Пленум Верховного суда России предложил судьям подкреплять требования об устранении ущерба окружающей среде возможной выплатой неустойки. Об этом говорится в разработанном пленумом постановлении о применении законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
В январе этого года президент России Владимир Путин по итогам заседания Госсовета по вопросу "Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений" предложил Верховному суду обобщить судебную практику в области охраны окружающей среды и выработать рекомендации для унификации применения судами законодательных норм в этой области.
Пленум рекомендовал судьям применять предусмотренный в Гражданском кодексе (ст. 308.3 и ст. 330) механизм взыскания судебной неустойки за неисполнение требований об устранении ущерба экологии. "В целях побуждения ответчика к своевременному принятию мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, в том числе по исполнению возложенной судом обязанности по разработке и согласованию необходимого проекта восстановительных работ, судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебная неустойка)", - говорится в документе.
Закон об охране окружающей среды обязывает лицо, причинившее вред окружающей среде, возместить ущерб при наличии вины, напомнил пленум. А для владельцев объектов повышенной опасности для окружающей среды обязаны возместить вред независимо от наличия вины. "В связи с этим, например, владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод", - пояснил пленум. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред экологии, только если докажет, что объект повышенной опасности выбыл из его обладания и не по вине владельца.
Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, напомнил пленум. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, лишь когда вред причинен неумышленно.
Пленум напомнил, что возмещение вреда может осуществляться как через взыскание убытков, так и возложением на ответчика обязанности восстановить нарушенное состояние окружающей среды. Выбор определяет истец в обращении в суд. Но "принимая во внимание необходимость принятия эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, <...> наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, <...> вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства", - отметил пленум ВС.
ВС напомнил, что размер ущерба окружающей среде определяется по установленным таксам и методикам (для земель, водных объектов, лесов, животного мира), а при отсутствии таких методик - исходя из затрат, необходимых для восстановления нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков. Вред окружающей среде подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц. Наоборот, возмещение вреда экологии не является основанием для освобождения от возмещения вреда гражданам и юридическим лицам.
Если ущерб экологии причинен несколькими лицами, действовавшими совместно, они несут ответственность солидарно. Например, владелец нефтепровода и владелец строительной техники, в результате деятельности которой произошел разлив нефтепродуктов.
Пленум предложил судьям по возможности разграничивать долю ответственности, если несколько лиц действовали независимо друг от друга. "Например, на двух лиц, осуществляющих независимо друг от друга складирование твердых бытовых отходов на не предназначенном для этих целей земельном участке, может быть возложена ответственность в долях, пропорциональных объему и классу опасности отходов, образующихся от деятельности указанных лиц, количеству используемых транспортных средств для вывоза отходов", - пояснил пленум. Если долю каждого установить невозможно, они отвечают в равных долях.
После обсуждения проект постановления направлен в редакционную комиссию на доработку с учетом высказанных замечаний.