацией С02 в атмосфере и о том, что фиксируемое на протяжении последних лет потепление является неоспоримым и необычным с точки зрения наблюдаемых циклических изменений климата. Эмпирические данные явно свидетельствуют о неуклонном росте концентрации парниковых газов в атмосфере, причем начало такого роста совпадает по времени с началом индустриальной революции, а за период с 1970 г. по2004 г. объемы выбросов парниковых газов увеличились на 70%. Это позволяет сделать вывод о наличии антропогенного фактора наблюдаемых изменений климата. Согласно данным экспертов в области климатологии, средняя мировая температура воздуха повысилась приблизительно на 0,7°С и дальнейшее повышение представляется неизбежным. К сожалению, несмотря на признание опасности данных явлений и принимаемые меры объемы выбросов продолжают расти и угрожают сохранению биоразнообразия, нормальному функционированию сельскохозяйственной отрасли, интересам территориальной целостности отдельных стран, а также реализации прав человека. Анализ международных и региональных политических инициатив и форумов по вопросам охраны климата позволяет говорить о том, что необходимая теоретическая и методологическая база для принятия правовых мер по противодействию антропогенному изменению климата уже сформирована. Начальный этап работы в данном направлении был связан с принятием мер по охране озонового слоя, и его во многом можно считать успешным и завершенным. Представляется, что следующим этапом должно стать принятие комплексных мер по охране климата в целом.[1]
Дискуссия по вопросам охраны озонового слоя и климата возникла не без оснований. Ее историю можно проследить, начиная с середины прошлого века, и все время она сопровождалась активной научно-исследовательской работой в сфере изучения климатической системы, ее изменчивости, чувствительности, внешних и внутренних факторов воздействия. Поэтому в настоящее время необходимость принятия правовых мер по охране климата уже не может восприниматься как спорный вопрос или некая совершенно новая область политики, которая требует дальнейшего научного обоснования: правовая охрана климата есть объективная реальность права. Немалое значение в данном контексте имеет и то, что мировое сообщество открыто и окончательно признало необходимость принятия незамедлительных мер по снижению антропогенного воздействия на климат.
Меры по охране озонового слоя и климата Земли
16 сентября 1987 г. был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Впоследствии по инициативе ООН этот день стал отмечаться как День защиты озонового слоя.
Но еще до принятия Монреальского протокола была принята Венская конвенция об охране озонового слоя. Именно год ее принятия, 1985, и стал началом борьбы человечества за сохранение озонового слоя. И к 1995 году многие страны уже приняли меры к сохранению озонового слоя, только Россия и страны Восточной Европы не предприняли шагов в этом направлении. Но сейчас и наша страна также работает над сохранением озонового слоя и прекращения его разрушения.
В соответствии с Венской конвенцией, Россия, наряду с другими странами, в соответствии с имеющимися в ее распоряжении средствами и возможностями сотрудничает посредством систематических наблюдений, исследований и обмена информацией, для того чтобы глубже познать и оценить воздействие деятельности человека на озоновый слой и последствия изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды, а также принимает надлежащие законодательные или административные меры и сотрудничает в согласовании соответствующих программных мероприятий для контролирования, ограничения, сокращения или предотвращения деятельности человека, подпадающей под их юрисдикцию или контроль, если будет обнаружено, что эта деятельность оказывает или может оказать неблагоприятное влияние, изменяя или создавая возможность изменения состояния озонового слоя.
Таким образом важное значение в вопросе охраны озонового слоя имеет не только сама охрана, но и наблюдение. В конвенции этому посвящена отдельная статья. Ученые считают, что главными научными проблемами являются:
а) изменение озонового слоя, которое может иметь результатом изменение интенсивности солнечного ультрафиолетового излучения, влияющего на живые организмы (УФ-Б) и достигающего поверхности Земли, и возможные последствия для здоровья человека, организмов, экосистем и материалов, используемых человеком. ) изменение вертикального профиля озона, которое может нарушить температурную структуру атмосферы, и возможные последствия для погоды и климата.
В связи с этим наблюдение осуществляется за следующими областями:
а) Исследование физики и химии атмосферы) Исследование влияния изменений озонового слоя на здоровье человека, биосферу и процессы фоторазложения
с) Исследование воздействия на климат) Систематические наблюдения за:) состоянием озонового слоя (пространственная и временная изменчивость общего содержания и вертикального профиля озона) путем окончательного введения в строй глобальной системы наблюдения за озоновым слоем, базирующейся на интеграции спутниковых и наземных систем наблюдения;) тропосферной и стратосферной концентрацией исходных газов на содержание в них НО(х), NO и CIO(х), а также углеродистых соединений;) температурой от земной поверхности до мезосферы с использованием как наземных, так и спутниковых систем;) волновым составом потока солнечной радиации, достигающего земной атмосферы, и за тепловым излучением, покидающим ее, с использованием данных со спутников;) волновым составом потока солнечной радиации, достигающего земной поверхности в ультрафиолетовой части спектра и влияющего на живые организмы (УФ-Б);) свойствами и распределением аэрозолей в слое от земной поверхности до мезосферы с использованием наземных, самолетных и спутниковых систем наблюдения;) переменными, имеющими большое значение для климатологии, на основе осуществления программ высококачественных метеорологических поверхностных измерений;) микроэлементами, температурой, потоком солнечной радиации и аэрозолями, используя более совершенные методы анализа глобальных данных.
В конвенции подробно перечислены все вещества, которые могут вызывать разрушение озонового слоя.
Помимо наблюдения, обязуются стороны сотрудничать в научно-технической области, передавать друг другу необходимую информацию, при этом конфиденциальность информации гарантируется. Стороны сотрудничают в соответствии с их национальными законами, нормами и практикой и с учетом, в частности, потребностей развивающихся стран в содействии, непосредственно или через компетентные международные органы, развитию и передаче технологии и знаний. Такое сотрудничество осуществляется, в частности, путем:
а) облегчения приобретения альтернативных технологий другими сторонами;) предоставления им информации об альтернативных технологиях и оборудовании и соответствующих инструкций или руководств;
с) поставки необходимого оборудования и аппаратуры для проведения исследований и систематических наблюдений;) подготовки необходимых научно-технических кадров.
В Монреальском протоколе положения Венской конвенции получают свое подтверждение и развитие - оговаривается, что любая сторона протокола может в рамках определенного периода передать любой другой стороне протокола любую часть квоты своего расчетного уровня производства, при условии, что общий суммарный расчетный уровень производства для этих сторон по любой группе регулируемых веществ не выходит за пределы ограничений производства, которые установлены этими статьями для данной группы веществ. Каждая участвующая в этом процессе сторона уведомляет секретариат о такой передаче, заявляя об условиях и периоде, на которые действует такая передача.
Озоновое законодательство РФ
В Российской Федерации в целях обеспечения выполнения обязательств по Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 года и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года Правительство Российской Федерации в 1995 году постановило:
. Одобрить прилагаемые первоочередные меры по выполнению обязательств Российской Федерации по охране озонового слоя на 1995-1996 годы
. Поручить координацию работ по реализации первоочередных мер Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Министерству Российской Федерации по атомной энергии, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерству науки и технической политики Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по машиностроению, Комитету Российской Федерации по торговле, Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации обеспечить в 1995 году в приоритетном порядке финансирование работ по реализации первоочередных мер в пределах выделяемых государственных ассигнований и привлекаемых внебюджетных средств.
. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству науки и технической политики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предусмотреть в 1996 году целевое финансирование работ по реализации первоочередных мер в пределах ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на эти цели.
. Установить, что с 1 января 1996 г. ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны, являющиеся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, осуществляются по соответствующим лицензиям.
Запретить ввоз в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из стран, не являющихся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, а также вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в указанные страны.
Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации совместно с Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями определить список используемых в Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, ввоз и вывоз которых регулируются Монреальским протоколом.
. Государственному комитету Российской Федерации по статистике обеспечить представление до 1 августа каждого года в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации статистических данных о производстве, потреблении и использовании озоноразрушающих веществ в Российской Федерации за предыдущий год для информирования Секретариата Венской конвенции и Монреальского протокола в соответствии с требованиями статьи 7 Монреальского протокола.
. Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организовать метрологическое обеспечение работ по реализации первоочередных мер, разработку и при необходимости отмену государственных стандартов на озонобезопасные вещества и содержащую их продукцию, а также проведение их сертификации.
. Комитету Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в 3-месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации предложения по созданию резервных запасов озоноразрушающих хлорфторуглеродов для обеспечения находящегося в эксплуатации оборудования, а также по организации системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ, применение которых регулируется Монреальским протоколом.
. По результатам рассмотрения Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола обращения Правительства Российской Федерации Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации график поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ.
Федеральным органам исполнительной власти и организациям - потребителям озоноразрушающих веществ было указано до 1 декабря каждого года представлять в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации заявки на производство необходимых объемов хлорфторуглеродов в соответствии с решениями IV/25 и V/18 Четвертого и Пятого совещаний Сторон Монреальского протокола.
Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации было указано обеспечить представление до 31 декабря каждого года в Секретариат Венской конвенции и Монреальского протокола сводной заявки Российской Федерации на производство озоноразрушающих веществ и информирование заказчиков о результатах рассмотрения их заявок в 3-дневный срок после получения от Секретариата Венской конвенции и Монреальского протокола соответствующего решения совещания Сторон Монреальского протокола.
В 1996 году принимается Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 563 "О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции". В нем еще раз устанавливается, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации. Говорится, что лицензии на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, за исключением их транзитных перевозок через Российскую Федерацию, выдаются Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации на основании решения Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды о возможности осуществления ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
Решение о возможности осуществления ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции принимается Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды исходя из требований и рекомендаций Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола, прогнозируемых балансов производства и потребления лицензируемых товаров, заключения государственной экологической экспертизы и оформляется в виде письма (в произвольной форме), оригинал которого направляется в адрес заявителя, копия - в Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в установленном порядке представляют в Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды для принятия решения материалы обоснования и информацию:
сертификат соответствия, выданный по правилам системы сертификации ГОСТР, предполагаемых к ввозу или вывозу озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции с обязательным указанием товарных знаков и кодов классификатора Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (1996 г.);
предполагаемые объемы ввоза или вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, указанных в приложениях NN 1 и 2 к настоящему Положению;
предполагаемые объемы ввоза или вывоза озоноразрушающих веществ, используемых в качестве сырья для производства других химических веществ, не относящихся к озоноразрушающим;
предполагаемые объемы ввоза или вывоза озоноразрушающих веществ, предназначенных для уничтожения;
справку предприятия или организации-поставщика утилизированных или регенерированных озоноразрушающих веществ с указанием объемов поставки (представляется при вывозе ранее использованных и регенерированных озоноразрушающих веществ);
заявку с указанием страны, в которую вывозится или из которой ввозится продукция;
копию подписанного контракта (договора) на поставку (контракт, заключенный с покупателем из государства - участника Содружества Независимых Государств, в обязательном порядке должен содержать условия, запрещающие осуществление вывоза озоноразрушающих веществ, поставляемых продавцом из России);
копию договора комиссии (в том случае, если в качестве заказчика выступает организация (предприятие) - посредник);
сведения, расчеты и дополнительные разработки, касающиеся объектов государственной экологической экспертизы.
Для принятия решения Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды в случае необходимости может запросить дополнительную информацию от заявителя в течение 20 дней с момента получения материалов обоснования ввоза или вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
Государственная экологическая экспертиза предполагаемых к ввозу или вывозу озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции проводится в порядке и в сроки, установленные соответствующими нормативными актами.
Для оформления лицензии на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции заявитель представляет в Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации следующие документы:
письмо-запрос;
заявление установленного образца (в 2 экземплярах) на выдачу лицензии;
решение Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды;
копию подписанного контракта (договора) на поставку;
копию договора комиссии (в том случае, если в качестве заявителя выступает организация (предприятие) - посредник);
копии учредительных документов.
Копии документов должны быть прошиты и заверены подписью руководителя и печатью организации (предприятия) - заявителя.
Контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации лицензируемых озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляют в установленном порядке Федеральная таможенная служба Российской Федерации и иные специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в рамках своей компетенции.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации ежеквартально представляет в Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды сводные данные о ввозе и вывозе озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции для формирования отчетности, направляемой Секретариату Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола.
В случае нарушения Положения, возникновения обстоятельств, приводящих к нанесению ущерба экономическим интересам Российской Федерации или несоблюдению обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды имеет право приостановить действие решения или отменить его, а Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации на основании указанного решения обязано приостановить действие выданной лицензии или аннулировать ее и информировать об этом Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, а также лицо, имеющее лицензию. Споры, возникающие по указанным вопросам, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.[4]
При нарушении Положения юридические лица, индивидуальные предприниматели и должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 1999 году Постановлением Правительства установлено, что с 1 августа 1999 г. производство на территории Российской Федерации озоноразрушающих веществ, осуществляется по квотам, определяемым Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды совместно с Министерством экономики Российской Федерации исходя из расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года.
При этом производство озоноразрушающих веществ с 20 декабря 2000 г. осуществляется только в тех случаях, когда эти вещества используются исключительно как сырье для производства других химических веществ, и в особых случаях, предусмотренных Монреальским протоколом.
С 1 марта 2000 г. ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ, осуществляется только в случаях: использования этих озоноразрушающих веществ исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ; в особых случаях их применения, предусмотренных Монреальским протоколом; транзитных перевозок их через Российскую Федерацию из государств и в государства, являющиеся Сторонами Монреальского протокола.
Запрещается с 1 июля 2000 г. создание на территории Российской Федерации новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ.
С 1 декабря 2010 г. по 31 декабря 2010 г. установлено количественное ограничение на ввоз на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ. Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденных Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», по перечню согласно приложению.
Установлен порядок распределения объема озоноразрушающих веществ между участниками внешнеторговой деятельности, оформления и выдачи участникам внешнеторговой деятельности разрешительных документов о возможности ввоза до 31 декабря 2010 г. озоноразрушающих веществ.
С 1 августа по 31 декабря 2011 г. установлено количественное ограничение (квота) на ввоз на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ. Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положений о применении ограничений, утвержденных решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», согласно приложению, а также даны соответствующие поручения Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.[4]
Вывод
Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита, ведь озон не допускает опасное излучение до поверхности Земли. В случае уменьшения озона человечеству грозит, как минимум, вспышка рака кожи и глазных заболеваний. Вообще увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может ослабить иммунную систему человека, а заодно уменьшить урожай полей, сократить и без того узкую базу продовольственного снабжения Земли. В свою очередь Глобальное потепление вызовет изменение климата; количество осадков увеличится в одних областях и уменьшится в других. Их малое количество и высокая температура приведут к засухе, образованию пустынь и желтой пыли. Динамика атмосферы изменится драматично; ливни и засухи будут чередоваться. Стратосфера имеет более высокую температуру, нежели в целом атмосфера, потому что частицы озона в стратосфере поглощают солнечные ультрафиолетовые лучи. Разрушение озонового слоя хлорфторуглеродами обычно происходит на высоте 40 км. Уменьшение толщи озона на этой высоте дает возможность ультрафиолетовым лучам проникать в низкие области, где кислород реагирует с ультрафиолетовым светом и таким образом образуются частицы озона. Явление самовосстановления озона наиболее существенно в районах, расположенных выше экватора, где свет солнца наиболее интенсивен к поверхности Земли. Это явление полезно для защиты организмов, живущих около экватора. Однако данное явление ослабевает в высоких широтах, и среди людей это приводит к высокому риску заболевания раком кожи._Уменьшение озона и парниковый эффект привели бы к уменьшению температуры на 30 градусов по Цельсию на высоте 40 км. Ниже этой высоты парниковый эффект и проникновение ультрафиолетовых лучей привели бы к увеличению температуры атмосферы. И тогда изменение климата произойдет непредсказуемым образом. Имеется неотложная задача остановить глобальное потепление, вызванное CO2, метаном и хлорфторуглеродами. Единственным правильным решением был бы полный запрет хлорфторуглеродов и значительное сокращение использования твердого топлива.
21.10.2020
Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.