К таким выводам пришли международная группа ученых, опубликовавшая статью в Science.
Полихлорированные дифенилы (ПХД, или, по-английски, PCB) — канцерогенные соединения, нарушающие работу репродуктивной и иммунной системы животных. ПХД производились с 1930-х годов и использовались, в частности, в пластике и охлаждающих жидкостях для электротехники. Всего, по оценкам экспертов, в мире произведено более миллиона тонн этих соединений, которые очень плохо разлагаются в окружающей среде. С 1970-х годов производство ПХД стали запрещать отдельные страны, а в начале 2000-х их производство запретили на международном уровне в Стокгольмской конвенции. При этом более 80 процентов глобальных запасов ПХД все еще не уничтожены, как этого требует конвенция.
Косатки (Orcinus orca) находятся на вершине своей пищевой цепи и поэтому особенно сильно страдают от накопления в тканях опасных химических соединений: концентрация ПХД в тканях у них достигает 1,3 грамма на килограмм, при этом опасной для животных считается концентрация от 50 миллиграммов на килограмм. Пьер Дефорж (Pierre Desforges) из Орхусского университета и его коллеги пишут, что, поскольку ПХД могут передаваться детенышам с материнским молоком, эти соединения представляют особую опасность для животных.
Ученые построили модель оценки риска, прогнозирующую влияние ПХД на популяции косаток, на количество потомства и смертность животных в следующие 100 лет. Модель строили на основе данных о концентрации ПХД в подкожном жире 351 косатки со всего мира и известных токсикологических эффектах этих соединений, а также данных о численности косаток в 19 популяциях из разных регионов земного шара.
Исследованные популяции косаток и ПХД. Desforges et al. Science, 2018
«Наши результаты удивляют: мы видим, что более половины исследованных популяций косаток очень сильно подвержены негативному влиянию ПХД», — сказал Дефорж, которого цитирует пресс-служба университета.
Авторы статьи прогнозируют, что в Арктике и Антарктике, где концентрация ПХД невелика, популяции косаток продолжат расти или незначительно уменьшатся. Напротив, в водах Японии, Бразилии, Гренландии, на северо-востоке Тихого океана, у Гибралтара и Великобритании — районах с высокой концентрацией ПХД — косатки могут полностью вымереть уже в следующие 30-50 лет. В этих районах численность хищников уже снизилась вдвое с 1960-х годов.
По словам авторов исследования, такие выводы означают, что человечество не предпринимает достаточно усилий для борьбы с ПХД, и нужны новые мероприятия в этой области, помимо тех запретов, что уже предусмотрены Стокгольмской конвенцией. Кроме того, они отмечают, что, скорее всего, другие соединения, накапливающиеся в пищевых цепях, также могут вредить долгоживущим хищникам. «В тканях косаток замечено много известных и пока не измеренных загрязнителей, в том числе биологически активные соединения вроде перфторалкильных кислот, огнезащитных добавок и полихлорированных нафталинов. И хотя о них известно меньше, они также могут влиять на репродуктивную и иммунную систему», — говорится в статье.