Полигон, где захоронено два миллиона тонн опасных отходов, которые свозились сюда со всего Советского Союза, расположен всего в 30 километрах от центра Петербурга. До Колпино расстояние и вовсе 6 километров. Четыре года назад, когда стало ясно, что полигон дает течь, и 70 карт - ям-котлованов - глубиной свыше 20 метров каждая, полностью заполнены, "Красный Бор" перестал принимать опасные отходы. Тогда же заговорили о консервации и рекультивации.
Но за четыре года никаких радикальных мер по "Красному Бору" так и не принято. В комитете по природопользованию Петербурга говорят, что полигон без внимания не оставлен, что ежегодно из бюджета города выделяются средства на безаварийное содержание полигона.
"В 2016-2018 годах Санкт-Петербургом на полигоне был реализован комплекс неотложных мер по обеспечению безопасно-сти объекта, ликвидации аварийной ситуации в паводковый период, стабилизации экологической обстановки. В том числе выполнены работы по очистке и поддержанию в работоспособном состоянии системы сбора поверхностного стока, обустроено противофильтрационное покрытие открытых карт N 64 и N 68 и обеспечена его эксплуатация, произведен ремонт ограждения, восстановлены системы видеонаблюдения и контроля управления доступом", - перечисляют в комитете Смольного. Все это, по данным чиновников комитета по природопользованию, позволило привести территорию полигона в стабильное безаварийное состояние для дальнейшей выработки комплекса мер в плановом режиме.
Так можно договариваться и 20 лет. Но два миллиона тонн отходов никуда не денутся
- Закрытие полигона - это только первый этап, затем должна быть консервация и рекультивация, - говорит председатель комитета экологического надзора Ленинградской области Михаил Козьминых. По его словам, чем быстрее будет рекультивирован полигон, чем меньше ущерба объект нанесет окружающей среде. Озабоченность Козьминых понятна: официально за "Красный Бор" отвечают власти Санкт-Петербурга, но находится-то объект на территории Всеволожского района Ленинградской области.
Юрий Шевчук, председатель экологического совета при губернаторе Ленобласти, сообщил, что за четыре года так и не удалось определить, как именно будет происходить рекультивация полигона.
- Нужно как можно быстрее выбрать технологию по рекультивации, сделать проект, получить под его исполнение деньги, по-строить завод и уже начать работы. Работы по созданию объекта могут затянуться на семь, восемь или даже десять лет. А пока у нас до сих пор не выбрана технология - ученые не могут договориться, - констатирует эксперт.
В Смольном отвечают: концепция есть. Она предполагает частичную переработку жидких органических отходов и консервацию всей территории "Красного Бора" с помощью вертикального и горизонтального экранов. Идею одобрили международные эксперты и научно-технический совет при администрации города.
Но сценария нет. Он только определяется с федеральными ведомствами и экспертным сообществом. То есть до практической реализации еще далеко.
- Но ведь так можно договариваться и десять, и двадцать лет. А время-то идет, - считает председатель экологической организации "Зеленый фронт" Сергей Вино-градов. - Комитет по природопользованию говорит, что для полигона многое делается. Я согласен, делается. Но проблема-то в том, что этого недостаточно, нам не нужен очередной отчет о проделанной работе, нужны реальные результаты, а их нет. Два миллиона тонн отходов никуда не делись, они просачиваются через глины и представляют серьезную опасность. Мы даже до конца не знаем, что за отходы находятся на полигоне, нам известен их класс, но что они собой представляют, никто не изучал.
Эксперт продолжает: полигон опасен не только протечками, карты переполнены, качество отсыпки вызывает вопросы, и при сильном ливне нет гарантии, что вся эта масса не потечет по ближайшим поселкам.
Владимир Гутенев, координатор центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса:
- Ситуация с полигоном "Красный Бор" очень сложная, в прошлом году нашими экспертами озвучивались суммы, которые потребуются на рекультивацию полигона, это от 5 до 50 миллиардов рублей в зависимости от выбранного метода и, к сожалению, подобных проблем в стране много. Решать их нужно системно, но без подключения федеральных структур сделать это будет сложно.