Каких только чудесных городов будущего не нарисовали писатели, философы и архитекторы! Великий гуманист Томас Мор в XVI веке назвал свою мечту об идеальном городе Утопией и тем самым дал имя всем последующим городам-мечтам. О "Городе Солнца" мечтал Томазо Кампанелла, о "Городе Счастья" - Шарль Фурье.
Итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа в самом начале XX века нарисовал город, пронизанный лифтами и мостами... Красивый получился город, только неуютный, слишком технический какой-то.
В начале XX века богатый промышленник Гуэль купил 30 гектаров земли в Барселоне и обнес их стеной. Великий архитектор Гауди создал за этой стеной необычный ландшафтный дизайн, "заготовку" для маленького прекрасного города. Виадуки на колоннах, похожие на пальмы, "бесконечная" скамья, вьющаяся на сотни метров, десятки колонн, которые потом превратятся в здание рынка... Но горожане так и не появились. В двух построенных домах жили Гауди и Гуэль, а больше никто не хотел снимать коттеджи в сказочном городе. Теперь это парк, памятник искусства. Он очень красив... но городом так и не стал.
В конце 1920-х годов архитектор Крутиков опубликовал проект летающего города. Этот город был подвешен на аэростатах и перемещался над землей. В 1960-е годы был придуман город пирамид (все технические службы городского хозяйства были упрятаны внутрь десятков гигантских пирамид, а на поверхности пирамид находились квартиры).
Еще более странным выглядел город воронок, которые были так спроектированы, что солнечные лучи пронизывали их до самого дна. Вместо домов предполагалось делать надувные стандартные ячейки, которые можно соединять в бесконечные нити и даже перевозить по воздуху.
Жан-Клод Бернар придумал "Тотальный город", в котором не было привычных кварталов. Все здания словно слиплись в огромный ком и связывались вертикальными и горизонтальными лифтами. Тортэл Джек и Анри Потье пошли еще дальше - в их "Тотальном городе" все жилые дома ушли под землю! Наверху остались только парки и стадионы.
Наиболее знаменитым из этих городов-утопий был созданный великим архитектором Ле Корбюзье "Лучезарный город". Почему лучезарный? Потому что в его центре должны были стоять огромные стеклянные небоскребы, сияющие на солнце. Город должен был быть очень высоким и компактным - 3 миллиона жителей должны были разместиться на участке 7,5 х 4,5 километра. Теснота жуткая, но вроде архитектор все рассчитал и уверял, что всем хватит тепла и света. Как-то не хочется жить в этом городе... Хотя Ле Корбюзье был гений, и многие его идеи уже давно существуют наяву.
После того, как космические полеты стали реальностью, любимой темой стали города будущего, расположенные вне земли - на Луне, на других планетах, на специально созданных станциях. Это направление постепенно развивается, хотя, конечно, до городов еще дело не дошло. Но на орбитальных станциях люди уже живут месяцами, значит, нельзя отрицать возможность, что некогда возникнут и космические города.
Однако среди общих восторгов по поводу технического прогресса возникла тревожная нота: пока архитекторы занимались футуристическим ландшафтным проектированием, придумывали прекрасные, технически совершенные города будущего, обычные горожане называли современные города чудовищами и не хотели в них жить!
И дело здесь не в последнюю очередь в плохой экологии! Вот отрывок из выступления по телевидению публициста М. Черча в 1970-е годы: "...Градостроители и архитекторы, занимавшие ответственные посты в городских учреждениях 1960-х годов, должны быть закованы в кандалы. А когда весь запас тухлых яиц будет в них брошен, их следует присудить к тому, чтобы остаток своей жалкой жизни они проведи в том бетонном аду, что они сами создали".
И архитекторы начали вводить в свои города природу. Один русский архитектор придумал Пешеград - это город, который так спроектирован, что любой человек обязательно в течение дня проходит пару километров по лесу (лес разделяет районы города, и иначе на работу не попасть). Другой предложил переселить основную массу горожан за город, а все силы бросить на организацию транспорта из этих "спальных" районов в центр. Внутрь домов стали входить фонтаны и зеленые сады. Стало модным слово "экополис" - экологический город.
Архитектор Э. Говард даже начал возводить город-сад с гигантским парком в центре, коттеджами по бокам и заводами и прочими предприятиями по окружности. Но люди почему-то не спешили его заселять. Значит, что-то было не так в этом городе. Архитектор построил второй город, еще лучше. Но его население насчитывало только 7 тысяч человек....
Не так-то просто строить новые города. А вот в Бразилии это удалось. Там была большая проблема с городами - все крупные города построены колонизаторами-европейцами на побережье, а в континентальных областях городов почти не было. Поэтому решили возвести новую столицу в 1000 километров от берега. В 1956 году объявили конкурс на лучший проект города на 500 тысяч населения. Победил проект архитектора Л. Косты. И началась работа.
В непроходимых джунглях вырос новый город - Бразилиа. С высоты птичьего полета он по форме напоминал самолет (или крест, или лук и стрелы - кому что нравится). Построили огромное водохранилище длиной 80 километров и шириной 5 километров, чтобы горожанам было, где купаться и заниматься водными видами спорта. Построили удивительно красивый и необычный городской центр из суперсовременных и даже авангардных зданий из стекла и бетона.
Конечно, идеального города не бывает, случались и неудачи. Например, считалось, что никаких трущоб в новой столице не будет, но их роль стал выполнять барачный городок, в котором жили рабочие, строившие Бразилиа. Но все равно город явно получился. Сейчас его население стремительно увеличивается, и в городе, рассчитанном на 500-800 тысяч жителей, обитает уже более 1,5 миллиона.
Источник: http://sad-udachi.ru