Последние позиции в экологическом рейтинге субъектов РФ Свердловская область занимает регулярно с 2009 года. Как следует из описания методологии рейтинга, проведенного организацией «Зеленый патруль», он отражает актуальное состояние окружающей среды в субъектах Российской Федерации – для расчета берутся оперативные данные об экологически значимых событиях, происшествиях и проблемах.
Учитывается более 20 критериев, среди которых состояние воздуха, воды, транспорта. Составители рейтинга рассматривают и динамику выбросов промышленных предприятий. Причем, дело не только в объемах, но и в том, ухудшается ситуация относительно прошлых сезонов или улучшается. В списке критериев экологичности есть оперативность реакции властей на экологические проблемы и аварии, экологическая ответственность бизнеса и гражданская активность населения. Расчет рейтинга производится on-line, в оперативном режиме. Подобный рейтинг – антипод ежегодным государственным докладам, на подготовку которых уходит минимум полтора года.
Свердловскую область называют одним из самых неблагополучных с экологической точки зрения регионов и авторы доклада, подготовленного в серии «Экологическая политика России». Специфическая особенность региона и основная причина удручающего состояния окружающей среды – города-заводы, в которых долгое время работ на крупных промышленных предприятиях являлась основной (иногда единственной) сферой деятельности населения.
По словам экспертов, «Свердловская область – старейший горнодобывающий регион России с большим количеством крупных промышленных производств металлургической, химической, атомной и других отраслей, которые многие годы формируют высокий уровень загрязнения природной среды».
По всей видимости, привязка населенных пунктов Урала к заводам накладывает отпечаток, который отмечают представители «Зеленого патруля»: «В Свердловской области люди редко сообщают об экологических проблемах, – жалоб очень мало, складывается ощущение, что людей все устраивает. И это при том, что все 10 лет регион стабильно занимает последнее или предпоследнее место в рейтинге!».
В Уральском регионе сосредоточено в 4 раза больше промышленных предприятий, чем в среднем по России. Особенно вредными производствами считаются черная и цветная металлургия, топливная и химическая промышленность.
«Химическая нагрузка, которая ложится на жителей Свердловской области, чудовищна, – пишут местные СМИ. – Источником токсических веществ, попадающих в организм уральцев, являются и атмосферный воздух, и продукты питания, и вода. При этом «фирменные» загрязнители среды обитания – мышьяк, кадмий, асбестосодержащая пыль, марганец, медь, свинец, формальдегид, диоксид серы – провоцируют развитие серьёзных заболеваний».
Большинство крупных городов Свердловской области на протяжении последних лет входят в общероссийский список населенных пунктов с наибольшим загрязнением воздуха. Выбросы от стационарных источников составляют в среднем более 260 кг на одного жителя области. 60% населения проживает в условиях повышенного загрязнения воздуха. Для уральского региона до сих пор выпадение кислотных осадков является нормой.
Что касается воды, то и здесь данные лишены позитива. Не отвечает нормативным требованиям качество большинства водных объектов Свердловской области. В среднем 70% вод попадают в водоемы загрязненными или неочищенными. В большинстве рек области среднегодовые концентрации соединений металлов составляют десятки предельно допустимых концентраций (ПДК).
Показатели качества воды в реках Исеть, Пышма, Тура, Чусовая, Тавда, Уфа варьируются в пределах от «грязного» до «экстремально грязного». Главная водная артерия столицы Урала – река Исеть держит первенство как самая загрязненная река в России. Согласно докладу о состоянии окружающей среды, опубликованному на сайте Минприроды в 2016 году, Исеть – одна из самых грязных рек России. Среди загрязнителей аммонийный и нитритный азот, фосфаты, соединения меди, марганца, легкоокисляемые органические вещества. Периодически в акватории реки происходит массовая гибель рыбы, последнее такое событие произошло в августе 2017 года, до этого – в сентябре 2013 и 2011 годов.
Свердловская область в списке лидеров России по площади опасных для проживания территорий. В это трудно поверить, но именно основные места проживания населения региона (территория города Екатеринбурга и еще 12 городов области) относится к зонам, опасным по загрязнению почвы тяжелыми металлами, такими как медь, цинк, хром, никель, свинец и др.
На территории области накоплено более 8,5 млрд тонн отходов. Проблемой являются и несанкционированные свалки, куда сбрасывают опасные отходы. Также в Свердловской области расположено 72 скотомогильника животных, умерших от сибирской язвы, из них около половины представляют угрозу для местных жителей.
Местные чиновники говорят: «Урал не Чернобыль, радиационной опасности в Свердловской области нет». Однако почувствовав недомогание, местные жители обсуждают между собой вопрос: не было ли выбросов на ближайшей АЭС?
В 40 километрах от столицы Урала находится Белоярская атомная станция с действующими энергоблоками на быстрых нейтронах – реакторы такого типа уже закрыты во Франции и Японии из-за высокой степени опасности и экономической нецелесообразности.
Также совсем недалеко от Екатеринбурга расположены Уральский электрохимический комбинат (УЭХК) в г. Новоуральске, склад ядерных боеголовок в г. Лесном, региональное хранилище радиоактивных отходов предприятие «Урал Монацит».
Не добавляет оптимизма находящийся в 60 км к югу от границы региона (в Челябинской области) крупнейший ядерный объект – предприятие «Маяк». Самый мощный «светящийся» след он оставил в 60-х годах прошлого века. Этот выброс накрыл и юго-восточную часть Среднего Урала. До сих пор часть земель Свердловской области числятся «отчужденными» и изъятыми из хозяйственного оборота в результате радиационной аварии.
Свердловская область относится к официально признанным территориям риска из-за «неблагополучных значений медико-демографических показателей». Около 15 тысяч новых случаев злокачественных новообразований фиксируют уральские медики ежегодно. 80% населения области (около 4 млн человек) проживает в условиях интенсивной химической нагрузки, обусловленной загрязнением токсичными веществами всех объектов окружающей среды.
Область традиционно входит в число территорий риска, где величины показателей превышают средний общероссийский уровень: по смертности и заболеваемости от злокачественных новообразований, по рождению детей с массой тела меньше 2500 г., по анемии, по нарушениям в перинатальный период, по заболеваемости бронхиальной астмой. Женщины в Свердловской области живут в среднем на 6-8 лет меньше, а мужчины – на 10-15 лет меньше, чем в таких странах как США и Швеция.
По данным Роспотребнадзора, суммарный экономический ущерб от повышенной заболеваемости населения области в связи с «химическим фактором» составил в 2016 г. около 37,9 млрд рублей. По оценкам независимых экспертов, реальный ущерб гораздо выше, поскольку существующие в данный момент в России методы оценки не позволяют учесть и комплексно оценить ущерб, связанный с «отложенным» влиянием экологических факторов на здоровье будущих поколений.
«Неблагополучная экологическая обстановка в нашем промышленном регионе, – безусловно, один из основных факторов риска развития злокачественных новообразований, – говорит врач-онколог из Каменска-Уральского Дмитрий Ляшенко. – И в группе риска – в первую очередь сотрудники промышленных предприятий. По опыту знаю, например, что глинозёмные цеха – «поставщики» рака лёгких и гортани. Хотя, по большому счёту, все уральцы, живущие в промышленных городах или в непосредственной близости от них, могут быть отнесены к этой самой группе риска. Я часто привожу показательный пример. Много лет мне пришлось работать онкологом в Мурманске – сравнительно чистом с экологической точки зрения городе. Там я в месяц оформлял не более двух так называемых «протоколов запущенности» (документ, который мы составляем при выявлении злокачественной опухоли на поздних стадиях). Здесь мне приходится оформлять 2-3 таких протокола в неделю».
«Мероприятия, выполняемые органами государственной власти, промышленными предприятиями в целом не приводят к серьезному улучшению экологической ситуации, – считает Геннадий Ращупкин из общественной организации «Уральский экологический союз». – И это неудивительно: мировая практика показывает, что для улучшения экологической ситуации из бюджета должно выделяться не менее 3% средств, тогда как в Свердловской области эта цифра составляет около 0,02%…»
Коренным образом переломить ситуацию, по мнению эксперта, может системная перестройка – переход от сугубо промышленного сценария: смена ресурсорасточительной, природоразрушающей модели развития на модель развития, учитывающую природные и человеческие ресурсы.
«При прогнозируемом развитии в ближайшие годы объем «экономически целесообразных» полезных ископаемых в Свердловской области будет исчерпан, добыча менее богатых руд потребует дополнительных финансовых и людских вложений. Такие условия сделают областную промышленность низкорентабельной, неконкурентоспособной. Кроме того, неизбежно ведут к снижению доли наукоемкой продукции в структуре промышленности. Реализация «Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года» увеличит техногенную нагрузку на территорию в 2-2,5 раза. Реализация существующих тенденций промышленного развития области – это тупиковый путь, который будет иметь серьезные негативные последствия для здоровья человека и природы, для экономики и социальной стабильности», – уверен эксперт.
На уровне региона должна быть проведена программа «инвентаризации целесообразности» различных видов энергопотребления. Свердловскую область может спасти «зеленая модель», которая базируется на тысячелетнем опыте человечества: осознании необходимости жить в гармонии с природой. Интересно, что фундамент для жизнедеятельности без ущерба для окружающей среды в регионе есть: активисты Уральского экологического союза в рамках экспедиции «В гармонии с природой» несколько лет изучают реальные примеры и практики, уже работающие на уральской земле.
«Пришло время возвращать долги природе, залечивать раны и учиться жить на Урале по-другому, менять сложившиеся стереотипы мышления и формировать более экологичную систему жизнедеятельности на нашей территории, – говорит Геннадий Ращупкин. – Дело это непростое, но уральцы всегда отличались смекалкой и умением находить выход в самых трудных ситуациях».